Направления деятельности классного руководителя (воспитателя ГПД или интернатного учреждения)
Направления деятельности классного руководителя (воспитателя ГПД или интернатного учреждения) по педагогическому обеспечению создания и развития персонифицированных систем воспитания детей.
Действия классного руководителя должны быть целенаправленны, системны, планируемыми, личностно-ориентированы, но не должны противоречить правовым и нормативными актам. немаловажное значение имеет и то, что материальные и социальные условия воспитанников всегда будут накладывать свой отпечаток.Формирование здорового образа жизни. Защита прав и интересов каждого ученика. Организация непрерывной системной работы с учениками, создание и сплочение коллектива. Организация социально-значимых творческих потенциалов каждого. Формирование духовных ориентиров и нравственных смыслов обучающихся. Координация действий с семьей. Вот. я думаю, что это и есть основные направления деятельности.
Мне кажется, главными направлениями деятельности классного руководителя по педагогическому обеспечению создания и развития ПСВ могут быть следующие: диагностика личности ребенка, его развития; объединение значимых для ребенка людей в группу его поддержки на том или ином этапе развития; организация индивидуальной работы с воспитанником. Эти направления работы будут важными, даже если классный руководитель не будет являться значимым для ребенка взрослым. Если классный руководитель займет роль субъекта ПСВ, то он может осуществлять коучинговую деятельность. Конечно, будет способствовать персонифицированному воспитанию и деятельность классного руководителя по созданию в классном сообществе индивидуальностно ориентированной воспитательной системы, и работа по сплочению и развитию классного коллектива, и работа по собственному самосовершенствованию.
Классный руководитель создает условия для ребенка, стимулирует его, «подталкивает» к развитию «самости» ребенка. Направления: Проблематизация участия субъекта в жизни общности, создание для него ситуации выбора позиции в общности; Стимулирование возникновения: неформальных «теплых» связей и осознанного отношения субъекта к общности, его личной позиции; Педагогическое содействие жизненному самоопределению юноши в единстве социального и внутриличностного, через развитие его способности к рефлексии. Поддержка рефлексивных процессов в субъектах взаимодействия, помощь им в осознании и выстраивании индивидуальных проектов авторской деятельности, поддержка инициативы и чувства ответственности и т.д.
Самое важное!Необходима целенаправленная работа классного руководителя по проявлению и поддержке общности в классе, по развитию неформальных открытых отношений, по становлению гуманистического микроклимата, условий, способствующих возникновению и функционированию детско-взрослой общности.
Галина Васильева, Псковская область. Убеждена в том, что воспитатель (классный руководитель) должен провести совместно со специалистами правильную диагностику ребенка и на ее основе и, исходя из интересов ребенка, найти значимых для ребенка взрослых. А далее уже пойдет совместная кропотливая работа.
На мой взгляд, педагог, прежде всего, должен изучить ребёнка, увидеть в нём личность, желающую или не желающую быть субъектом персонифицированной системы воспитания. А затем искать пути, которые помогут ребёнку двигаться в выбранном им направлении ( если это движение со знаком «+»), и наоборот помочь изменить выбранное ребёнком направление, если оно со знаком «-».
Галина Васильева, Псковская область. Определяю следующие условия успешного выполнения взрослым функций субъекта персонифицированной системы воспитания: 1) личность педагога должна быть значима для ребенка 2) взрослый должен быть хорошим психологом, чтобы правильно распознать интересы ребенка, его потребности 3) важно взрослому создать такие ситуации, где ребенок находил бы благоприятные условия для раскрытия собственного «Я», подлинного личностного самоопределения, нахождения и отстаивания собственных смыслов, мог бы осуществить пробу собственных сил и возможностей в авторской деятельности, организация совместно с ребенком «воспитательного дела», т.е. событийного мероприятия, социально значимого для ребенка, необходимого для личностного развития и социализации. 4) наличие событийной детско-взрослой общности (клуб, кружок), в которой ребенок мог бы развиваться и проявлять себя.
Исходя из опыта работы педагога дополнительного образования, считаю, что содержание, формы и способы деятельности взрослого как субъекта персонифицированной системы воспитания могут быть основаны на увлечениях ребенка. Т.е. потребности, интересы и ценностные ориентиры ребенка должны выступить в качестве системообразующих факторов воспитательного взаимодействия. Содержание, формы и способы деятельности взрослого должны исходить из потребностей ребенка, они могут быть разнообразны, но не должны быть искусственно привязаны к ребенку. Например, у нас в школе особой популярностью у детей пользуются клуб водных туристов, Школьный медиа- центр. Это сообщества детей по интересам, где каждый ребенок может реализовать свои личные цели, а взрослые помогают и направляют детей.
При построении персонифицированной системы в классе. Я как классный руководитель вижу свои первые шаги таким образом: Основа - это глубокая диагностика - создание самоуправления в классе (в сотрудничестве с родителями) - коллективное планирование - основательный анализ. Конечно, это всё не ново, это основа воспитательной системы класса. Но если анализировать участие ребёнка в каждом конкретном деле, мероприятии как субъекта воспитательного процесса, то есть как сознательно-действующее лицо на основе внутренних ценностей, потребностей и интересов и далее либо вносить корректив, либо продолжать идти по намеченному пути. Не есть ли это персонифицированная система каждого ребёнка в классе?
Елена Александровна, все-таки Вы пишите о воспитательной системе класса, притом о персонально ориентированной. Ее можно и надо рассматривать как важнейшее условие создания ПСВ, но не как саму ПСВ. Речь в Вашем комментарии идет больше о включенности каждого ребенка в воспитательную систему класса. И это замечательно, ведь Вы не должны и не можете создавать ПСВ каждого своего воспитанника.
Основные направления деятельности классного руководителя по обеспечению и развитию персонифицированной системы воспитания детей: 1. Работа с учеником. 2. Работа с родителями. 3. Работа с педагогом-психологом. 4. Работа с другими учителями Этапы деятельности по направлениям: 1) Изучить индивидуальные особенности, склонности ребенка. 2) Побеседовать с другими учителями по вопросу возможности развития выявленных способностей, интересов. 3) Установить взаимодействие с семьёй по вопросу воспитания ребёнка, согласовав проектируемую траекторию развития. 4) Предоставить ребёнку возможность реализации намеченных целей и задач своего развития. 5) Проводить наблюдение за результатом развития ребёнка (диагностика) 6) Корректировать (при необходимости) траекторию развития ребёнка.
