суббота, 18 апреля 2015 г.

Взаимосвязь фронтальных, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы в условиях персонифицированной системы воспитания ребенка

Взаимосвязь фронтальных, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы в условиях персонифицированной системы воспитания ребенка.

28 комментариев:

  1. В условиях ПСВ необходимо оптимально сочетать коллективную и индивидуальную работу с воспитанником, чтобы избежать возможное развитие у ребенка, с одной стороны, индивидуализма, а с другой стороны, психологии толпы.

    ОтветитьУдалить
  2. Шумагина Оксана Владимировна.Нижегородская область.22 апреля 2015 г. в 13:20

    Наиболее благоприятным условием для проявления и развития субъектных качеств юношества является со-бытийная детско-взрослая общность.Фронтальные, групповые и индивидуальные формы воспитательной работы, организованные педагогом, могут моделироваться и реализовываться в специально организуемых педагогом условиях для формирования со-бытийной детско-взрослой общности.
    Взаимосвязь их должна прослеживаться в целях, которые мы ставим перед собой организую эти формы работы, а именно:
     обеспечить свободу, добровольность выбора участия (не участия)
     выстраивать и отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения;
     стимулировать проявление и осознание юношами своей позиции, способности уважать и понимать позицию другого.

    ОтветитьУдалить
  3. Галина Васильева, Псковская область.

    Для меня это сейчас трудный вопрос. Как найти эту тонкую грань взаимосвязи индивидуальных, коллективных, фронтальных форм? Главное дать ребенку свободу выбора.

    ОтветитьУдалить
  4. Исаева Наталья23 апреля 2015 г. в 15:31

    В условиях ПСВ приоритет, на мой взгляд, должен принадлежать индивидуальным формам работы. Участие ребенка в групповых и индивидуальных формах работы должно соответствовать его интересам и потребностям и максимально способствовать раскрытию самости и творческого потенциала. В то же время, участие в коллективных делах позволит ребенку занять более благоприятное положение в детской общности. Как справедливо отмечает Л.И. Новикова «Ребенок, будучи членом других, например, клубных, коллективов, обогащает сверстников знаниями, умениями и навыками, приобретаемыми им в этих коллективах …… Деятельность в коллективе должна обладать такими чертами, как общественная направленность, достаточно высокий уровень трудности, творческий характер, насыщенность познавательными элементами, ориентация на особенности и возможности каждого из ее участников».

    ОтветитьУдалить
  5. Все важно, все нужно! Главное - найти верное сочетание, не "пере" и не "недо", Каждый из нас (и, соответственно, из учеников наших) должен быть и "персоной", и "членом сообщества", большого либо маленького. Этому нужно учиться и учить! Трудно!!! Но важно!

    ОтветитьУдалить
  6. Как альтернатива - коллективная форма, где у ребенок больше раскрывается ответственность не только в отношении себя, но и коллектива в целом.

    ОтветитьУдалить
  7. Бизюкова Наталья Вячеславна г.Липецк
    Человек, пусть даже маленький, не может развиваться в вакууме. Так как реализация его целей может быть осуществлена через общение, умение находить общий язык со сверстниками, толерантность по отношению к ним, умению доказывать свою точку зрения. И здесь хороши все формы воспитательной работы. Главное не переборщить, у ребенка должен быть уголок спокойствия, где ему комфортно, а также где он бесспорный лидер. И именно это, как мне кажется лежит в основе персонифицированной системы воспитания.

    ОтветитьУдалить
  8. Согласна с авторами комментариев. Единственно, о чем еще хотелось бы сказать, это о сложности дозирования всех этих форм. Очень часто начинающие педагоги, вооруженные теорией, пытаются применить все и сразу на практике, не учитывая особенностей классных коллективов, индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Данное умение приходит с опытом, часто затем почти на интуитивном уровне, но повторю, что выработка какой-то одной методики просто, на мой взгляд, невозможна.

    ОтветитьУдалить
  9. Группа СЭЛ № 2123 апреля 2015 г. в 21:48

    Важнейшей особенностью педагогической деятельности в событийном взаимодействии является отсутствие жесткой методической и содержательной регламентации. Работа педагога носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации. Помощь ребенку обеспечивается на основе организации в педагогической деятельности событий, вызывающих сильные эмоциональные переживания. Эмоциогенный характер взаимодействия усиливается, если событие осуществляется в жизни коллектива, членом которого он является, и связано с групповым переживанием.

