вторник, 8 декабря 2015 г.

Куришкина Л.А. Решение проблемы персонификации в образовании

Куришкина Л.А. Решение проблемы персонификации в образовании  при использовании «Дневника социальной успешности»

Оставьте комментарий, ответив на следующие вопросы:
«плюсы» (положительное) разработки;      
«минусы» (отрицательное) разработки;
как усилить «плюсы» и ослабить «минусы» (рекомендации разработчикам).

13 комментариев:

  1. Автором предлагается интересный инструментарий персонификации процесса воспитания школьников. Предлагаемый Ларисой Анатольевной Дневник социальной успешности может при корректном использовании быть полезным школьнику в планировании, организации и анализе своей работы над собой. Очень важно, что ребенок не только выступает подлинным субъектном в выполнении социально-контекстных проб, но и расширяет диапазон применения своей субъектности, повышая уровень развития этого качества. Ценно и то, что данный инструментарий уже апробирован.
    Одно лишь появилось сомнение при чтении материала: не слишком ли сложный текст для школьников, например, введение в него понятия «социально-контекстная проба».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарии.Сложный текст понятен ученику при объяснении сопровождающего его педагога, который сначала объясняет содержание, беседует с учащимися, а затем предлагает выполнить пробу. Ученик не остается один, его поддерживают взрослые. Специфика понятий объясняется решением педагогической проблемы управления развитием социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы. Что соответствует теме инновационной площадки, организованной на базе нашей ОО. Опыт показывает, что учащиеся 8-11 классов не испытывают затруднений в понимании смысла деятельности и содержания пробы. Оформление результатов зависит от мотивации, личной заинтересованности, творческих способностей, ведь иногда требуется нарисовать, показать схематично, написать, а не только кратко ответить на вопрос. Результаты работы учащихся показывают, что ученики 8 классов более эмоционально и ярко ведут Дневник, чем ученики, например, 11 классов. Мы пришли к выводу, что Портфолио творческих достижений (1-7 кл.) может сменяться таким Дневником, ведь их функции различны. Меняется школьник, меняется форма такой работы, меняется ее содержание (согласно возрастным и психологическим особенностям детей и подростков). Спасибо за обсуждение и вопросы.

      Удалить
  2. Морцева Елена Сергеевна МБОУ СШ №19 с УИОП г.Заволжье11 декабря 2015 г. в 17:58

    «Дневник социальной успешности» как план персонифицированного пути развития ребёнка может дать ему возможность «увидеть» себя со стороны, оценить собственную уникальность, задать индивидуальные направления дальнейшей жизни в социуме.
    Однако, хотелось бы увидеть, как конкретный учащийся справляется с заполнением данного дневника, осознаёт ли смысл его заполнения, как он понимает для себя различные социально-контекстные пробы, какие делает выводы, пройдя то или иное анкетирование в аспекте социально-контекстной пробы. Иначе говоря, хотелось бы увидеть «дневник социальной успешности» в действии на примере конкретного ребёнка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Сергеевна! Такой дневник ведут наши учащиеся с 8 класса. Интересны личностные приращения, которые оцениваются каждым учеником в ходе рефлексивного анализа. Поддерживает в этой работе ученика классный руководитель, психолог, а вот родители пока еще не очень активны, к сожалению. Но многим ученикам требуется только небольшая консультация, они сами справляются в анализом результатов и их фиксированием в Дневнике. Наш опыт - это опыт двух лет работы. Дети перешли от Портфолио творческих достижений к Дневнику социальной успешности. Спасибо за внимание!

