Отвечая на данный вопрос, можно следовать следующему алгоритму: 1. Анкетирование родителей на родительском собрании: "В какой области ваш ребёнок может быть наиболее успешен?", "Что необходимо сделать классному руководителю, вам (членам вашей семьи) и ребёнку, чтобы приблизить успех?", Наметим план действий:..... 2. Подобное анкетирование, адаптировав, провести с детьми. 3. Обработать результат. 4. Познакомить родителей с результатами, обсудить и предложить дома вместе с ребёнком составить "План действий". 5. Использовать материал для подготовки документа "Расту.Развиваюсь.Совершенствуюсь". О Разделах данного документа стоит подумать отдельно. Спасибо.
Взрослые должны уважать личность ребенка и его самостоятельность. Уважать его ошибки, лень, промахи и несуразности. Чаще вспоминать свое детство и делиться своими воспоминаниями с ребенком. Взрослые должны поддерживать инициативу ребенка, его самостоятельные шаги, пробы. При этом они равные участники совместной деятельности, где лидер ребенок. Главенствуют отношения открытости, равенства и совместного интереса. Выстраивать и удерживать общность с ребенком в совместной деятельности и общении, чтобы возникало общее поле жизни, общие интересы, общие переживания... Наверное взрослый может выступать в роли проблематизатора, даже провокатора, стимулируя самостоятельность и активность ребенка, его субъектность. Взрослым нужно пытаться сдерживать себя (свои подсказки, советы, оценки и т.д.), создавать условия чтобы ребенок сам получал свой опыт и умел осмысливать его через социальные и культурные нормы и смыслы. Важно помочь ребенку освоить рефлексивные навыки, для осознания опыта, для понимания своих желаний и стремлений, своих поступков. Через общую рефлексию с ребенком, взрослый может перевести проблему ребенка в интересную задачку, ситуацию препятствия в развивающую ситуацию для ребенка. Ну и главное, взрослый должен быть интересен самому себе, сам быть интересным творческим человеком, тогда он будет интересен ребенку и сможет повлиять на него.
Размышляя по вопросу участия родителей в моделировании ПСВ ребёнка,пришли к выводу: сложность в том,что ДОЛЖНО БЫТЬ и что ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ (участие родителей в жизни ребёнка, педагогическая состоятельность...). Практика показывает, что часто возникают ситуации, когда хочется оградить ребёнка от влияния взрослых. И здесь встаёт вопрос о роли родителей в моделировании ПСВ ребёнка. В одном случае родитель необходим как участник ПСВ, пример (кумир) или просто опора.В другом случае, наверно, родителя лучше оставить вне моделирования ПСВ ребёнка.
Как бы то ни было, но родители все равно самые близкие люди для ребенка или должны ими быть. Поэтому родители не могут быть отстранены от ПСВ. Все мы помним о единстве воспитания и требований, предъявляемых к ребенку. К сожалению, часто сталкиваемся с ситуацией, когда ожидания учителей и родителей явно противоречат друг другу. И начинать работу с ребенком приходится только после проведенной работы с родителями (причем эта работа намного сложнее). Главное, на мой взгляд в построении ПСВ - это опора и учителей и родителей на положительные черты ребенка, его достижения и стремления. Мы должны показать ребенку как развивать то хорошее, что есть в нем, а не исправлять то плохое, что мы в нем видим. И это совместная работа учителя и родителей.