    ОтветитьУдалить
  10. В условиях ПСВ приоритет, на мой взгляд, должен принадлежать индивидуальным формам работы. Участие ребенка в других формах работы (групповой, фронтальной и т.д.) должно идти от индивидуальности ребёнка.

    ОтветитьУдалить
  11. Главным считаю - воспитание уважения к выбору другого, создание атмосферы равенства интересов всех представителей детского коллектива.
    Кущ Наталья Николаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №18 г.Липецк

    ОтветитьУдалить
  12. ПСВ требует такого сопровождения, которое учитывало бы индивидуальные особенности, потребности и развитие ребенка. Конечно, необходимо индивидуальное сопровождение. Но и групповые, коллективные формы работы тоже важны для ребенка, чтобы он мог занять определенное положение в детском коллективе, раскрыться и самоутвердиться. Умение сочетать эти формы работы - это и будет залогом положительного в ПСВ.

    ОтветитьУдалить
  13. Кочергина Г.Д., Смоенск23 апреля 2015 г. в 23:31

    Самое сложное - это реализовать идеи персонификации в условиях групповых форм обучения и воспитания. Педагогу важно учесть: работа, проводимая с группой учеников, должна быть направлена на развитие каждого ребенка, но при этом успех воспитательного взаимодействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других. При выборе воспитательного средства и оценке результатов воспитания важно учитывать не только индивидуальные качества ребенка, но и состояние, уровень развития коллектива.

    ОтветитьУдалить
  14. При ПСВ преобладают индивидуальные формы работы. Коллективные и групповые формы помогают ребёнку раскрыться: ребёнок сам познаёт себя в коллективе, может ли он отстоять свою точку зрения, убедить или доказать свою правоту.В системе воспитания надо сочетать все формы работы.

    ОтветитьУдалить
  15. ПСВ – это не «парная педагогика», хотя она может и должна включать в себя и индивидуальные воспитательные действия педагога, осуществляемые в процессе непосредственного диалогового взаимодействия взрослого и ребенка. Эти действия персонально ориентированы на конкретного ученика. Но педагог может использовать фронтальные и групповые формы и способы воспитательной работы, которые должны оказать влияние не на одного ребенка, а на группу детей или на все детское сообщество класса (школы). Вероятно, и такие формы, методы и приемы должны стать элементами ПСВ, если они влияют на ребенка, выступающего в качестве субъекта этой системы. В данном случае, можно предположить, что происходит пересечение ПСВ и воспитательной системы структурного подразделения (класса, ГПД, кружка, клуба, секции и т.п.) или всего образовательного учреждения.

    ОтветитьУдалить
  16. На мой взгляд, на начальном этапе необходимо отдать предпочтение групповым формам, что позволит сформировать коллектив и выбрать каждому свое место в нем. Затем перспективно использовать фронтальные формы, позволяющие прямо или косвенно дать оценку своему месту в коллективе и коллективу в целом. Индивидуальные формы на заключительном этапе необходимо сочетать с групповыми, что даст возможность проявляя себя согласовывать свои действия с интересами коллектива.

    ОтветитьУдалить
  17. Кузьменко С.Н.24 апреля 2015 г. в 09:29

    Только в постоянном сочетании предложенных форм возможна эффективность ПСВ. Предпочтение той или иной формы зависит от участников воспитательного процесса, цели и задач воспитания и направления воспитательной работы. Решающую роль в выборе формы воспитания играет профессиональная компетентность педагога и его педагогическое мастерство.

    ОтветитьУдалить
  18. В. Никулина, О. Кудрявцева г. Белгород
    В условиях ПСВ должна быть взаимосвязь фронтальных, групповых и индивидуальных форм воспитания. Трудно представить ребенка вне коллектива. Если в коллективе, в котором живет и развивается ребенок, складываются у него благоприятные (гуманные) отношения со взрослыми и другими детьми, необходимо активно и умело используется воспитательный потенциал данного сообщества в развитии ребенка. Важно чтобы ребенок выступал субъектом этих взаимосвязанных форм работы.