Мне очень близки мысли Галины Васильевой о том, что интересы, потребности ребенка, его ценностные ориентиры должны стоять во главе угла классного руководителя, что именно они являются системообразующими факторами воспитательного взаимодействия. Мы видим, что наши педагогические умы)) не могут в полной мере абстрагироваться от воспитательной системы класса и начинают отождествлять ПСВ с ней. Я ловлю себя на мысли, не предостерегает ли нас опасность, что мы в своих поисках утрачиваем естественность деятельности классного руководителя, т.к. склоняюсь к мысли, что ПСВ существовали и существуют. Мы также видим, что, по мнению детей, классные руководители находятся лишь в третьем круге («мишени») значимых для них персон. Не предостерегает ли нас опасность, что наше напористое вторжение в естественный процесс саморазвития ребенка, лишит его возможности остаться самим собой. А ведь хочется, чтобы каждый ребенок не утратил свою самобытность. Хочется легкости и естественности. Хочется, коллеги!!!! Безусловно, классный руководитель должен знать и взаимодействовать со всеми значимыми для ребенка персонами, которые находится у него в «мишенях» и сделать их членами классного сообщества. Конечно, ребенок должен быть субъектом воспитания в классном коллективе, где реализуется воспитательная система, система эффективная, максимально создающая ситуации успеха и развивающая субъектные качества ребенка. Но думаю, что первостепенная роль – не переусердствовать, не мешать ребенку, если он не просит у вас помощи и участия в большей степени, чем есть.
Байкова Ирина Петровна 1. Создание таких условий, где все дети могли себя реализовать; 2. Выявление у каждого ребёнка креативных и когнетивных способностей; 3. Создание для детей развивающейся среды, где будет происходить творческое и личностное развитие; 4. Развитие личности, способной к самореализации на творческом уровне; 5. психолого-педагогическое сопровождение каждого ребёнка; 6. работа с семьей; 7. создание внутренней мотивации.
Воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует и направляет его. Самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом воспитания, придает ему действенность и в известной степени завершенность.
Добрый день, коллеги! Я по-прежнему считаю, что в условиях современной школы в данном направлении можно действовать только сообща. Вся ПСВ - это пространство гибкого взаимодействия всех участников образовательного процесса с привлечением социума извне. Будет ли это классный руководитель или кто-то другой - не столь важно. Главное, чтобы ребенок находился в поле зрения, чтобы для него было создано пространство с альтернативой: он имеет возможность выбора, его интересы учтены, есть площадка для демонстрации достижений, есть те, кто оценит и кому нужен его творческий продукт, есть профессионалы в выбранном им направлении, есть ресурс сопровождения и т.д. Классному руководителю важно быть осведомленным о происходящем, проводить неназойливую коррекцию действий, направленных на конкретного ребенка, подсказывать направления саморазвития прямо или косвенно, в зависимости от индивидуальной ситуации. Не воздействовать, а сопровождать и сотрудничать, не заставлять, а привлекать, не исправлять, а советовать и давать выбор. Ребенку понравится саморазвиваться,если он увидит в этом личностно значимый для него смысл, причем найти этот смысл взрослый поможет не вербально, а через выработку отношения к осуществляемой ребенком деятельности. С уважением Ю.А.Ярышкина
Направления деятельности классного руководителя по педагогическому обеспечению и развитию персонифицированной системы воспитания детей: 1. Работа с учеником. 2. Работа с родителями. 3. Работа со специалистами социально –педагогической и психологической службы. 4. Работа с учителями -предметниками Этапы деятельности по направлениям: 1) Изучить индивидуальные особенности, склонности ребенка. 2) Побеседовать с другими учителями по вопросу возможности развития выявленных способностей, интересов. 3) Установить взаимодействие с семьёй по вопросу воспитания ребёнка, согласовав проектируемую траекторию развития. 4) Предоставить ребёнку возможность реализации намеченных целей и задач своего развития. 5) Проводить наблюдение за результатом развития ребёнка (диагностика) 6) Корректировать (при необходимости) траекторию развития ребёнка.
В первую очередь должна быть организована системная работа с коллективом класса и каждым учеником, направленная на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. Далее обязательна работа по социализации личности каждого. обучающегося. А также тесное взаимодействие классного руководителя с родителями (семьёй) и с педагогами школы.
Здравствуйте! Нам кажется, что, во-первых, педагог должен понять, чего ребенок хочет (и хочет ли чего-нибудь), на что нацелены его мысли. Это аккуратная, обязательно профессиональная диагностика. А вот уже поняв это, педагог начинает действовать. В этом моменте совершенно согласны с Ярышкиной Ю.А. и Барановой Е. С уважением, творческая группа Переслегинской гимназии
Прежде всего, перед тем как создавать ПСВ, необходимо провести тщательную диагностику, как правильно отмечают коллеги. А уже исходя из ее результатов выстраивать траекторию развития ребенка. Однако очень важно, чтобы общение педагога и ребенка (педагога и классного коллектива) проходило в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания. Идеи педагогики сотрудничества, основанные на принципе «делай, как я» (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шатолов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, А.Г. Козлова и др.), становятся ориентиром педагога при создании такой атмосферы. Признаки подобного сотрудничества могут стать отправными точками построения ПСВ: совместная деятельность детей и взрослых, взаимодействие, взаимопомощь, гуманизм, творчество, развитие личности, саморазвитие, субъектная позиция участников целостного педагогического процесса, творчество, коллективизм, равноправная позиция всех субъектов, диалогичность общения, взаимное обогащение
Бизюкова Наталья Вячеславна г.Липецк Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил, руководствуясь интересами и ценностно - целевыми ориентирами ребенка и его возрастными потребностями. Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своего ученика и сделать все возможное, чтобы родители и ученик без боязни могли рассказывать о своих проблемах, а также признавать и поддерживать субъектную позицию ребенка. Направления деятельности классного руководителя: 1.Психолого-физическая диагностика ребенка (изучаем особенности физического развития, на основе диагностики формируем «портрет» ученика, т.е. изучаем его характер, наклонности, привязанности, круг интересов). 2.Семья (изучаем взаимоотношения в семье, психолого-педагогическое просвещение родителей, организация и проведение совместных мероприятий). 3.Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, главный принцип «не навреди» 4.Поддерживать успешность ребенка, общение, совместное преодоление трудностей, в случае необходимости поддерживать связь с руководителями кружков дополнительного образования
Убеждена в том, что только в сотрудничестве и триединстве классного руководителя, родителя и самого ребёнка возможно создание комфортных условий и плодородной почвы для развития ребёнка. Если классный руководитель «горит сам и зажигает других», если он смог стать старшим другом для ребёнка, то определить индивидуальный маршрут взаимодействия будет несложно.
