суббота, 18 апреля 2015 г.

Взаимосвязь воспитания (в т.ч. в коллективе) и самовоспитания в рамках персонифицированной системы воспитания ребенка

Взаимосвязь воспитания (в т.ч. в коллективе) и самовоспитания в рамках персонифицированной системы воспитания ребенка

36 комментариев:

  1. Взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания точно выражена словами Л.С. Выготского, что «всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание».Закономерная двусторонность педагогического процесса показывает, что развитие ребенка происходит под влиянием и воспитания и самовоспитания. Самовоспитание является как относительно самостоятельным процессом, так и результатом воспитательных воздействий. Оно реализуется под влиянием педагогов, социальной среды и активности самого ребенка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Екатерина Ивановна, за первый комментарий нашей интернет-сессии. Старт дан, и надеемся на активность участников межрегионального исследования в обсуждении пяти предложенных проблем.

      Удалить
  2. Светлана Назимова21 апреля 2015 г. в 16:43

    Думаю, что воспитание в традиционном понимании предшествует самовоспитанию. То есть наши воспитательные действия (воздействия) способствуют развитию внутренних потребностей ученика в духовном и физическом совершенствовании. Во всяком случае, нам, учителям, хочется в это верить. Но в рамках ПСВ приоритеты, наверно, должны поменяться, ведь ПСВ – это путь к субъектности , а опоры на пути к субъектности - стремление к развитию, саморазвитию… Значит сначала опоры, фундамент, т.е. самовоспитание, а уже потом мягкое непрямое воспитательное воздействие?!

    ОтветитьУдалить
  3. Светлана Ильмаровна, всегда размышляете по существу, поэтому и решили затронуть проблему первичности воспитания или самовоспитания. А это из серии размышлений философов над вопросом о первичности курицы или яйца. Но я сам склонен назвать первичным воспитание, ведь оно является главным фактором становления субъектности ребенка. Ребенку очень трудно стать и быть подлинным субъектом собственного развития. Конечно, полностью с Вами согласен о необходимости применения мягких, а не жестко авторитарных форм и способов педагогического влияния на развитие субъектности ребенка.

    ОтветитьУдалить
  4. Фоменко Н.И., Белгородский район22 апреля 2015 г. в 08:15

    Самовоспитание – это процесс намеренного изменения, возведение человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития. Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. В рамках ПСВ помочь в этом, на мой взгляд, может человековедческий психолого-педагогический курс «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко. Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Сегодня данный курс может реализовываться классными руководителями за счёт часов внеурочной деятельности.

    ОтветитьУдалить
  5. Светлана Назимова22 апреля 2015 г. в 10:57

    Меня давно волнует вопрос, на который все, наверно, уже нашли ответ. Пусть мне будет стыдно, но я его задам: ПСВ будет строиться (затем реализовываться) для отдельного взятого ребёнка или это новый вид воспитательной системы всего класса, где целью станет становление субъектности каждого ребенка? Если второе – не представляю, как уйти от от традиционной ВС класса, ведь она и так носит гуманистический характер. Здесь надо придумать что-то необыкновенное?! Если первое – тогда совсем непонятно: у меня есть мальчик Женя, очень талантливый, я должна ему помочь – его ждёт блестящее будущее… А девочка Катя неблагополучная, без моей помощи пропадёт. Я талантливый энергичный педагог, пожалуй, сил хватит ещё и на Леночку – создам и для неё ПСВ. А как же Наденька, она тоже замечательная?! И Свету я люблю… нет, только Женя, Катя и Лена. А по отношению к другим это гуманно? Получается, ПСВ антигуманна?

    ОтветитьУдалить
  6. Шумагина Оксана Владимировна.Нижегородская область.22 апреля 2015 г. в 13:41

    Взаимосвязь видится в том, что в хорошем классном коллективе формируются ресурсные возможности для самовоспитания ребенка, а именно:
     защищенность – не боюсь проявить себя, свою инициативу, позицию, деятельность;
     сплоченность – чувство МЫ, как принадлежность к референтной группе, значимость ценностей и норм жизни в классе, для проявления своей субъектности, идентификации юношеством себя с общностью класса и самоопределения в общности;
     авторитет педагога, для проявления субъектности он выступает как образец проявления своих субъектных качеств;
    -через воспитание в коллективе ребенок познает себя.
    Все выше перечисленное является условием саморазвития субъектных качеств юношей и девушек, условиями самовоспитания.

