среда, 9 декабря 2015 г.

Как разработать целостную модель (проект) ПСВ?

Как разработать целостную модель (проект) персонифицированной системы воспитания, когда ее субъектами является не один, а несколько человек (родители, классный руководитель, учитель-предметник, воспитатель интерната, педагог дополнительного образования и т.д.)?

19 комментариев:

  1. Я думаю необходимо первоначально провести диагностику личностных качеств, способностей и возможных влияний всех перечисленных субъектов (как бы мы не хотели, но влияния одних необходимо минимизировать, а других усилить). Затем выделить наиболее значимых взрослых, способных реализовать модель. После составить план совместных действий и наконец проводить срез полученных результатов за некоторый промежуток времени, например за неделю (месяц) для корректировки.

    ОтветитьУдалить
  2. Думаю, очевидно, что необходимо несколько шагов (этапов) этой деятельности:
    1. сбор информации (запросов, пожеланий, ожиданий, рекомендаций, видения перспектив и т.д.) от разных субъектов (не забыв при этом самого ребенка; при этом - чем старше он, тем более значимой, в итоге - определяющей, должна быть его роль);
    2. анализ полученной информации (опять же, в зависимости от возраста ребенка и от ситуации в семье - субъектами анализа могут быть: родители + ребенок + кл. рук-ль/тьютор; кл. рук-ль/тьютор + ребенок; ребенок + кл. рук-ль/тьютор; ребенок + родители и т.д.)
    3. "сборка" - т.е., выбор подходящих ребенку, наиболее значимых для его развития целей, форм, содержания и т.д.
    4. собственно "проектирование": определение периода (например, 1 год), формулировка ожидаемых результатов, направлений деятельности субъекта (ребенка), содержания и форм работы (имеется ввиду - конкретные кружки, секции дополнительного образования, к.-л. внеурочная работа, др. виды деятельности), в итоге должен получиться план на год; если ребенок младшего возраста отдельным пунктом должны быть указаны лица (педагоги, родители и т.д.), которые будут организовывать его сопровождение к месту его деятельности.
    5. оформление проекта: думаю, лучше к.-л. творческая форма (все-таки, персонифицированная система), которую могут придумать ребенок с родителями/ педагогом или самостоятельно (наверное, возможен как электронный, так и печатный формат).
    Примечание: Для сбора информации можно использовать как традиционные анкеты и опросники, так и более современные google-формы, которые удобны для работы нескольких авторов, но есть сложности - необходим google-аккаунт и некоторые навыки.

    ОтветитьУдалить
  3. Я думаю, что одним из наиболее сложных моментов в разработке ПСВ является координация усилий всех субъектов системы воспитания. Кто-то должен стать инициатором моделирования такой системы, взять на себя роль координатора взаимодействия значимых взрослых и самого ребенка, собрать всю необходимую информацию, организовать целеполагание ребенка, соотнести ожидания взрослых, их видение дальнейшей траектории развития ребенка. На мой взгляд, можно согласиться с предложенными Татьяной этапами проектирования ПСВ. Но остается открытым вопрос: КТО? Исаева Н.М. г. Иваново

    ОтветитьУдалить
  4. На первом этапе исследования были предложены интересные методы (интервью, анкеты)по самопознанию, изучению влияющих на ребенка событийных общностей, референтных взрослых. На начальном этапе моделирования, на мой взгляд, никто лучше самого ребенка не определит перечень субъектов, который необходимо учитывать при построении ПСВ.
    Для обеспечения обратной связи и обеспечения объективности оценок необходимо получить информацию о ребенке из различных источников (семьи, педагогов, одноклассников и др.). На основе анализа полученных данных представляется возможным построение более-менее конкретной модели ПСВ с последующим обсуждением всеми субъектами моделирования. На данном этапе предполагается активный обмен мнениями, корректировка. На основе полученной в результате модели представляется возможным планирование деятельности по реализации персонификации (как в рамках общего плана, так и конкретизируя деятельность субъектов процесса).