До создания любой системы, в том числе и ПСВ, мне так кажется, необходимо провести хорошую, полноценную диагностику. А уже исходя из ее результатов выстраивать траекторию развития ребенка.
Направления деятельности классного руководителя: 1. Совместно с ребенком - определение желаний, потребностей, помощь в постановке целей саморазвития. 2. Совместно с родителями, психологом, педагогами - глубокая диагностика способностей и особенностей, создание плана воспитания и развития ребенка. 3. Создание условий для реализации плана воспитания каждого ребенка и класса в целом. 4. Отслеживание и коррекция результатов, так же совместно с родителями, психологом и педагогами. Кущ Наталья Николаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №18 г.Липецка
Считаю учитель должен хорошо изучить семью, чем живёт и дышит семья, какие их ценности. Построить воспитательный процесс на доверии. Только совместно с родителями можно добиться положительных результатов.
Основные положения деятельности классного руководителя: Индивидуальный подход в воспитании. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором, взаимодействие с общественностью. Системность, целенаправленность в работе. Направления деятельности классного руководителя определяются его функциями. Выделяют следующие направления: изучение учащегося и коллектива; сплочение и развитие коллектива; индивидуальная работа с учащимися; взаимодействие с семьей; взаимодействие с педагогами школы; привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей. Педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах отклонений в их здоровье. Совместно со школьным врачом, родителями классный руководитель помогает составлять личную программу питания ребенка, закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ему выработать индивидуальный режим работы и отдыха, индивидуально необходимое время для сна; помогает учащемуся самому организовать свой режим жизни. Классный руководитель изучает детей, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, в какой среде воспитывается учащийся, сильны ли семейные связи, каков стиль взаимоотношений родителей с ребенком, положение его в семье, уметь различать наследственные черты характера (замкнутый, открытый, болтливый и т.д.). Изучив положение ребенка в сфере общения, педагог очень тактично помогает в разрешении проблем, создает условия для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, для самоутверждения ребенка в коллективе, например, помогает изменить социальную роль учащегося. Чтобы помочь ребенку в обучении, необходимо проводить тестирование на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли, затруднений в учебе. В личных беседах с учащимся, с помощью наблюдения за ним на уроках и вне уроков, классный руководитель выявляет причины отставания или успеха в учебе; выясняет, каким образом ему помогают родители, товарищи, учителя, заставляют его делать домашнее задание или он выполняет сам, какая помощь необходима от учителя, каким образом стимулируется успешная учеба дома, на уроках. Классный руководитель организует совместную работу с учителями-предметниками, завучем по оказанию помощи учащемуся, рассказывает об особенностях мышления, памяти ребенка, чтобы использовать формы и методы обучения, адекватные возможностям учащегося. Организация досуга детей является важной составной частью деятельности классного руководителя. Это и время отдыха, и развитие способностей и интересов, и свободного общения с людьми. Благотворное развитие школьника в сфере досуга происходит, если классный руководитель соблюдает следующие правила: формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими; досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, дети сами выступают организаторами своего досуга; разумно чередуются формы организации досуга. Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе. Также важной частью деятельности классного руководителя является изучение учащихся и их семей, классного коллектива, индивидуальная работа с детьми и родителями.
Предположительно, к основным направлениям деятельности классного руководителя (воспитателя ГПД или интернатного учреждения) по педагогическому обеспечению создания и развития персонифицированных систем воспитания детей можно отнести следующие: 1) развитие субъектной позиции ребенка как главного субъекта персонифицированной системы воспитания; 2) помощь учащимся в поиске референтных лиц и групп и установлении с ними продуктивных контактов; 3) формирование в образовательном учреждении благоприятной среды для становления и проявления личности, субъектности и индивидуальности ребенка, его самовыражения и самореализации; 4) мотивирование ученика к планированию и осуществлению действий по самосовершенствованию; 5) стимулирование участия детей в совместной и индивидуальной социально значимой деятельности, направленной, с одной стороны, на реализацию их потребностей и интересов, а с другой – на обогащение их духовно-нравственного потенциала; 6) анализ и самоанализ хода и результатов жизнедеятельности и развития ребенка
В. Никулина, г. Белгород Направления деятельности классного руководителя по педагогическому обеспечению создания и развития ПСВ детей: • изучить интересы, потребности и ценности ребенка; • потребности, интересы и ценностно-целевые ориентиры ребенка выступают в качестве системообразующего фактора воспитательного взаимодействия; • целевые ориентиры жизнедеятельности ребенка учитываются в процессе целеполагания, планирования и организации педагогической деятельности; • педагоги и другие взрослые должны признать и поддерживать субъектную позицию ребенка; • педагоги и другие взрослые включают в план воспитательной работы действия по поддержке усилий детей в достижении своих целевых ориентиров; • значимые взрослые должны содействовать становлению и проявлению индивидуальности школьника, развитию его самопроцессов (самости) - важнейший предмет педагогической деятельности.
Классный руководитель создает в коллективе психологическую атмосферу, в которой формируются социальные потребности в культуре поступков, поведения и самосовершенствовании. Настоящий классный руководитель – это духовный пастырь способный сохранять тайну исповеди и использовать полученную информацию во благо.
Педагогическая помощь в совершенствовании лучших качеств и совместная с ребенком по выработке культуры социального взаимодействия вот пожалуй основная деятельность педагога-воспитателя.
Во-первых, необходимо создание условий для развития субъективных свойств личности (лидерских качеств, самостоятельности, ответственности, умения работать в команде, умение решать проблему выбора и т.д.); во-вторых, необходимо создание максимального педагогического «поля возможностей» для развития творческого потенциала каждого ребёнка; в-третьих, позиция педагогов, родителя в воспитательном процессе, может определяться девизом «стань таким, каким ты хочешь стать. А я тебе в этом помогу», вместо традиционного «Стань таким, каким я хочу тебя видеть».