    ОтветитьУдалить
  7. Стюбко Надежда22 апреля 2015 г. в 14:50

    Воспитание является базисом, основой для социализации личности и раскрывает широкий спектр возможностей для самовоспитания, т.к. оно - самовоспитание направлено на личностное совершенствования человека.

    ОтветитьУдалить
  8. Понизовская Л.И.22 апреля 2015 г. в 15:21

    Взаимосвязь воспитания и самовоспитания в рамках персонифицированной системы необходима. Более того, иначе и быть не может. В коллективной деятельности ребенок может узнать себя настолько, что это явится мощным стимулом для самовоспитания. И, наоборот, ученик занимающийся самовоспитанием, может очень многое дать коллективу. Словом, КТД способно одинаково эффективно решать задачи как коллективного, так и персонального характера.

    ОтветитьУдалить
  9. Галина Васильева.

    Рассуждаю и задаю себе такие вопросы, как Светлана Назимова. Но думаю, что в коллективе (а для нашего интерната, это особенно ярко проявляется) ребенок находит (с помощью взрослого) стимул для самовоспитания.

    ОтветитьУдалить
  10. Исаева Наталья23 апреля 2015 г. в 10:01

    Очень интересны рассуждения Светланы Назимовой, о том, для кого классный руководитель может создать ПСВ. Наверно, в идеале такие системы должны быть созданы для всех детей, но учитывая занятость классного руководителя, это, скорее всего, невозможно. И тогда возникает вопрос, кто может стать модератором такой системы. Если мы обратимся к информационно-аналитической записке по результатам интервью, мы увидим, что классный руководитель занимает лишь четвертое место среди значимых взрослых, внесших наибольший вклад в успех ребенка. При этом наибольшее количество упоминаний классного руководителя приходится на третий круг. Самое большее количество упоминаний у учителей-предметников, затем идут родители, затем педагоги дополнительного образования. И мне кажется, что модератором ПСВР, координатором всех воспитательных воздействий может стать не только классный руководитель. В зависимости от конкретной ситуации это может быть учитель-предметник, педагог дополнительного образования, в случае с неблагополучным ребенком – педагог-психолог, социальный педагог…… Хотя конечно очень бы хотелось, чтобы такие системы, были созданы для всех детей.

    ОтветитьУдалить
  11. Толопило Людмила Дмитриевна23 апреля 2015 г. в 10:28

    Воспитательный процесс, как и процесс обучения, имеет двусторонний характер. Он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Если в учебном процессе двусторонность проявляется во взаимосвязи преподавание и учения, то воспитательный процесс представляет собой взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
    Самовоспитание – это процесс целенаправленного формирования требуемых качеств личности, протекающий под управлением самой личности. Самовоспитание сопутствует воспитанию и одновременно является его результатом.

    ОтветитьУдалить
  12. Котова Ольга Фёдоровна
    Важнейшим результатом персонифицированного воспитания является прежде всего готовность и способность человека к самовоспитанию. Так как самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя неких определенных (обычно социально одобряемых) качеств. Это конечно же сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс.
    Самовоспитание характеризуется готовностью и способностью личности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, самокритичности и в результате – установкой на самосовершенствование.

    ОтветитьУдалить
  13. Вавилова Ирина23 апреля 2015 г. в 15:30

    Воспитание является основой для социализации личности и раскрывает широкий спектр возможностей для самовоспитания, т.к. оно - самовоспитание направлено на личностное совершенствования человека, но координатором всех воспитательных воздействий должен стать педагог (классный руководитель, учитель-предметник, педагог дополнительного образования и др. )

    ОтветитьУдалить
  14. Андреева Е.Ю. город Псков23 апреля 2015 г. в 16:02

    По своей сущности самовоспитание это явление больше социальное, которое определяется рядом объективных условий, одним из них и будет являться воспитание. Воспитание - двигатель общественного развития, а самовоспитание - сознательная деятельность. Эти два взаимосвязанных процесса вопросы не столько науки, сколько самой жизни.