    ОтветитьУдалить
  5. Шумагина ОксанаВладимировна,г.Заволжье16 декабря 2015 г., 17:42

    У нас есть опасения, что это не возможно сделать на бумаге взрослому. «Соединять» будет ребенок в своей голове. Некая умозрительная модель, которую он создаст сам, отбросив, все, что ему не очень нужно, важно, основываясь на детской интуиции. Но этот вариант не универсален, а подходит лишь для ПСВ тех детей, которые имеют ярко выраженные способности.
    Если речь идет о ПСВ ребенка с трудным поведением или ослабленным здоровьем нужен другой подход. Какой? Мы пока не знаем.

    ОтветитьУдалить
  6. Модель разработать несложно. Сложно будет её осуществить. Для этого, прежде всего, необходима ценностная консолидация всех воспитателей (родителей, классного руководителя, учителя-предметника, воспитателя интерната, педагога дополнительного образования и др.) началом которой является желание договариваться – несмотря на все возможные различия, позиции, установки, мнения – во имя ребёнка. Представляется, что оптимально это может происходить в условиях воспитательной системы гуманистического типа (как в классе, так и в школе), другой тип ВС вряд ли «разрешит», в принципе, существование ПСВ.
    С.А.Фадеева

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваше мнение интересно. Но мне кажется, что как раз разработка модели-это тот фактор, от которого будет зависеть эффективность применения персонифицированного подхода. Без "ценностной консолидации" и "желания договориться" обойтись сложно, но возможно, если строить модель исходя из интересов ребёнка и семьи. Будучи классным руководителем в 5 классе (было это лет 10 назад)услышала от своих детей примерно следующее: "А почему мы все идём в кино? Мне бы хотелось на хоккей", "Я бы хотела сделать в классе живой уголок..." и т.п. Попросила детей дома составить свой "Годовой маршрут школьных дел, событий". Через неделю у меня был полный комплект "маршрутов". Честно сказать, желания моих детей были настолько разнообразны,что я не знала как хотя бы часть их задумок воплотить в жизнь. Объяснив это детям, получила ответ: "Сделаем открытую регистрацию...". Получилось следующее: каждый выбрал одно самое значимое для него мероприятие из "маршрута"(оказалось, что предложения можно сгруппировать) и затем ребята регистрировались для участия в мероприятии, а ответственными организаторами были учащиеся "выдвинувшие предложение" Родители на собрании, познакомившись с "открытой регистрацией" включились в процесс. За учебный год было реализовано порядка 10 мероприятий. При организации и проведении образовательного проекта потребовалась помощь коллег, так к нашему делу присоединились учителя-предметники. Тренер одного из учащихся моего класса подключился к проведению мероприятия спортивной направленности на базе ДЮСШ... Мне стало ясно, что такая организация работы в классе эффективна. Сейчас понимаю, что некие признаки персонифицированного подхода в этом присутствовали. Наверно, в условиях современной школы, где классно-урочная организация образовательного процесса пока ведущая, где классный руководитель-это ещё и учитель-предметник, сложно говорить о персонифицированной системе "в чистом" виде, всё равно так или иначе реализовывать её придётся в условиях классного коллектива. Поэтому следует поразмыслить на тему "Модель ПСВ и её реализация в классном коллективе." Спасибо коллегам. Интересно знакомиться с разными мнениями. Это наталкивает на размышления и побуждает к деятельности.

      Удалить
  7. Боровская Елена17 декабря 2015 г., 14:01

    Интересная дискуссия на этих страницах! Соглашусь со Светланой Александровной Фадеевой, что осуществление модели - это самое трудное действие. Осуществление во многом зависит от того, насколько грамотно и обоснованно проработана модель, какими возможностями и рисками она обладает, насколько компетентны в ее понимании те, кто ее реализует... Являясь приверженцем "средовой" модели организации образовательного процесса, замечу только, что сама разработка модели требует и временных, и кадровых, и интеллектуальных ресурсов... С уважением, Боровская Е.В., Нижний Новгород