Очень важно, чтобы ребенок не был здесь "посторонним" - какого бы возраста он ни был. Даже в дошкольном возрасте мы наблюдали "грамотную работу" взрослых членов семьи с ребенком, когда он чувствовал себя активным участником (вместе с другими членами семьи). Думаю, что предварительная работа педагогов с семьей (взрослыми) здесь просто необходима. Во-первых, нужно обсудить предназначение ПВС, возможные варианты участия взрослых в формировании ПВС, их роль, способ включения в процесс, объяснить - что нежелательно делать и почему (выполнять за ребенка то, что он может сделать сам в этой работе). Уже возникал на первом этапе вебинара вопрос об обоснованности персонификации воспитательной системы (для всех ли она возможна?!). И здесь можно сказать, что при отсутствии поддержки семьи в младшем возрасте навряд ли получится полноценная ПВС (сможет ли педагог, как бы хорошо он ни относился к ребенку, уделить ему столько внимания, чтобы охватить его деятельность и в школе, и в УДО, и во внеурочной деятельности, и дома, и где-то еще?!). Если (вдруг!) он готов взять на себя такую роль - то конечно (но это возможно только при согласии семьи - иначе, это может создать дополнительное "поле отчуждения" ребенка от семьи - навряд ли мы этого хотим; если же семья настолько сложная, что им ребенок безразличен - то такая деятельность взрослого означает, по сути, замену функций семьи; насколько это целесообразно, надо смотреть индивидуально). В идеале, весь процесс управления ПВС должен быть доступен семье, которая постепенно передает его в руки самого ребенка. Поскольку сегодня, зная насколько непростая ситуация в современных семьях, понимая, что они мало готовы к реализации таких полномочий - школа берет инициативу в свои руки. Но нельзя (я в этом убеждена) устранять семью от столь важного процесса, наоборот, нужно всячески, насколько возможно, показывать родителям их значимую (даже, приоритетную) роль в создании ПВС, обучая их (на первых этапах) также, как мы делаем это по отношению к ребенку: сначала вместе, потом - сопровождая, а затем - консультируя. И в этом смысле, сначала (пока родители еще не очень готовы - это СОВМЕСТНОЕ, на партнерских началах - управление, т.е. СО-УПРАВЛЕНИЕ, включающее к тому же, и ребенка (такой "треугольник", пусть пока не "равносторонний" (когда 3 стороны равны), но желательно - равнобедренный (когда равны 2 его стороны)! При этом очень важно, чтобы не возникла ситуация, когда родители, объединившись с педагогами, "набрасываются" на ребенка, управляя его развитием! Он будет обязательно "уходить" от такой массированной атаки (внутрь или вовне - в зависимости от его индивидуальных особенностей и характера "воздействия"). Поэтому он обязательно должен быть включен в этот "треугольник" как партнер, да еще и с постепенной передачей ему права решающего голоса. Да, я уже предвижу возражения, что это не по силам педагогу, который должен и с ребенком работать, да еще и с родителями "как с ребенком". Считаю, что в этом и заключается роль педагога - постепенно передать родителям управление воспитательным процессом, а у ребенка сформировать навыки самоуправления. Сам педагог, естественно, постепенно все более дистанцируется от ответственности за происходящее в их жизни, чтобы к окончанию школы легко отпустить ребенка в "большую жизнь". Возвращаясь собственно к семье, необходимо сказать, что родителей нужно научить так взаимодействовать с ребенком, чтобы он становился все более самостоятельным в реализации свой ПВС. Это большая работа, коллеги! Я прекрасно это понимаю, но и цель немалая - персонифицированную воспитательную систему, думаю, навряд ли нужно ставить "на поток". Есть о чем поразмыслить и чему научиться! Удачи и мужества всем, кто за это берется! Спасибо!
Роль семьи в ПСВ, конечно, в каждом конкретном случае неоднозначна. Для себя я отмечаю, что в любом случае родители или другие члены семьи должны быть проинформированы и "просвещены" относительно ПСВ. Тут возможны варианты: либо родители становятся самыми активными участниками, поддержкой педагогам в создании ПСВ, либо проявляют безразличие или нейтралитет (в данном случае рассчитывать на значимую помощь и эффективное взаимодействие с семьей не представляется возможным), либо высказывают протест и полное отрицание ПСВ (на мой взгляд, такую реакцию нельзя не учитывать). Если рассматривать случай, когда родители заинтересованы в создании ПСВ, то наряду с кажущимся положительным аспектом такого взаимодействия, могут возникнуть "подводные камни". Например, уровень требований к ребенку и притязаний родителей намного выше возможностей детей, неудовлетворенные амбиции и желание "выделиться", излишняя активность и требовательность, стремление реализовать свои собственные желания и т.д. В любом случае не лишней будет помощь педагога-психолога, педагога социального в вопросе изучения роли семьи в жизни ребенка и влияния на него. Каким бы профессиональным не был педагог,как бы всесторонне не осуществлялась персонификация воспитания, ребенок большую часть времени (за редкими исключениями) находится дома, в семье, с родственниками. Этот факт нельзя не учитывать, потому даже крайне негативное отношение родителей к ПСВ нужно стараться свести в лучшем случае к нейтральной позиции.