Согласна полностью с мнением, что классный руководитель должен в первую очередь создавать условия для развития личностных качеств ребенка на основе диагностики. Это возможно осуществлять различными способами и методами, которые педагог самостоятельно отбирает с учетом специфики конкретных условий.
Здравствуйте, коллеги! На мой взгляд ПСВ по своей структуре мало отличается от ВС класса, например, той, которую разработал Евгений Николаевич. Также она должна быть целенаправленной, опираться на факты (через наблюдение и\или диагностику, носить деятельностный характер. ПСВ и ВС класса и даже школы не должны противоречить друг другу, а усиливать друг друга. Важно, чтобы ПСВ способствовала становлению индивидуальности, а не взращивала индивидуалистов. Главная цель классного руководителя сопровождать процесс взросления каждого ученика в условиях его жизнедеятельности в детском коллективе. Основным направлением деятельности классного руководителя считаю работу, направленную на становление реальной системы самоуправления в коллективе для развития как всего коллектива, так и каждого его члена. Что касается содержания деятельности классного руководителя совершенно согласна с Евгением Николаевичем.
Принцип персонификации требует включения во взаимодействие классного руководителя и обучающихся таких элементов личностного опыта как чувства, переживания, эмоции и соответствующие им действия и поступки, которые не всегда соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам. Классный руководитель бывает не готов стать "открытым в своих чувствах". Вместе с тем, чувство удовлетворения от совместно выполненного дела, совместная радость позволяет подросткам и взрослым быть открытыми друг перед другом, «эмоциональное насыщение жизни коллектива и ситуации-образцы» способствуют выработке у подростков социальной установки на другого. Поэтому считаю важным и психологическую готовность классного руководителя к реализации ПСВ.
Одна из задач классного руководителя создание условий для саморазвития и самореализации личности ребенка, его успешной социализации в обществе. Так же классный руководитель выступает организатором и координатором взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
Направление деятельности классного руководителя в определенной степени могут совпадать с направлениями деятельности администрации школы, о которых я писала в мини-реферате. Только они будут ограничены рамками класса. например: - создание благоприятного нравственного и эмоционально-психологического климата в классе; - формирование и дальнейшая поддержка гуманистического типа отношений в школьном коллективе; - в предоставление ученику возможности для организации интересной и значимой для него деятельности на уроне класса; - содействие проявлению субъектности через стимулирование рефлексивных процессов; - обеспечение взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов персонифицированной системы; - координация действий взрослых людей; - управление развитием системы; разработка новой формы плана воспитательной работы.
Я поддерживаю точку зрения, что первый этап – это диагностика. Далее - формирование общности заинтересованных лиц из ближайшего окружения ребёнка, наиболее значимых для него. Готовность классного руководителя играть разные социально – значимые роли на разных этапах развития ребёнка. Используем разные методы и технологии, в том числе и коучинг. Не забываем, что создавая благоприятные условия для развития конкретной персоны ребёнка и его самовыражения, мы создаём благоприятные условия для развития всего классного коллектива в целом. Постоянно совершенствуемся сами. Поддерживаем связь с единомышленниками в педагогическом сообществе.
Творческая группа СЭЛ № 21 г. Пскова. Согласны с коллегами, что прежде всего - это диагностика. А также поддерживаем мнение Екатерины Барановой в том, что если классный руководитель займёт роль субъекта, то он может осуществлять коучинговую деятельность. С помощью инструментов коучинга ( Колеса баланса, пирамиды логических уровней, проведения индивидуальных коуч-сессий) можно проводить работу в классе по сплочению и развитию классного коллектива и работу по собственнному самосовершенствованию.
Согласна с размышлениями Ю.А.Ярышкиной о том, что действия педагога (классного руководителя) в персонифицированной системе следует рассматривать как сопровождение спланированного самим ребенком процесса саморазвития. Поэтому, во-первых, педагог может позаботиться, чтобы у ребенка появился интерес, потребность в собственном развитии, т.е. важна мотивация.- Здесь нужна особая среда, позволяющая появиться и проявиться интересу. Во-вторых, у ребенка должно произойти осознание процесса самостроительста, появиться «личностно-значимый смысл». - Здесь нужна поддержка, совет референтного взрослого, чтобы выявить, обозначить потребности и выстроить траекторию саморазвития. В-третьих, процесс саморазвития возможен при условии самоанализа осуществляемой деятельности и ее результатов.- И здесь также нужна поддержка взрослого, помощь в овладении приемами самоанализа.
Еще хочу отметить важную мысль Юлии Ярышкиной о том что сопровождение ребенка в процессе саморазвития так должно быть организовано, чтобы «ребенку понравилось саморазвиваться», чтобы «ему было интересно и важно это делать». Последнее можно назвать индикатором эффективности выстроенной системы сопровождения процесса саморазвития.
Деятельность классного руководителя по педагогическому обеспечению создания и развития персонифицированных систем воспитания детей можно отразить следующим образом:
1. Диагностические процедуры, способствующие выявлению особенностей ребенка, его мотивации, интересов, потребностей (Размышления об ученике. Собеседование с ним. Совместное проектирование траектории его развития (роль учителя – консультант)
Деятельность классного руководителя по педагогическому обеспечению создания и развития персонифицированных систем воспитания детей можно отразить следующим образом:
1. Диагностические процедуры, способствующие выявлению особенностей ребенка, его мотивации, интересов, потребностей (Размышления об ученике. Собеседование с ним. Совместное проектирование траектории его развития (роль учителя – консультант)
Действия классного руководителя должны быть целенаправленны, системны, планируемыми, личностно-ориентированы, но не должны противоречить правовым и нормативными актам. немаловажное значение имеет и то, что материальные и социальные условия воспитанников всегда будут накладывать свой отпечаток.Формирование здорового образа жизни. Защита прав и интересов каждого ученика. Организация непрерывной системной работы с учениками, создание и сплочение коллектива. Организация социально-значимых творческих потенциалов каждого. Формирование духовных ориентиров и нравственных смыслов обучающихся. Координация действий с семьей. Вот. я думаю, что это и есть основные направления деятельности.