    ОтветитьУдалить
  15. Вас приветствует творческая группа Переслегинской гимназии. В ответ на комментарий Св. Назимовой. Нам показалось, что Вы очень хорошо почти сформулировали ответ на вопрос о взаимосвязи воспитания и самовоспитания. Воспитание в ВС класса нужно "построить" так, чтобы и у Жени, и у Светы, и у Наденьки появилась "потребность в самовоспитании". А это уже ПСВ. Сумбурно, но вот так как-то)))

    ОтветитьУдалить
  16. Рассматривая три стороны единого процесса становления человека: воспитание как внутренний процесс саморазвития, самореализации путем приложения к самому себе волевых усилий; воспитание как взаимодействие с социокультурной средой; воспитание как специально организованный педагогический процесс, следует иметь в виду, что все они взаимообусловлены и существуют только в единстве (Л.М. Лузина). Если не создать соответствующих условий, то не будут упорядочены воздействия социальной среды на школьника и его саморазвитие, самореализация пойдут по ложному пути. Для нас важно создать такие условия в детско-взрослом коллективе, при которых одновременно будет реализовываться персонифицированная система воспитания каждого ребенка и развитие со-бытийной общности в целом. А для этого школьную жизнь нужно сделать полноценной жизнью, в которой есть место действиям и поступкам.
    Коллектив будет оказывать позитивное влияние на ребенка только в том случае, если сам ребенок принял «правила» этого коллектива, ему близка позиция коллектива, он чувствует себя его неотъемлемой частью (или стремиться ей стать).
    Еще раз повторюсь, без самовоспитания невозможно воспитание, но и без целенаправленного воспитания саморазвитие может пойти по "ложному" пути.

    ОтветитьУдалить
  17. Группа СЭЛ № 2123 апреля 2015 г. в 21:57

    Событийного взаимодействие: включение ребенка в значимую деятельность, реализация принципов самоуважения, самосовершенствования, целостности, активности.

    ОтветитьУдалить
  18. Мне кажется, что результатом персонифицированного воспитания является готовность и способность человека к самовоспитанию. В этом есть связь)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Воспитание и самовоспитание - две стороны единого процесса формирования личности. Воспитание - двигатель общественного развития. Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Поэтому сегодня очень важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию. Очень будет замечательно, если эти траектории совпадут в одном направлении. "Никто не становится хорошим человеком случайно" (Платон)

      Удалить
  19. Взаимосвязь между воспитанием и самовоспитанием очень тесная - это две стороны одной монеты. Согласна с мнением Понизовской. Индивидуальность может проявить себя в коллективе и наоборот. В то же время другие члены коллектива могут иметь возможность увидеть мотив, стимул, проявить желание к саморазвитию.
    Кущ Наталья Николаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №18 г.Липецк

    ОтветитьУдалить
  20. Воспитание и самовоспитание безусловно взаимосвязаны. Нужно провести огромную работу для того, чтобы ребёнок занялся самовоспитанием.

    ОтветитьУдалить
  21. Кочергина Г.Д., Смоленск24 апреля 2015 г. в 00:43

    Взаимосвязь воспитания и самовоспитания - это как две стороны одной медали.
    Эффективное взаимодействие педагога и ребенка, диалоговый характер отношений обучающегося с педагогом может приводить к «переворачиванию субъектности» (термин В.В.Рогачёвва), когда ребенок сам выступает в роли инициатора, организатора, контролера.
    Персонифицированное сопровождение ребенка обязательно должно быть направлено на создание условий, потребностей к самовоспитанию, овладение им приемами самоконтроля, самокоррекции, саморегуляции, самооценки.