    ОтветитьУдалить
  8. Диагностика на начальном этапе, пошаговый характер действий необходим в таком многосубъектном (если можно так выразиться) воспитательном процессе. Думается педсоветы, малые пед. планерки, совещания, в первую очередь, должны проводиться с целью координации воспитательных усилий педагогов, а не для обсуждения различных «бумажек». Возможно использование современных технологий: если говорить о создании электронной базы данных на каждого ребенка, почему там не может быть блога педагогов, в котором у них будет возможность взаимодействовать (часто значимые для ребенка взрослые видятся редко, а то и вовсе не пересекаются, например, кл. рук-ль и тренер спорт. секции). Хотя понимаю, в реальной практике это неосуществимо – нет столько времени у учителей.

    ОтветитьУдалить
  9. Педагоги Покровской СОШ Псковской области17 декабря 2015 г., 19:16

    Разработка целостной модели ПСВ — процесс довольно длительный. В начале нужно подготовить к работе классного руководителя - без него ничего не получится. Затем — пакет диагностических материалов для изучения ребенком самого себя и изучения его самого (главное, чтобы формы диагностики соответствовали возрасту и были интересны ученику).В соответствии с полученными результатами ребенок (возможно, конечно, и помощь ему) определяет круг людей, которые значимы для него и окажут активное содействие на пути к успеху.
    Далее составляется план — схема взаимодействия ученика с другими субъектами ПСВ , определяются конкретные промежутки времени, когда будут подводиться итоги и вноситься необходимые коррективы (без этого не обойтись) . Но это только общий алгоритм действий. В каждом конкретном случае будут свои шаги, свои находки.(Школьные и классные воспитательные системы моделируются тоже по-разному.) И как нам видится, процесс моделирования не должен завершаться большим и трудоемким документом. Все должно быть лаконично и даже,по возможности, ярко и красочно.

    ОтветитьУдалить
  10. Разработка модели ПСВ процесс длительный, многое нужно тщательно продумать. Думаю, что нужно провести диагностику личностных качеств ребенка. Сможет ли ребенок сам определить наиболее значимых для себя взрослых, возможно, значимую Со-бытийную общность?
    Галина Васильева, Псковская область.

    ОтветитьУдалить
  11. Валентина Николаевна Усова, Смоленская область18 декабря 2015 г., 00:11