ОтветитьУдалитьМне кажется, главными направлениями деятельности классного руководителя по педагогическому обеспечению создания и развития ПСВ могут быть следующие: диагностика личности ребенка, его развития; объединение значимых для ребенка людей в группу его поддержки на том или ином этапе развития; организация индивидуальной работы с воспитанником. Эти направления работы будут важными, даже если классный руководитель не будет являться значимым для ребенка взрослым. Если классный руководитель займет роль субъекта ПСВ, то он может осуществлять коучинговую деятельность. Конечно, будет способствовать персонифицированному воспитанию и деятельность классного руководителя по созданию в классном сообществе индивидуальностно ориентированной воспитательной системы, и работа по сплочению и развитию классного коллектива, и работа по собственному самосовершенствованию.
ОтветитьУдалитьКлассный руководитель создает условия для ребенка, стимулирует его, «подталкивает» к развитию «самости» ребенка.
ОтветитьУдалитьНаправления:
Проблематизация участия субъекта в жизни общности, создание для него ситуации выбора позиции в общности;
Стимулирование возникновения: неформальных «теплых» связей и осознанного отношения субъекта к общности, его личной позиции;
Педагогическое содействие жизненному самоопределению юноши в единстве социального и внутриличностного, через развитие его способности к рефлексии.
Поддержка рефлексивных процессов в субъектах взаимодействия, помощь им в осознании и выстраивании индивидуальных проектов авторской деятельности, поддержка инициативы и чувства ответственности и т.д.
Самое важное!Необходима целенаправленная работа классного руководителя по проявлению и поддержке общности в классе, по развитию неформальных открытых отношений, по становлению гуманистического микроклимата, условий, способствующих возникновению и функционированию детско-взрослой общности.
УдалитьГалина Васильева, Псковская область.
ОтветитьУдалитьУбеждена в том, что воспитатель (классный руководитель) должен провести совместно со специалистами правильную диагностику ребенка и на ее основе и, исходя из интересов ребенка, найти значимых для ребенка взрослых. А далее уже пойдет совместная кропотливая работа.
На мой взгляд, педагог, прежде всего, должен изучить ребёнка, увидеть в нём личность, желающую или не желающую быть субъектом персонифицированной системы воспитания. А затем искать пути, которые помогут ребёнку двигаться в выбранном им направлении ( если это движение со знаком «+»), и наоборот помочь изменить выбранное ребёнком направление, если оно со знаком «-».
ОтветитьУдалитьГалина Васильева, Псковская область.
ОтветитьУдалитьОпределяю следующие условия успешного выполнения взрослым функций субъекта персонифицированной системы воспитания:
1) личность педагога должна быть значима для ребенка
2) взрослый должен быть хорошим психологом, чтобы правильно распознать интересы ребенка, его потребности
3) важно взрослому создать такие ситуации, где ребенок находил бы благоприятные условия для раскрытия собственного «Я», подлинного личностного самоопределения, нахождения и отстаивания собственных смыслов, мог бы осуществить пробу собственных сил и возможностей в авторской деятельности, организация совместно с ребенком «воспитательного дела», т.е. событийного мероприятия, социально значимого для ребенка, необходимого для личностного развития и социализации.
4) наличие событийной детско-взрослой общности (клуб, кружок), в которой ребенок мог бы развиваться и проявлять себя.
Галина Васильева, Псковская область.
ОтветитьУдалитьИсходя из опыта работы педагога дополнительного образования, считаю, что содержание, формы и способы деятельности взрослого как субъекта персонифицированной системы воспитания могут быть основаны на увлечениях ребенка.
Т.е. потребности, интересы и ценностные ориентиры ребенка должны выступить в качестве системообразующих факторов воспитательного взаимодействия. Содержание, формы и способы деятельности взрослого должны исходить из потребностей ребенка, они могут быть разнообразны, но не должны быть искусственно привязаны к ребенку.
Например, у нас в школе особой популярностью у детей пользуются клуб водных туристов, Школьный медиа- центр. Это сообщества детей по интересам, где каждый ребенок может реализовать свои личные цели, а взрослые помогают и направляют детей.
При построении персонифицированной системы в классе. Я как классный руководитель вижу свои первые шаги таким образом:
ОтветитьУдалитьОснова - это глубокая диагностика - создание самоуправления в классе (в сотрудничестве с родителями) - коллективное планирование - основательный анализ.
Конечно, это всё не ново, это основа воспитательной системы класса. Но если анализировать участие ребёнка в каждом конкретном деле, мероприятии как субъекта воспитательного процесса, то есть как сознательно-действующее лицо на основе внутренних ценностей, потребностей и интересов и далее либо вносить корректив, либо продолжать идти по намеченному пути.
Не есть ли это персонифицированная система каждого ребёнка в классе?
Елена Александровна, все-таки Вы пишите о воспитательной системе класса, притом о персонально ориентированной. Ее можно и надо рассматривать как важнейшее условие создания ПСВ, но не как саму ПСВ. Речь в Вашем комментарии идет больше о включенности каждого ребенка в воспитательную систему класса. И это замечательно, ведь Вы не должны и не можете создавать ПСВ каждого своего воспитанника.
УдалитьОсновные направления деятельности классного руководителя по обеспечению и развитию персонифицированной системы воспитания детей:
ОтветитьУдалить1. Работа с учеником.
2. Работа с родителями.
3. Работа с педагогом-психологом.
4. Работа с другими учителями
Этапы деятельности по направлениям:
1) Изучить индивидуальные особенности, склонности ребенка.
2) Побеседовать с другими учителями по вопросу возможности развития выявленных способностей, интересов.
3) Установить взаимодействие с семьёй по вопросу воспитания ребёнка, согласовав проектируемую траекторию развития.
4) Предоставить ребёнку возможность реализации намеченных целей и задач своего развития.
5) Проводить наблюдение за результатом развития ребёнка (диагностика)
6) Корректировать (при необходимости) траекторию развития ребёнка.