Что касается начальной школы, то в идеале роль родителей, как и всей семьи, в моделировании персонифицированной системы воспитания первостепенна, т. к. в школу ребенок приходит в 6-7 лет уже с определенными навыками, умениями и потребностями; и лучше родителей ребенка младшего школьного возраста не знает никто, даже он сам. Но мы знаем, что на практике первостепенную роль будет играть классный руководитель (самому ребенку все-таки не справиться). Поэтому роль семьи - активно откликаться на все просьбы и инициативы классного руководителя, помогать, поддерживать, содействовать, способствовать. Конечно, чтобы так и было, родители должны знать о ПСВ все то, что знает сегодня о ней классный руководитель. Только хорошо погруженная в проблему семья способна эффективно помочь. Если говорить о роли родителей более старших детей, то, в первую очередь, они должны с уважением отнестись к целям и желаниям своего ребенка и показать ему, что они всегда поддержат его на пути к успеху и морально и, если потребуется, материально.
Нет на этот вопрос однозначного ответа. Все зависит от семьи, от родителей. В одном случае-родители опора и подмога, именно они могут помочь соединить воедино интересы ребенка, с возможностями учителя предметника, педагога доп. образования и т.д. В другом, родители просто будут создавать среду, условия и возможности для развития и саморазвития ребенка, поддерживать педагога. Главное помнить, что ПСВ создается ребенком и для ребенка, и призвана реализовать цели-мечты ребенка, а не амбиции родителей. Что бы снизить эти риски педагог обязательно должен объяснить родителям идею ПСВ.
Полностью согласна с Татьяной: родители должны быть проинформированы о сущности ПСВ, научены некоторым методам такого взаимодействия с ребенком, когда он сам принимает решения, делает выбор (т.е. становится более самостоятельным), родители должны принять необходимость/надобность данной воспитательной системы и стать помощниками в ее реализации. Однако, педагогам и увлеченным родителям при совместном построении ПСВ главное не забыть про интересы самого субъекта воспитания. При массированном "наступлении" на ребенка может произойти обратный эффект, отторжение даже самой идеи саморазвития.
В идеале, родители должны сами иметь опыт нахождения в какой-либо социальной системе с характеристиками персонификации (бывают персонифицированные социальные системы?) или хотя бы опыт актуализации личностных ресурсов и демонстрации проявлений своей субъектности. Иначе роль родителей будет весьма пассивной – невозможно помочь другому – даже своему ребёнку - стать таким, каковым сам не являешься. Поэтому системная целенаправленная персонифицированная (!) работа с родителями – обязательное условие построения персонифицированной системы воспитания ребёнка. С.А.Фадеева
Это, на мой взгляд, интересная мысль... только сомневаюсь, что мы найдем примеры опыта нахождения родителей в персонифицированной социальной системе. В принципе, персонификация - это очень недавнее явление, думаю, вообще мы находимся в ситуации его рождения. Хорошо бы, если бы родители хотя бы имели опыт проявления/развития своей субъектности (ощущали себя субъектами своей собственной жизни и деятельности). И здесь мы не найдем не только подавляющего большинства, но и их будут, как правило, единицы в классах. Мы проводили исследование по родителям, изучали эту ситуацию - в нашем случае таких родителей было в лучших коллективах 10-15%. Замечательно, если в какой-то школе/классе их больше! Поэтому абсолютно с Вами согласна в необходимости целенаправленной работы с родителями - "хотя бы" личностно-ориентированной.
Мы понимаем, что однозначного ответа на этот вопрос не может быть. Обсуждая данный аспект, мы определяем лишь круг вопросов, проблем и варианты их решения. Родители (семьи), также как и дети бывают разные, поэтому их роли и функции в ПСВ тоже будут различны. Даже рассматривая идеальный вариант, когда родитель (семья) желает и готов быть субъектом ПСВ, а ребенок видит родителя как своего партнера, уровень субъектной активности и формы ее проявления будут различны. К факторам, задающим эту вариативность относится: возраст детей, опыт родителей и их возможности, сложившиеся взаимоотношения, характеры и многое другое. Роли родителей в различных ПСВ могут быть различными: помощник, проводник, организатор, стимулятор, стратег, консультант, тьютор, сопровождающий и пр.(В комментариях коллег предлагаются различные варианты). Причем, роли могут определять как сами родители (особенно в условиях работы с детьми младшего возраста), так и дети, поскольку они являются главными строителями, «архитекторами» своей (персонифицированной) программы роста. Подростки и старшеклассники не только могут выбирать «референтных взрослых», но и определять их роль (роли) в партнерских отношениях. В соответствии с ролями определяются и способы включения в процесс персонификации, и способы взаимодействия. Конечно роли, функции и способы не могут быть статичными, ведь ПСВ – подвижная, саморазвивающаяся система. Однако, какую бы роль не определили себе родители, необходимо помнить, что ПСВ задается самим ребенком. Он, ребенок – лидер, задающий вектор, направление, цель собственного развития. Родители же в рамках своей роли помогают ребенку достичь этой цели.