    Инициировать создание ПСВ может любой субъект, в том числе и сам ребенок, если он четко понимает, к чему стремится. В таком случае он обращается к тем взрослым (педагогам, родителям, близким и т.д.), которые в состоянии вместе с ним разработать и пройти маршрут личностного роста или профессионального самоопределения.
    Но чаще всего инициативу создания ПСВ будет брать на себя тот взрослый, который:
    а) заинтересован в судьбе ребенка (родители, близкие);
    б) заметил его склонности, талант, способности и готов развивать их (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования);
    в) знает проблемы психического или физического развития ребенка, проблемы социального плана, проблемы в отношениях со взрослыми, сверстниками, педагогами и т.д. (классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог);
    г) озадачен своими профессиональными обязанностями обеспечить осуществление индивидуального подхода в воспитании детей (классный руководитель, педагоги, психолог, администрация ОУ).
    Любой из перечисленных выше субъектов может выполнять одну из функций по созданию ПСВ для содействия в реализации потребностей и интересов ребенка:
    - инициатор создания системы;
    - проектировщик (конструктор) системы;
    - непосредственный создатель системы;
    - координатор действий участников создания системы;
    - инициатор встреч, организатор событий (ведущий поиск людей, дел, ценностей, технологий – всего, что может стать системообразующим фактором).
    Мы сделали попытку разработать для начала своей деятельности по созданию ПСВ Памятку (таблицу-конструктор). К сожалению, таблицу вставить не удается, поэтому представим материал в виде плана.
    I. Подготовительная деятельность.
    1.Становление педагогических отношений на основе гуманистических ценностей, сотрудничества, взаимного доверия. Со-бытийная деятельность.
    2. Исследовательская работа: анализ научно-методической литературы, локальный эксперимент, опытно-педагогическая работа.
    3. Мотивационно-диагностическая работа: анкетирование, собеседование, изучение личных дел воспитанников, стартовый мониторинг.
    4. Яркое, интригующее событие, которое может заинтересовать ребенка и дать толчок для создания ПСВ.
    5.Создание ситуации успеха, который может стать отправной точкой для самореализации ребенка и создания с этой целью ПСВ.
    II. Основание для создания ПСВ (oтправная точка).
    1.Потребности, интересы, желания, мечты, перспективные устремления ребенка.
    2.Склонности, способности, талант ребенка.
    3. Необходимость в профессиональном самоопределении и самореализации.
    4.Социализация ребенка.
    5.Необходимость повышения социального статуса ребенка.
    6.Реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
    7.Асоциальное поведение (трудный подросток).
    III. Инициатор создания ПСВ.
    1.Сам ребенок.
    2.Родители, близкие.
    3.Учитель-предметник.
    4.Педагог дополнительного образования.
    5.Классный руководитель.
    6.Социальный педагог.
    7.Школьный психолог.
    8.Воспитатель интерната.
    9.Воспитатель группы продленного дня.
    10.Администратор ОУ.
    IV. Члены детско-взрослой общности, субъекты ПСВ
    1.Сам ребенок.
    2.Родители, близкие.
    3.Учитель-предметник.
    4.Педагог дополнительного образования.
    5.Классный руководитель.
    6.Социальный педагог.
    7.Школьный психолог.
    8.Воспитатель интерната.
    9.Воспитатель группы продленного дня.
    10.Администратор ОУ.
    11.Друзья.
    12.Одноклассники и товарищи по секции, творческому объединению.
    V. Маршрут (А.С. Гаязов).
    1.Маршрут адаптивного типа (использование образования для подготовки себя к современной социоэкономической и культурной ситуации).
    2.Маршрут развивающей направленности (развитие всего творческого потенциала ребенка).
    3.Маршрут созидательной направленности (преобразование, построение себя, своего образования, карьеры, жизни).
    (Работа не закончена.)

    ОтветитьУдалить
  12. Переслегинская гимназия (Псковская область)18 декабря 2015 г., 12:00

    Здравствуйте, коллеги.
    Нам кажется, что подойти к решению этого вопроса нужно по крайней мере с двух сторон
    Во-первых, это ребенок. Здесь нужно либо провести диагностику, либо играть (но играть по делу). Ребята обычно любят отвечать на вопросы: «Чего я достиг на «сейчас»?», «Чего я хочу достичь (цели ближние, средние, дальние)» Конечно лучше, если эти вопросы будут не такими конкретными, но мы же умеем «спрашивать» интересно и мудро…
    Во-вторых, это родители. У них, естественно, есть «социальный заказ», свой взгляд на будущее их ребенка.
    А вот уже потом некий «Икс» (скорее всего, классный руководитель), соотнеся полученные сведения, учтя все пожелания, тонко, ювелирно «устраивает» так, чтобы все субъекты и объекты шли (вели, помогали идти) к значимым для ребенка целям. Тогда и появляется ПСВ. Но это очень сложно!)))

    ОтветитьУдалить
  13. Как мне видится, инициатива по разработке целостной модели ПСВ исходит от значимого взрослого, который будет выполнять в ПСВ роль координатора действий всех субъектов, хотя эта роль, вероятно, может потом переходить и к другим субъектам. Координатор, беря инициативу в свои руки, занимается поиском и организует встречу значимых для ребенка взрослых. На встрече обосновывается, обсуждается необходимость разработки ПСВ и возможные взаимодействия с ребенком каждого из субъектов. Затем необходима встреча с самим ребенком для согласования с ним вопросов ПСВ. Хотя, встреча с ребенком может и опередить встречу других субъектов. Далее следуют либо встречи ребенка с каждым из субъектов, либо общая встреча всех субъектов для проектирования ПСВ. Эти встречи могут проходить в различных формах, их нужно разрабатывать. Эти формы могут как напрямую, так и опосредованно содействовать созданию ПСВ. В организацию таких форм могут быть включены не только члены детско-взрослой событийной общности, но и члены детских коллективов, в которых воспитывается ребенок.