Мне очень близки мысли Галины Васильевой о том, что интересы, потребности ребенка, его ценностные ориентиры должны стоять во главе угла классного руководителя, что именно они являются системообразующими факторами воспитательного взаимодействия. Мы видим, что наши педагогические умы)) не могут в полной мере абстрагироваться от воспитательной системы класса и начинают отождествлять ПСВ с ней. Я ловлю себя на мысли, не предостерегает ли нас опасность, что мы в своих поисках утрачиваем естественность деятельности классного руководителя, т.к. склоняюсь к мысли, что ПСВ существовали и существуют. Мы также видим, что, по мнению детей, классные руководители находятся лишь в третьем круге («мишени») значимых для них персон. Не предостерегает ли нас опасность, что наше напористое вторжение в естественный процесс саморазвития ребенка, лишит его возможности остаться самим собой. А ведь хочется, чтобы каждый ребенок не утратил свою самобытность. Хочется легкости и естественности. Хочется, коллеги!!!! Безусловно, классный руководитель должен знать и взаимодействовать со всеми значимыми для ребенка персонами, которые находится у него в «мишенях» и сделать их членами классного сообщества. Конечно, ребенок должен быть субъектом воспитания в классном коллективе, где реализуется воспитательная система, система эффективная, максимально создающая ситуации успеха и развивающая субъектные качества ребенка. Но думаю, что первостепенная роль – не переусердствовать, не мешать ребенку, если он не просит у вас помощи и участия в большей степени, чем есть.
ОтветитьУдалитьБайкова Ирина Петровна
ОтветитьУдалить1. Создание таких условий, где все дети могли себя реализовать;
2. Выявление у каждого ребёнка креативных и когнетивных способностей;
3. Создание для детей развивающейся среды, где будет происходить творческое и личностное развитие;
4. Развитие личности, способной к самореализации на творческом уровне;
5. психолого-педагогическое сопровождение каждого ребёнка;
6. работа с семьей;
7. создание внутренней мотивации.
Воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует и направляет его. Самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом воспитания, придает ему действенность и в известной степени завершенность.
ОтветитьУдалитьДобрый день, коллеги! Я по-прежнему считаю, что в условиях современной школы в данном направлении можно действовать только сообща. Вся ПСВ - это пространство гибкого взаимодействия всех участников образовательного процесса с привлечением социума извне. Будет ли это классный руководитель или кто-то другой - не столь важно. Главное, чтобы ребенок находился в поле зрения, чтобы для него было создано пространство с альтернативой: он имеет возможность выбора, его интересы учтены, есть площадка для демонстрации достижений, есть те, кто оценит и кому нужен его творческий продукт, есть профессионалы в выбранном им направлении, есть ресурс сопровождения и т.д. Классному руководителю важно быть осведомленным о происходящем, проводить неназойливую коррекцию действий, направленных на конкретного ребенка, подсказывать направления саморазвития прямо или косвенно, в зависимости от индивидуальной ситуации. Не воздействовать, а сопровождать и сотрудничать, не заставлять, а привлекать, не исправлять, а советовать и давать выбор. Ребенку понравится саморазвиваться,если он увидит в этом личностно значимый для него смысл, причем найти этот смысл взрослый поможет не вербально, а через выработку отношения к осуществляемой ребенком деятельности. С уважением Ю.А.Ярышкина
ОтветитьУдалитьНаправления деятельности классного руководителя по педагогическому обеспечению и развитию персонифицированной системы воспитания детей:
ОтветитьУдалить1. Работа с учеником.
2. Работа с родителями.
3. Работа со специалистами социально –педагогической и психологической службы.
4. Работа с учителями -предметниками
Этапы деятельности по направлениям:
1) Изучить индивидуальные особенности, склонности ребенка.
2) Побеседовать с другими учителями по вопросу возможности развития выявленных способностей, интересов.
3) Установить взаимодействие с семьёй по вопросу воспитания ребёнка, согласовав проектируемую траекторию развития.
4) Предоставить ребёнку возможность реализации намеченных целей и задач своего развития.
5) Проводить наблюдение за результатом развития ребёнка (диагностика)
6) Корректировать (при необходимости) траекторию развития ребёнка.
В первую очередь должна быть организована системная работа с коллективом класса и каждым учеником, направленная на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. Далее обязательна работа по социализации личности каждого. обучающегося. А также тесное взаимодействие классного руководителя с родителями (семьёй) и с педагогами школы.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Нам кажется, что, во-первых, педагог должен понять, чего ребенок хочет (и хочет ли чего-нибудь), на что нацелены его мысли. Это аккуратная, обязательно профессиональная диагностика. А вот уже поняв это, педагог начинает действовать. В этом моменте совершенно согласны с Ярышкиной Ю.А. и Барановой Е. С уважением, творческая группа Переслегинской гимназии
ОтветитьУдалитьПрежде всего, перед тем как создавать ПСВ, необходимо провести тщательную диагностику, как правильно отмечают коллеги. А уже исходя из ее результатов выстраивать траекторию развития ребенка. Однако очень важно, чтобы общение педагога и ребенка (педагога и классного коллектива) проходило в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания. Идеи педагогики сотрудничества, основанные на принципе «делай, как я» (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шатолов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, А.Г. Козлова и др.), становятся ориентиром педагога при создании такой атмосферы. Признаки подобного сотрудничества могут стать отправными точками построения ПСВ: совместная деятельность детей и взрослых, взаимодействие, взаимопомощь, гуманизм, творчество, развитие личности, саморазвитие, субъектная позиция участников целостного педагогического процесса, творчество, коллективизм, равноправная позиция всех субъектов, диалогичность общения, взаимное обогащение
ОтветитьУдалитьБизюкова Наталья Вячеславна г.Липецк
ОтветитьУдалитьОсновная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил, руководствуясь интересами и ценностно - целевыми ориентирами ребенка и его возрастными потребностями. Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своего ученика и сделать все возможное, чтобы родители и ученик без боязни могли рассказывать о своих проблемах, а также признавать и поддерживать субъектную позицию ребенка. Направления деятельности классного руководителя:
1.Психолого-физическая диагностика ребенка (изучаем особенности физического развития, на основе диагностики формируем «портрет» ученика, т.е. изучаем его характер, наклонности, привязанности, круг интересов).
2.Семья (изучаем взаимоотношения в семье, психолого-педагогическое просвещение родителей, организация и проведение совместных мероприятий).
3.Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, главный принцип «не навреди»
4.Поддерживать успешность ребенка, общение, совместное преодоление трудностей, в случае необходимости поддерживать связь с руководителями кружков дополнительного образования
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьУбеждена в том, что только в сотрудничестве и триединстве классного руководителя, родителя и самого ребёнка возможно создание комфортных условий и плодородной почвы для развития ребёнка. Если классный руководитель «горит сам и зажигает других», если он смог стать старшим другом для ребёнка, то определить индивидуальный маршрут взаимодействия будет несложно.