Начиная работу над проблемой ПСВ год назад, было понятно,что однозначного ответа на вопрос о роли родителей в моделировании ПСВ не будет. Каждая семья - это маленький микросоциум. и у каждой семьи он свой, непохожий на других. Соответственно и роль родителей (других членов семьи) в создании ПСВ будет разной (она может быть связана с возрастными особенностями психического развития ребенка). Ясно одно, что ПСВ создается самим ребенком,а родители могут выступать в роли организатора, помощника, тьютора и т.д.
Совершенно согласна с Вашей позицией. Было бы интересно узнать о Вашем опыте взаимодействия с семьями в процессе построения ПВС (даже если он пока и не привел к ожидаемому результату).
Уважаемая Татьяна С.! Я представляю в данном исследовании учреждение дополнительного образования. Учитывая нашу специфику работы, её вариативность, коллектив нашего учреждения стремится к тому, чтобы обучающиеся, педагоги и родители стали полноправными субъектами образовательного, воспитательного процесса. Каждый родитель-желанный гость, их мнение, пожелания, оценочные суждения учитываются при работе с детьми. Обеспечивая удовлетворённость запросов родителей на дополнительные образовательные услуги, мы выстраиваем индивидуальную траектория развития каждого ребенка. У каждого педагога свой опыт работы с родители, есть свои "секреты". Говорить о ПСВ в нашем УДО мы, пока, не можем.
Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за возможность прочитать такие полные и насыщенные сообщения о роли родителей в персонифицированной системе воспитания, позволяющие сделать вывод о необходимости персонифицированного подхода к родителям детей в построении и реализации персонифицированной системы воспитания.С уважением, Боровская Е.В., Нижний Новгород
Несомненно, при создании ПСВ не должны оставаться в стороне и родители. Ведь они обладают знаниями о своих детях, которыми не располагает классный руководи¬тель. Родители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому могут внести свой вклад в моделирование и по¬строение воспитательной системы. Они имеют богатый социальный опыт и выражают в себе интересы представителей разных профессий, что дает возможность избежать одностороннего моноролевого взгляда на пробле¬мы развития и воспитания учащихся. Отсюда становится очевидной важ¬ность соединения в совокупном субъекте моделирования воспитательной системы класса профессиональной компетентности и организаторского мастерства классного руководителя, активного участия и нестандартных идей учащихся, социального опыта и заинтересованности родителей. При моделировании ПСВ ценен опыт таких мероприятий, как «День именинника», вылазки на природу, культпоходы, экскурсии, игра-путешествие по семейным островам, «Разговор при свечах», «Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пестрых дел», смотр сочинений «Моя семья», «огонек» «Мы и наши дети», беседа «Моя семья - чудесное место для жизни», коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи». Подобные мероприятия привлекают и вовлекают родителей в проектирование и создание ПСВ.
Согласна с Татьяной С. в том плане, что родители должны стать активными участниками моделирования ПСВ ребенка. Консультирование, общение, взаимодействие трех сторон (родители, педагог, ребенок) необходимы. Скорее всего, в большей мере родители принимают активное участие в построении ПСВ младших школьников, а чем старше становится ребенок, тем роль родителей ослабевает, как и, предположительно, роль классного руководителя. На первый план выходят педагоги доп. образования, тренер, научный руководитель, кумир или другие значимые взрослые. Главная роль родителей, на наш взгляд, создать благоприятные условии для развития ребенка, быть ему опорой, поддержкой, в идеале примером для подражания. Но ведь не секрет, что некоторые родители далеки от всяких воспитательных систем и школы в принципе и в некоторых случаях благоприятных условий для развития ребенок дома не видит. Возможно, школа, доп. образование может каким-то образом компенсировать эту недостачу, однако опять-таки все зависит и от характера ребенка, и от внешних факторов, и от людей, которые его окружают. Мы же можем предложить вариант «как должно», и проанализировать частные случаи «как есть на самом деле» (главная проблема, которую видят Е. Алифанова и С. Назимова).
