среда, 6 декабря 2017 г.

Арт-дневник как эффективное средство развития самосознания (самопонимания) и самовыражения подростка

Арт-дневник как эффективное средство развития самосознания (самопонимания) и 
самовыражения подростка

Познакомьтесь с представленной разработкой и оставьте свой комментарий, отметив:
˗        «плюсы» (положительное) разработки;        
˗        «минусы» (отрицательное) разработки;
˗        как усилить «плюсы» и ослабить «минусы» (рекомендации разработчикам)

15 комментариев:

  1. Разработка весьма интересная и нужная. Идея ведения дневника витает, если речь идет о саморазвитии, самосовершенствовании. Но есть опасность формализма в ведении дневника ребенком. Автор сумел избежать этого, устранив искусственность его ведения, так как дневник является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Похвально, что педагог не ограничивает сферу его использования лишь для решения задач обучения, а видит необходимость его применения в различных направлениях развития ребенка.
    В плане совершенствования данного материала предлагаю следующее:
    - чаще использовать в тексте слова «ребенок», «подросток», а не обучающийся»;
    - текст можно украсить примером позитивного влияния артдневника на процессы самопонимания и саморазвития конкретного ребенка;
    - вызвало бы интерес описание структуры артдневника.

    ОтветитьУдалить
  2. Думаю, что идея, предложенная автором, вызовет интерес, особенно у педагогов дополнительного образования, работающих с детскими объединениями художественной направленности. Освоение изобразительной деятельности через создание арт-дневника, на мой взгляд, созвучно актуальным потребностям подростка, способствует его самопознанию и самовыражению.Согласна с предложениями Евгения Николаевича.Хотелось бы подробнее познакомиться со структурой дневника, его разделами. Интересна идея обмена дневниками.

    ОтветитьУдалить
  3. Елена Петраш.К сожалению, данное средство самопредставления, самореализации используют не все образовательные учреждения. Автор смог выделить плюсы данной формы самореализации, однако на следующем этапе целесообразно остановиться на структуре арт-дневника, этапах его создания и представления. И возник вопрос к автору, почему «самопонимание» вы не поставили в один ряд с «самосознанием и самовыражением»? Ведь арт-дневник способствует развитию всех этих процессов….

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо за вопрос. Это означает, что тема действительно интересная и требует размышления. Программа в полном своем варианте после технических доработок будет опубликована у нас на сайте дюц1.рф. Программа новая и реализуется первый год. Что касается вопроса о самопонимании, то процесс самосознания имеет определенную структуру и функциональность. В данной программе художественной направленности по изобразительному творчеству реализуются когнитивный и эмоциональный компоненты в значительно большей степени, чем отношенческий компонент. Вернее сказать, отношенческий как раз реализуется в стадии самопонимания, как одного из структурных уровней такого сложного психического процесса как сапосознание. Самопонимание здесь рассматривается в определенном смысле как самопознание. Через самопознание к самосознанию.

      Удалить
  4. Интересная идея, которая требует очень осторожного воплощения, чтобы не утрировались ценностные смыслы, а процесс заполнения дневника не перерос в навязанную педагогом трансляцию размышлений по материалам занятия. Конечно, разработка требует детального описания содержания и порядка заполнения дневника, который станет эффективным средством развития самосознания и самовыражения подростка. Желаем автору удачной реализации его замысла!

    ОтветитьУдалить
  5. Идея замечательная! Заинтересовали - однозначно! Но хотелось бы увидеть практическую составляющую данной работы, как уже выше было написано Евгением Николаевичем, например, структуру артдневника или немного больше раскрыть сущность самой программы.
    Немного настораживает идея обмена и общего просмотра личных дневников. Задача, на мой взгляд сложная, чтобы этого добиться необходимо полное доверие между учеником - учителем и учеником - учеником, чтобы помочь автору дневника раскрыться.
    Удачи в дальнейшей реализации!

    ОтветитьУдалить
  6. Материал интересный, но есть опасение, что творческий проект может превратиться в обязательство, и, соответственно, будет восприниматься учеником как очередное задание "сверху", нечто навязанное, а не как способ реализации внутренней потребности в самовыражении. Возникает вопрос: ученикам предлагается заполнять дневники только на занятиях или дома, а на занятиях они получают только знания о способах это делать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопросы. Очень бы хотелось, чтобы все побывали на защите этого нового проекта и поговорили с самими детьми. Отвечаю всем. Артдневник - это совместный проект с детьми от начала до реализации. Они попросили - я предложила вариант такого сотрудничества. И он был принят на ура.Это дети, которые не захотели пойти учиться по предпрофессиональным программам, но пожелали продолжить обучение по изобразительному искусству. Это действительно стало для них занятием для души. Программа уже приобрела статус углубленной. Мои ученики закончили базовую программу"Импровизация". Но моим ребятам был необходим живой способ общения через изобразительную деятельность. Они искали такой вариант общения друг с другом, с нами, взрослыми, с родителями через доступный их способу самовыражения в этом мире метод. Они пожелали, чтобы их дневники стали не интимным способом выражения своего отношения к миру, а открытым красивым актом рассказа о себе всему миру. Я была несказанно рада желанию моих детей быть открытыми. Это значит, что, может, мне удалось хоть немного поспособствовать их выходу на живой контакт с миром за 4 года нашей совместной деятельности в студии.

      Удалить
  7. интересная форма работы, самое главное - чтобы в обязательное задание детям не вводить, а предложить тем, кому это будет интересно и близко. Общий просмотр, по-моему, - лишнее. Человек саморазвивается прежде всего для себя. И, если захочет, то сам продемонстрирует свои мысли, дневники.

    ОтветитьУдалить
  8. Владимир Сапогов
    Спасибо автору - интересен подход к детям с творческой жилкой. Интересен подход к мотивации подростков на выражение открытости. Было бы здорово, если бы автор схематизировал работу для обеспечения возможности использования своим единомышленникам.

    ОтветитьУдалить
  9. Интересная идея. У меня были вопросы после прочтения разработки, но потом я нашла на них ответы выше. Хотелось бы познакомиться со структурой дневника, если это возможно с практическими примерами.

    ОтветитьУдалить
  10. Не совсем понятно, арт-дневник - это средство саморазвития или это отдельная программа? Или дополнение к программе?
    Понравилось то, как автор связал определяющий вид деятельности своих воспитанников с интересной формой мотивации к саморазвитию.
    С.А.Фадеева

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за оригинальную идею и разработку. Здорово, когда и педагог и дети открыты и вот таким способом без принуждения реализуют себя.

    ОтветитьУдалить
  12. Новикова людмила14 декабря 2017 г. в 18:45

    Интересная разработка. Думается, что дети-подростки, действительно, воспримут подобную форму работы как нечто необычное и привлекательное. а при правильном и грамотном подходе. педагог сможет решить вопросы по развитию и саморазвитию детей.

    ОтветитьУдалить
  13. Яковлева Вера14 декабря 2017 г. в 21:46

    Идея очень заинтересовала! Хочется увидеть и сам дневник и поподробнее познакомиться с программой и методикой работы!

    ОтветитьУдалить