    ОтветитьУдалить
  22. Необходимо признать, что самовоспитание в рамках любого общества должно быть ограничено правилами, нормами и социальными требованиями. Роль таких ограничений играет воспитание как процесс коррекции траектории личностного развития. Главный вопрос педагогики заключается в том: «Кто, когда, где и в какой форме предъявит эти ограничения ребенку» Главный вопрос психологии «Как воспримет эти ограничения сам ребенок»

    ОтветитьУдалить
  23. Кузьменко С.Н.24 апреля 2015 г. в 09:39

    Самовоспитание как внутриличностный процесс инициируется воспитательной работой, которая может актуализировать или заглушать духовные запросы и социальные потребности личности. ПСВ это система актуализации запросов, интересов и потребностей личности, где социальная среда мотивирует ребенка на самовоспитание и саморазвитие.

    ОтветитьУдалить
  24. Баранова Н.И., Смоленская область24 апреля 2015 г. в 11:37

    Древнегреческий философ Платон сказал: "Никто не становится хорошим человеком случайно." Воспитание и самовоспитание - две стороны единого процесса формирования личности. Воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание. Для того, чтобы ребёнок полноценно интегрировался в современное общество, то ему не обойтись без широкого кругозора, знаний в различных областях науки, гражданской активности, высокой культуры.Поэтому сегодня важно выдвижение на первый план - побуждение к самовоспитанию.

    ОтветитьУдалить
  25. Бизюкова Наталья Вячеславна г.Липецк
    Ответ на этот вопрос кроется в самом определении что такое персонифицированная система воспитания. Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности. По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс. По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс. Индивидуальное развитие учащихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив. Разнообразие интересов школьников, широта их кругозора, высокий уровень общей культуры создают условия для выявления разносторонних наклонностей и возможностей членов коллектива, что в свою очередь обогащает коллективные отношения, влияет на развитие и совершенствование коллектива в целом.

    ОтветитьУдалить
  26. Юлия Ярышкина24 апреля 2015 г. в 12:13

    Добрый день, коллеги! По данному вопросу я бы сказала так: хорошо, если в контексте ПСВ осуществляется взаимосвязь воспитания и самовоспитания. Воспитательное пространство должно содержать условия для самовоспитания. Воспитатние в рамках субъект-субъектных отношений создает кризисные точки для воспитуемых, от которых начинается новое (векторно или содержательно) движение саморазвития. Какую позицию при этом занимает референтный взрослый в период движения ребенка от одной кризисной точки до другой - большого значения не имеет. Для него важно фиксировать изменения, происходящие в развитии ребенка, анализировать, определять для себя новую педагогическую задачу и моделировать стратегии возникновения новых возможных кризисных точек и векторов становления и развития определенных качеств, умений, позиций, мотивировок у ребенка. С уважением Ю.А.Ярышкина

    ОтветитьУдалить
  27. Гораздо проще реализовывать самоактуализацию, саморазвитие, самовоспитание в коллективе близком по духу, по миропониманию, чем в среде, прямо противоположной твоим интересам и устремлениям.