      Удалить
    2. Спасибо большое за ответ. Разработка очень заинтересовала, поэтому было много вопросов. Хочется попробовать что-то подобное в действии. Просто показалось, что детям сложновато разобраться в некоторых социально-контекстных пробах и сложно осознавать и анализировать результаты. Но, поскольку, с дневником работают учащиеся 8-11 классов, все вопросы такого рода отпали.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
  3. Шумагина Оксана Владимировна,г.Заволжье12 декабря 2015 г. в 17:32

    Спасибо.Хорошая,интересная работа,очень полезная для практиков.Вопрос такой:кто кроме ученика работает с этим дневником(родители,классный руководитель ...) и каким образом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана Владимировна за вопрос. Главная роль в сопровождении ученика отводится классному руководителю. Есть пробы, которые требуют вопросов к членам семьи. В некоторых случаях может консультировать психолог.
      Рада общению. Задавайте вопросы и вносите предложения. Буду к ним внимательна.

      Удалить
  4. Смекалова Елена Михайловна, Псков13 декабря 2015 г. в 05:50

    Материал прочитала с интересом и удовольствием…. и он активизировал рассуждения следующего плана: «Обоснован ли прирост новых производных от уже существующих базовых понятий и не затруднит ли он выбор их педагогами и грамотное оперирование ими на практике? Так, понятие «социальная проба» уже давно укоренилось в контексте теории социального проектирования и тут появляется новое… Чем принципиально отличаются понятия «социально-контекстная проба» и « социальная проба» или это просто уточнение ее направленности? Похожая ситуация с понятиями «успешность» и « социальная успешность». Кроме того, социальная успешность все-таки ближе к результату социализации, который еще далеко не завершен в школе и вряд ли могут быть единые критерии социальной успешности для всех обучающихся. Беспокоит то, что мы почти не говорим о механизмах выхода из ситуаций неуспешности. Понятия « личностная эффективность» и « самоэффективность» (в положительном социальном контексте) более ориентированы на индивидуальность каждого ребенка, его саморазвитие, достижение личностных целей. Спасибо за предоставленную дополнительную возможность поразмышлять по поводу собственных сомнений!...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Михайловна! В ситуации инновационного развития нашего учреждения прирост новых производных от уже существующих базовых понятий обоснован. Мы реализуем программу развития «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы», ОО является региональной инновационной площадкой по проблеме «Управлением развитием социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы». В этой связи складывается глоссарий, уточняющий содержание понятия "социально-контекстная среда". Этим объясняется специфика понятийного аппарата. Социально-контекстная проба трактуется как непродолжительное, законченное действие социальной активности или взаимодействия в конкретной контекстной ситуации, в ходе которой подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях (внешний контекст), которые касаются лично его (внутренний контекст), получает и осознает опыт и качество своего социального взаимодействия. Поэтому в данном случае название "социально-контекстная проба" указывает на ее содержание, а значит уточняет направленность (как Вы правильно заметили). Понятие "успешность" имеет широкий смысл, а социальная успешность отражается в результатах решения социальных вопросов.
      Личностная эффективность может оцениваться внешними экспертами в том числе, а САМО - это все же самого человека (если мы говорим о персонификации, то это становится актуальным). Благодарю Вас за диалог.

      Удалить
  5. Светлана Назимова14 декабря 2015 г. в 15:24

    Авторам спасибо за образец дневника. Это хороший вариант обучения детей самопониманию,самооценке (даже старшие подростки не обладают этими навыками). Вопросы возникают не по содержанию дневника, а по организации работы с ним:когда? с какой периодичностью?как именно взрослые сопровождают ребёнка в работе с дневником?действия самого ребёнка (кроме заполнения)?

    ОтветитьУдалить
  6. Материал интересен тем, что действительно ребенок выступает подлинным субъектном в выполнении социально-контекстных проб. И мы тоже считаем, что для школьников текст сложноват.
    Заваденко С.В., Юпатова Л.Д., Зарембо Н.И., г. Псков, СЭЛ № 21

    ОтветитьУдалить
  7. Большое спасибо за идею по формированию персонально ориентированной системы воспитания.
    Однако возникает определенные сомнения в объективной оценке учащимся понятия "социальная успешность" и не приведет ли социальная направленность развития личности к деградации духовной сферы и искажению нравственных норм поведения.
    С большим уважением и признательностью Колдунов Э.М.

    ОтветитьУдалить