ОтветитьУдалитьНаличие событийного взаимодействия педагогов и ребенка. Направления: диагностический, деятельностный, аналитико-рефлексивный
ОтветитьУдалитьДо создания любой системы, в том числе и ПСВ, мне так кажется, необходимо провести хорошую, полноценную диагностику. А уже исходя из ее результатов выстраивать траекторию развития ребенка.
ОтветитьУдалитьНаправления деятельности классного руководителя:
ОтветитьУдалить1. Совместно с ребенком - определение желаний, потребностей, помощь в постановке целей саморазвития.
2. Совместно с родителями, психологом, педагогами - глубокая диагностика способностей и особенностей, создание плана воспитания и развития ребенка.
3. Создание условий для реализации плана воспитания каждого ребенка и класса в целом.
4. Отслеживание и коррекция результатов, так же совместно с родителями, психологом и педагогами.
Кущ Наталья Николаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №18 г.Липецка
Считаю учитель должен хорошо изучить семью, чем живёт и дышит семья, какие их ценности. Построить воспитательный процесс на доверии. Только совместно с родителями можно добиться положительных результатов.
ОтветитьУдалитьОсновные положения деятельности классного руководителя:
ОтветитьУдалитьИндивидуальный подход в воспитании.
Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором, взаимодействие с общественностью.
Системность, целенаправленность в работе.
Направления деятельности классного руководителя определяются его функциями. Выделяют следующие направления: изучение учащегося и коллектива; сплочение и развитие коллектива; индивидуальная работа с учащимися; взаимодействие с семьей; взаимодействие с педагогами школы; привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей.
Педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах отклонений в их здоровье.
Совместно со школьным врачом, родителями классный руководитель помогает составлять личную программу питания ребенка, закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ему выработать индивидуальный режим работы и отдыха, индивидуально необходимое время для сна; помогает учащемуся самому организовать свой режим жизни.
Классный руководитель изучает детей, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, в какой среде воспитывается учащийся, сильны ли семейные связи, каков стиль взаимоотношений родителей с ребенком, положение его в семье, уметь различать наследственные черты характера (замкнутый, открытый, болтливый и т.д.).
Изучив положение ребенка в сфере общения, педагог очень тактично помогает в разрешении проблем, создает условия для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, для самоутверждения ребенка в коллективе, например, помогает изменить социальную роль учащегося.
Чтобы помочь ребенку в обучении, необходимо проводить тестирование на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли, затруднений в учебе.
В личных беседах с учащимся, с помощью наблюдения за ним на уроках и вне уроков, классный руководитель выявляет причины отставания или успеха в учебе; выясняет, каким образом ему помогают родители, товарищи, учителя, заставляют его делать домашнее задание или он выполняет сам, какая помощь необходима от учителя, каким образом стимулируется успешная учеба дома, на уроках.
Классный руководитель организует совместную работу с учителями-предметниками, завучем по оказанию помощи учащемуся, рассказывает об особенностях мышления, памяти ребенка, чтобы использовать формы и методы обучения, адекватные возможностям учащегося.
Организация досуга детей является важной составной частью деятельности классного руководителя. Это и время отдыха, и развитие способностей и интересов, и свободного общения с людьми.
Благотворное развитие школьника в сфере досуга происходит, если классный руководитель соблюдает следующие правила:
формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;
досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, дети сами выступают организаторами своего досуга;
разумно чередуются формы организации досуга.
Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе.
Также важной частью деятельности классного руководителя является изучение учащихся и их семей, классного коллектива, индивидуальная работа с детьми и родителями.
Предположительно, к основным направлениям деятельности классного руководителя (воспитателя ГПД или интернатного учреждения) по педагогическому обеспечению создания и развития персонифицированных систем воспитания детей можно отнести следующие:
ОтветитьУдалить1) развитие субъектной позиции ребенка как главного субъекта персонифицированной системы воспитания;
2) помощь учащимся в поиске референтных лиц и групп и установлении с ними продуктивных контактов;
3) формирование в образовательном учреждении благоприятной среды для становления и проявления личности, субъектности и индивидуальности ребенка, его самовыражения и самореализации;
4) мотивирование ученика к планированию и осуществлению действий по самосовершенствованию;
5) стимулирование участия детей в совместной и индивидуальной социально значимой деятельности, направленной, с одной стороны, на реализацию их потребностей и интересов, а с другой – на обогащение их духовно-нравственного потенциала;
6) анализ и самоанализ хода и результатов жизнедеятельности и развития ребенка
В. Никулина, г. Белгород
ОтветитьУдалитьНаправления деятельности классного руководителя по педагогическому обеспечению создания и развития ПСВ детей:
• изучить интересы, потребности и ценности ребенка;
• потребности, интересы и ценностно-целевые ориентиры ребенка выступают в качестве системообразующего фактора воспитательного взаимодействия;
• целевые ориентиры жизнедеятельности ребенка учитываются в процессе целеполагания, планирования и организации педагогической деятельности;
• педагоги и другие взрослые должны признать и поддерживать субъектную позицию ребенка;
• педагоги и другие взрослые включают в план воспитательной работы действия по поддержке усилий детей в достижении своих целевых ориентиров;
• значимые взрослые должны содействовать становлению и проявлению индивидуальности школьника, развитию его самопроцессов (самости) - важнейший предмет педагогической деятельности.
Классный руководитель создает в коллективе психологическую атмосферу, в которой формируются социальные потребности в культуре поступков, поведения и самосовершенствовании. Настоящий классный руководитель – это духовный пастырь способный сохранять тайну исповеди и использовать полученную информацию во благо.
ОтветитьУдалитьПедагогическая помощь в совершенствовании лучших качеств и совместная с ребенком по выработке культуры социального взаимодействия вот пожалуй основная деятельность педагога-воспитателя.
ОтветитьУдалитьНаблюдение и коррекция, индивидуальные беседы, задания на выбор ребёнка и пр.
ОтветитьУдалитьВо-первых, необходимо создание условий для развития субъективных свойств личности (лидерских качеств, самостоятельности, ответственности, умения работать в команде, умение решать проблему выбора и т.д.);
ОтветитьУдалитьво-вторых, необходимо создание максимального педагогического «поля возможностей» для развития творческого потенциала каждого ребёнка;
в-третьих, позиция педагогов, родителя в воспитательном процессе, может определяться девизом «стань таким, каким ты хочешь стать. А я тебе в этом помогу», вместо традиционного «Стань таким, каким я хочу тебя видеть».