    ОтветитьУдалить
  28. Макарова Ирина Вениаминовна24 апреля 2015 г. в 14:44

    Здравствуйте, коллеги. Да, процесс воспитания и самовоспитания - двуединый процесс. Тем не менее цель воспитания всё- таки включает в себя самовоспитание, результатом чего является, возможно, субъективное представление о себе как личности самоактуализарующейся ()по А.Маслоу). Самоактуализирующуюся, саморазвивающуюся личность характеризует, на наш взгляд, следующее отношения к самому себе:
    - САМОПРИНЯТИЕ – убеждение перед собой в законности и ответственности собственного бытия, гармония и согласие внутренних «образов Я». Принятие собственной внешности, способностей, интеллекта. Это главное условие способности центрироваться на внешних, а не на внутренних проблемах (комплексах и защитах).
    - ЗНАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ: РЕАКЦИЙ, ВЛЕЧЕНИЙ, ЗАДАТКОВ, СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕМПЕРАМЕНТА, ЧЕРТ ХАРАКТЕРА, - ВСЕГО ТОГО, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС ИНДИВИДА, НА ЧЁМ ОСНОВЫВАЮТСЯ АМБИЦИИ, ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И БУДУЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
    - СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ, умение анализировать, оценивать и владеть своими чувствами, способность говорить себе правду, какой бы болезненной для самолюбия она ни была, т.к. это главное условие двигаться вперед и развиваться.
    - ПРИЗНАНИЕ И ПРИНЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, внешнего «образа» мира, бытия других, позитивное мироощущение (внутреннее убеждение, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен ко мне).
    - СПОСОБНОСТЬ К ПОНИМАНИЮ, СОЧУВСТВИЮ, СОСТРАДАНИЮ другому, требовательность к себе и терпимость к недостаткам других (условие не быть одиноким и иметь друзей).
    -АКТИВНОСТЬ, нацеленность на преодоление жизненных проблем, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей.
    - ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, самоуважение, позитивная «Я – концепция», высокая оценка самого себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений.
    - ПРИЗНАНИЕ И ГОТОВНОСТЬ К ПОСТОЯННОМУ ПОИСКУ ИДЕАЛОВ, высших надличностных ценностей и смыслов бытия (в религии это называют духовностью как стремлением приблизиться к Богу).
    - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ, готовность к самостоятельным жизненным выборам, способность сказать «нет» тем, кто посягает на твоё достоинство, свободу иметь собственное мнение, право жить собственной жизнью.
    - ВКЛЮЧЁННОСТЬ В НАСТОЯЩЕЕ, способность получать удовольствие от жизни, искусства, красоты природы; уметь радоваться, быть счастливым (что означает развитость внутреннего мира молодого человека, эмоциональной сферы, ясности чувств).
    Конечно, идеально, самому быть таким, что бы было с кого пример брать. С другой стороны, воспитывая ребёнка, т.е. сопровождая его в процессе самоактуализации, сам педагог не может избежать саморазвития. Самоактуализация, таким образом, и процесс и результат одновременно.

    ОтветитьУдалить
  29. Коллектив Кохомской коррекционной школы VIII вида, Ивановская область.
    В коррекционной школе сложно говорить о самовоспитании, скорее о создании условий для воспитания личности, способной на социализацию в обществе.

    ОтветитьУдалить
  30. Светлана Шестак24 апреля 2015 г. в 17:58

    Мама учила: хочешь лежать — сядь,
    хочешь сидеть — встань,
    хочешь стоять — беги,
    - и ты будешь впереди
    В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие.

    ОтветитьУдалить
  31. Воспитание и самовоспитание взаимосвязаны. Воспитание без догм всей общностью заинтересованных лиц из ближайшего окружения ребёнка, может благотворно повлиять на развитие субъектности ребёнка. И опять ссылаюсь на коучинг. Метод коучинга даёт мощный импульс, побуждающий ребёнка к самовоспитанию и самостоятельному решению проблем.

    --
    С уважением, Светлана Заваденко

    ОтветитьУдалить
  32. Коллектив МОУ "Гимназия" г.Дно24 апреля 2015 г. в 22:17

    Как уже отмечали коллеги,воспитание и самовоспитание взаимосвязаны,так как при гармоничном, разностороннем воспитании должно появиться желание к самовоспитанию.

    ОтветитьУдалить
  33. Зарембо Н.И. СЭЛ № 21 г. Пскова
    Абсолютно согласна с мнением Заваденко С.В. в том, что технология коучинга даёт мощный импульс, побуждающий ребёнка к самовоспитанию и самостоятельному решению проблем.

    ОтветитьУдалить
  34. Юлия Митькова (Смоленск)24 апреля 2015 г. в 23:39

    Системы воспитания и самовоспитания в рамках ПСВ ребенка должны интегрироваться, дополняя друг друга.
    Развитие личности в данной системе – это важнейший процесс, включающий самопознание, саморазвитие, самосовершенствование. Он многоступенчатый и стадийный. Содержание деятельности отражено в названии стадий: 1 стадия: познай себя;
    2 стадия: меняйся;3 стадия: действуй и формируй новые эффективные стратегии жизнедеятельности.

    ОтветитьУдалить