    если они

    ОтветитьУдалить
  19. 1. Роль значимого (референтного) взрослого в персонифицированной системе воспитания ребёнка.
    Для результативного процесса самовоспитания необходимо наличие некого идеального образа (может быть даже собирательного) взрослого, на который хочет быть похож ребёнок, ради чего он будет изменяться, совершенствоваться, развиваться.

    2 Направления деятельности классного руководителя по педагогическому обеспечению создания и развития персонифицированной системе воспитания.
    Во-первых, необходимо создание условий для развития субъективных свойств личности (лидерских качеств, самостоятельности, ответственности, умения работать в команде, умение решать проблему выбора и т.д.);
    во-вторых, необходимо создание максимального педагогического «поля возможностей» для развития творческого потенциала каждого ребёнка;
    в-третьих, позиция педагогов, родителя в воспитательном процессе, может определяться девизом «стань таким, каким ты хочешь стать. А я тебе в этом помогу», вместо традиционного «Стань таким, каким я хочу тебя видеть».

    4. Взаимосвязь воспитания (в том числе в коллективе) и самовоспитания в рамках ПСВ.

    Гораздо проще реализовывать самоактуализацию, саморазвитие, самовоспитание в коллективе близком по духу, по миропониманию, чем в среде, прямо противоположной твоим интересам и устремлениям.

    ОтветитьУдалить
  20. Исакова О.Ю., Псков24 апреля 2015 г. в 10:33

    Коллегиальное обсуждение всех запросов детей ( кл.час, ученический совет, индив. беседы)
    При этом роль учителя не в назидании, а в координации действий.
    Расскажу о своих методах воздействия. Мы с ребятами в процессе наших взаимоотношений пришли к выводу, что самовоспитание должно базироваться на «трёх китах»: хорошее образование, развитие творчества, доброжелательном отношении к людям. Развивая в себе всё это, можно добиться гармонии с самим собой. Но некоторые дети считают, что хорошее образование совсем не является ключом к успеху, приводят много примеров, когда, не имея образования, люди живут обеспеченно, ни в чём не нуждаются.
    «Второй кит» - наши творческие возможности. Вот где широкое поле для самовыражения! Давайте в конце года устроим выставку творческих работ, поделимся своими достижениями. Оказывается, что только одних «умных рук» мало, должна рукам помогать голова! В классе прошла акция «День добрых дел». Добрые дела потребовали доброе сердце и развитый ум. К выводам дети пришли сами, через результат собственной деятельности, а затем посыпались интересные предложения, которые и составили воспитательную систему. Таким образом, моя роль сводилась к координации действий без прямого вмешательства. А дети пришли к выводу, что много в этом мире зависит от их отношения к себе и окружающим, приобрели собственный опыт самовыражения.

    ОтветитьУдалить
  21. Смекалова Елена24 апреля 2015 г. в 11:06

    Наличие образовательной среды творческого типа присуще большинству учреждений дополнительного образования детей. Основными ее характеристиками являются следующие: восприятие творчества как особо значимой ценности, многообразие видов культуротворческой деятельности, субъект-субъектный характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, сформированность внутренних и внешних связей, рефлексивность. Безусловно, что такой тип среды может быть сформирован как в рамках одного образовательного объединения, если оно по каким-то причинам существует автономно, так и в рамках образовательного учреждения. Возможности и воспитательный потенциал педагогического сообщества образовательного учреждения гораздо значительнее. Сочетание различных направлений и форм работы , объединение в творческие группы детей и взрослых создают особую атмосферу творчества, способствуют эмоциональному единению коллектива. Именно в творческой среде ребенок чувствует себя подлинным субъектом собственного развития, здесь гораздо шире возможности выбора и проявления активности.

    ОтветитьУдалить
  22. Варначева Анна24 апреля 2015 г. в 14:35

    Взаимосвязь различных форм организации взаимодействия педагогов и учащихся становится актуальной при реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Не все формы будут успешно реализованы, если в общеобразовательной школе в обычном классе есть такой ребенок.
    Коллектив имеет большой воспитательный потенциал и при определенном уровне его развития, коллектив сам становится субъектом воспитания. Поэтому считаю, что важно использования в ПСВ не только индивидуальные, но и коллективные формы работы.