    ОтветитьУдалить
  14. Баранова Н., Смоленская область18 декабря 2015 г., 13:35

    Очень сложный вопрос и у всех коллег будет своё видение данной проблемы. Каждую предполагаемую систему воспитания нужно рассматривать персонально. Функцию инициатора создания ПСВ может выполнять значимый для ребенка взрослый (родители, классные руководитель, педагог дополнительного образования, учитель-предметник). Функции проектировщика, непосредственного создателя и координатора системы воспитания, возможно, должны взять на себя оставшиеся из выше перечисленных взрослых в силу своей заинтересованности, должностных обязанностей, опыта, личных интересов.

    ОтветитьУдалить
  15. Елена Курец Новополоцк18 декабря 2015 г., 16:40

    Персонифицированная система воспитания это деятельность классного руководителя,совместно с психолого –педагогической службой , направленная на создание благоприятных условий для развития конкретного ребёнка и его самовыражения.
    Психолого-педагогическое обеспечение персонифицированной системы воспитания предполагает обеспечение гармонизации социальной среды, социальную защиту учащихся и подготовку их к самозащите. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения связана с содержанием воспитательной среды и поля самореализации воспитанников; направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений на ребенка.
    Основные направления деятельности психолого –педагогической службы УО по обеспечению функционирования и развития персонифицированных систем воспитания:
    • психолого-педагогическая диагностика;
    • здоровьесберегающая деятельность;
    • коррекционно-развивающая работа;
    • психолого-педагогическое консультирование;
    • психологическая профилактика и просвещение;

    Психолого-педагогическая диагностика
    Цель данного направления деятельности — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться а ходе коррекционпой работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов, и др.
    Здоровьесберегающая деятельность
    Основная цель данного направления — формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников образовательного процесса.
    Формами реализации данного направления являются:
    - мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в образовательном процессе;
    - посещение уроков с целью наблюдения за соответствием режима учебных, занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся;
    - информирование классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.
    Коррекционно-развивающая работа
    Цель данного направления работы — создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.
    В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдении, а также наблюдений классных руководителей , педагогов предметников, педагога социального, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяют группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.
    Коррекционно –развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся"(например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективам) классов.

    ОтветитьУдалить
  16. Мы согласны с предложенными Татьяной этапами проектирования ПСВ и с мнением Исаевой Н.М., что «одним из наиболее сложных моментов в разработке ПСВ является координация усилий всех субъектов системы воспитания». И от этой сложной проблемы никуда не уйти, потому что, как и в любой воспитательной системе, нам будет не обойтись без субъектов создания целостной модели персонифицированной системы воспитания.
    Заваденко С.В., Юпатова Л.Д., Зарембо Н.И., г. Псков, СЭЛ № 21

    ОтветитьУдалить
  17. Соглашусь с мнением С.А. Фадеевой и Е.В. Боровской, что и разработка модели и осуществление модели - это непростое действие. Каждая модель должна быть тщательно продумана и разработана. Разрабатывать модель ПСВ нужно коллегиально (заместители директора, учителя - предметники, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог- психолог), а также представители родительской общественности). И.Байко

    ОтветитьУдалить
  18. Из опубликованных ответов на этот вопрос и статьи Г.Д. Кочергиной уже складываются представления о процессе и технологии моделирования ПСВ. Но нам все-таки предстоит ещё более глубокое и детальное осмысление роли классного руководителя в данном процессе. «Ноша» моделирования должна оказаться для него посильной. Одно дело, занимается моделированием тьютор как освобожденный педагог-воспитатель или воспитатель интернатного учреждения, и совсем другое – выступает субъектом моделирования (проектирования) учитель-предметник, исполняющий функции классного руководителя в большом классе.

    ОтветитьУдалить