Согласна полностью с мнением, что классный руководитель должен в первую очередь создавать условия для развития личностных качеств ребенка на основе диагностики. Это возможно осуществлять различными способами и методами, которые педагог самостоятельно отбирает с учетом специфики конкретных условий.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, коллеги! На мой взгляд ПСВ по своей структуре мало отличается от ВС класса, например, той, которую разработал Евгений Николаевич. Также она должна быть целенаправленной, опираться на факты (через наблюдение и\или диагностику, носить деятельностный характер. ПСВ и ВС класса и даже школы не должны противоречить друг другу, а усиливать друг друга. Важно, чтобы ПСВ способствовала становлению индивидуальности, а не взращивала индивидуалистов. Главная цель классного руководителя сопровождать процесс взросления каждого ученика в условиях его жизнедеятельности в детском коллективе. Основным направлением деятельности классного руководителя считаю работу, направленную на становление реальной системы самоуправления в коллективе для развития как всего коллектива, так и каждого его члена. Что касается содержания деятельности классного руководителя совершенно согласна с Евгением Николаевичем.
ОтветитьУдалитьПринцип персонификации требует включения во взаимодействие классного руководителя и обучающихся таких элементов личностного опыта как чувства, переживания, эмоции и соответствующие им действия и поступки, которые не всегда соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам. Классный руководитель бывает не готов стать "открытым в своих чувствах". Вместе с тем, чувство удовлетворения от совместно выполненного дела, совместная радость позволяет подросткам и взрослым быть открытыми друг перед другом, «эмоциональное насыщение жизни коллектива и ситуации-образцы» способствуют выработке у подростков социальной установки на другого. Поэтому считаю важным и психологическую готовность классного руководителя к реализации ПСВ.
ОтветитьУдалитьОдна из задач классного руководителя создание условий для саморазвития и самореализации личности ребенка, его успешной социализации в обществе. Так же классный руководитель выступает организатором и координатором взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
ОтветитьУдалитьНаправление деятельности классного руководителя в определенной степени могут совпадать с направлениями деятельности администрации школы, о которых я писала в мини-реферате. Только они будут ограничены рамками класса. например:
ОтветитьУдалить- создание благоприятного нравственного и эмоционально-психологического климата в классе;
- формирование и дальнейшая поддержка гуманистического типа отношений в школьном коллективе;
- в предоставление ученику возможности для организации интересной и значимой для него деятельности на уроне класса;
- содействие проявлению субъектности через стимулирование рефлексивных процессов;
- обеспечение взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов персонифицированной системы;
- координация действий взрослых людей;
- управление развитием системы;
разработка новой формы плана воспитательной работы.
Я поддерживаю точку зрения, что первый этап – это диагностика. Далее - формирование общности заинтересованных лиц из ближайшего окружения ребёнка, наиболее значимых для него. Готовность классного руководителя играть разные социально – значимые роли на разных этапах развития ребёнка. Используем разные методы и технологии, в том числе и коучинг. Не забываем, что создавая благоприятные условия для развития конкретной персоны ребёнка и его самовыражения, мы создаём благоприятные условия для развития всего классного коллектива в целом. Постоянно совершенствуемся сами. Поддерживаем связь с единомышленниками в педагогическом сообществе.
ОтветитьУдалить--
С уважением, Светлана Заваденко
Творческая группа СЭЛ № 21 г. Пскова. Согласны с коллегами, что прежде всего - это диагностика. А также поддерживаем мнение Екатерины Барановой в том, что если классный руководитель займёт роль субъекта, то он может осуществлять коучинговую деятельность. С помощью инструментов коучинга ( Колеса баланса, пирамиды логических уровней, проведения индивидуальных коуч-сессий) можно проводить работу в классе по сплочению и развитию классного коллектива и работу по собственнному самосовершенствованию.
ОтветитьУдалитьСогласна с размышлениями Ю.А.Ярышкиной о том, что действия педагога (классного руководителя) в персонифицированной системе следует рассматривать как сопровождение спланированного самим ребенком процесса саморазвития. Поэтому, во-первых, педагог может позаботиться, чтобы у ребенка появился интерес, потребность в собственном развитии, т.е. важна мотивация.- Здесь нужна особая среда, позволяющая появиться и проявиться интересу. Во-вторых, у ребенка должно произойти осознание процесса самостроительста, появиться «личностно-значимый смысл». - Здесь нужна поддержка, совет референтного взрослого, чтобы выявить, обозначить потребности и выстроить траекторию саморазвития. В-третьих, процесс саморазвития возможен при условии самоанализа осуществляемой деятельности и ее результатов.- И здесь также нужна поддержка взрослого, помощь в овладении приемами самоанализа.
ОтветитьУдалитьЕще хочу отметить важную мысль Юлии Ярышкиной о том что сопровождение ребенка в процессе саморазвития так должно быть организовано, чтобы «ребенку понравилось саморазвиваться», чтобы «ему было интересно и важно это делать». Последнее можно назвать индикатором эффективности выстроенной системы сопровождения процесса саморазвития.
ОтветитьУдалитьДеятельность классного руководителя по педагогическому обеспечению создания и развития персонифицированных систем воспитания детей можно отразить следующим образом:
ОтветитьУдалить1. Диагностические процедуры, способствующие выявлению особенностей ребенка, его мотивации, интересов, потребностей (Размышления об ученике. Собеседование с ним. Совместное проектирование траектории его развития (роль учителя – консультант)
2. Организация движения по намеченной траектории.
3. Анализ личных достижений учащегося.
Лариса Куришкина г.Смоленск
Деятельность классного руководителя по педагогическому обеспечению создания и развития персонифицированных систем воспитания детей можно отразить следующим образом:
ОтветитьУдалить1. Диагностические процедуры, способствующие выявлению особенностей ребенка, его мотивации, интересов, потребностей (Размышления об ученике. Собеседование с ним. Совместное проектирование траектории его развития (роль учителя – консультант)
2. Организация движения по намеченной траектории.
3. Анализ личных достижений учащегося.
Лариса Куришкина г.Смоленск