    ОтветитьУдалить
  23. Вавилова Ирина24 апреля 2015 г. в 15:30

    Чтобы избежать в развитие у ребенка, с одной стороны, индивидуализма, а с другой стороны - психолигии толпы, в работе с ним необходимо сочетать коллективные, индивидуальные формы работы.

    ОтветитьУдалить
  24. Коллектив Кохомской коррекционной школы VIII вида, Ивановская область.
    На наш взгляд, всё зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, и от этого будет зависеть выбор форм воспитательной работы. Соответственно, кому-то больше подойдут индивидуальные формы, а кому-то групповые или интеграция и тех и других. Главное при этом не забыть о личности ребёнка, о его желаниях и возможностях.

    ОтветитьУдалить
  25. Макарова Ирина Вениаминовна24 апреля 2015 г. в 19:19

    Оптимальное соотношение коллективной, групповой и индивидуальной деятельности представлено в методике коллективной творческой деятельности, а также в технологии проектирования, особенно социального проектирования. Они позволяют также применять адекватные методы: в коллективных формах деятельности преобладают интерактивные методы, в групповых преимущественно - вербальные и даже вербально-репрдуктивные, в индивидуальных - творческие, рефлексивные. Коллективные формы создают для педагога много возможностей для включенного наблюдения. Оно будет эффективным, если обнаружатся проблемы, которые необходимо обсудить и проговорить, тогда и творческая деятельность будет носить воспитывающий (духовно-нравственный характер), а "ситуация успеха" - вдохновляющей.

    ОтветитьУдалить
  26. 3. Вспоминаем практику воспитательных систем. Органичное сочетание индивидуальной и коллективной работы с каждым ребёнком. Учитывать право выбора ребёнка, желание его и готовность проявить себя в видах деятельности, где наиболее ярко раскрывается его творческая индивидуальность, успешность, самость.
    С уважением, Светлана Заваденко

    ОтветитьУдалить
  27. Зарембо Н.И. СЭЛ № 21 г.Пскова
    Используя коучинговую технологию в воспитательной работе класса, хочу сказать, что ученик- персона не может развиваться вне классного сообщества. Поэтому здесь соглашусь с Заваденко С.В.: учитель -коуч, сопровождая ученика в его личностно индивидуальном развитии, учитывает право выбора ребёнка, желание его и готовность проявить себя в различных видах деятельности.

    ОтветитьУдалить
  28. Взаимосвязь фронтальных (я бы заменила на коллективные), групповых и индивидуальных форм воспитательной работы в условиях персонифицированной системы воспитания ребенка.

    В самом деле, как, работая с целым классом, учителю реализовывать персонифицированную систему воспитания? Думается, что каждый человек (и ученик в том числе) обладает частным и общим. Частное — то что характеризует лично ученика, а общее — это то, что характеризует многих или большинство. Но присутствует еще и всеобщее — то, что характеризует всех учеников без исключения. Частное, общее и всеобщее дают общую схему иерархии качественных уровней. Они как верстовые столбы отмечают основные пункты в этой иерархии. А следовательно и возможность увидеть взаимосвязи фронтальных, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы. Внутри каждой из указанных категорий имеется своя градация уровней. Например, когда мы говорим об общем, то нередко употребляем выражения "более общее" и "менее общее". Это, так сказать, непрерывно градация уровней.

    Иной пример градации дает категория всеобщего. Градация уровней внутри этой категории носит прерывно-количественный характер. Всеобщее в пределах одной качественной определенности выступает как частное в пределах другой, более общей качественной определенности. Например, для всех детей общим признаком являются возрастные особенности. А частным – индивидуальные особенности и интересы, эти признаки не являются всеобщими. Всеобщие разного уровня соотносятся друг с другом примерно так же, как бесконечный ряд четных чисел и бесконечный ряд натуральных чисел. Первый ряд, хотя и является "частью" второго, так же бесконечен, как и этот второй. Более того, указанные ряды равномощны, так как каждому элементу одного ряда соответствует элемент другого ряда. Разные всеобщие

    "ведут себя" подобным образом. Одно всеобщее может быть "частью" другого всеобщего, и, тем не менее, оставаться всеобщим.

    Иерархия качественных уровней предполагает как отграниченность, разнообразие, многообразие предметов, так и их связь, общность, единообразие.

    Лариса Куришкина г.Смоленск

    ОтветитьУдалить