Проблема роли роли родителей в построении ПСВ очень актуальна и болезненна.Согласна с каждым, кто оставил свои комментарии. Действительно, мы многое должны сделать,что построить ПСВ ребенка. В том числе и привлечь родителей, объяснить им значимость развития личности ребенка.Родители должны помогать классному руководителю в построении ПСВ, иногда даже ориентировать его в интересах и увлечениях ребенка. Именно родители должны быть заинтересованы в том, чтобы для их ребенка была создана персонифицированная система воспитания. Они должны стать наставниками ребенка дома, пока он не в школе или на занятиях по дополнительному образованию.Ну, а самое главное, на мой взгляд, роль родителей - это любовь, поддержка и забота о ребенке. А современных родителей на это просто иногда не остается ни времени, ни желания.
Несомненно, главную роль в разработке модели персонифицированной системы воспитания играет классный руководитель, но только в тесном сотрудничестве с родителями. Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Считаю, что нельзя отстранять родителей от участия в ПСВ. Проводить мероприятия - СОБЫТИЯ, привлекать родителей к участию в значимых (для ребенка) событийных общностей. Несомненно, что педагогу нужна будет помощь педагога- психолога, социального педагога. Галина Васильева, Псковская область.
Родители и другие члены семьи должны сыграть одну из главных ролей в процессе моделирования персонифицированной системы воспитания. Еще В.А. Сухомлинский говорил: "Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его родителей". Особенно это касается начальной школы. Приходя в первый класс каждый ребенок для учителя как чистый лист, и именно родители должны помочь его прочесть: рассказать классному руководителю об особенностях своего ребенка, о его увлечениях и талантах. Ведь все дети разные, и кому-то тяжело раскрыться, социализироваться. А если этого не получиться сделать на начальном этапе образования, то, на мой взгляд, ребенок может потерять интерес к учебе. Именно поэтому для формирования и моделирования ПСВ (в начальной школе) родители должны принимать участие наравне с классным руководителем. Коллектив МБОУ СОШ №77 г. Липецка.
Родитель должен четко видеть ориентиры, понимать, что конкретно надо его ребенку на данном этапе; быть мобильным в плане пространственного видения; не мешать ребенку в определении направлений движения, но при этом открывать другие направления (возможности) развития. Успех возможен при согласованности действий родителей, единстве требований. Большое значение имеет личный пример (если он успешный).
Семья (родители и другие члены) является, безусловно, одним из субъектов в процессе моделирования ПСВ. Родители могут помочь ребенку в диагностике и фиксации, в том числе на личном примере, потребностей, собственных мечтаний, которые они воплотили в жизнь. Очень важно поддерживать ребенка, поставившего персональную цель, в ее достижении и реализации. Так как в процессе персонификации происходит обогащение образа Я ребенка, а ПСВ связана с процессами рефлексии на собственные эмоциональные переживания и желания, оценки и самооценки и т.д., то семья должна стать "островом понимания и принятия".
Мы считаем, что вначале классный руководитель должен выяснить, насколько конкретный родитель и другие члены семьи знают своего ребёнка. Выявлению уровня познания родителем своего ребёнка может способствовать проведение коуч-сессий с родителями и другими членами семьи. По результатам коуч-сессии ( как показывает практический опыт работы) выявляется самоосознание родителей достаточно реалистичного уровня знаний своего ребёнка. И после этого автоматически определяется роль родителей и других членов семьи в процессе моделирования персонифицированной системы воспитания. Классный руководитель в дальнейшем работает как с родителями и другими членами семьи, так и с ребёнком, чтобы не подменить роль семьи в процессе моделирования персонифицированной системы воспитания.
Родители должны сыграть одну из главных ролей в процессе моделирования персонифицированной системы воспитания. Мы должны постоянно говорить родителям о значимость развития личности ребенка.Родители должны помогать классному руководителю,без активного участия родителей не построишь и не реализуешь персонифицированную систему воспитания. И.А. Байко, г. Кстово Нижегородской области.
Родители непременно должны быть авторитетом для ребёнка и первыми помощниками во всех вопросах, касающихся обучения, воспитания и развития ребёнка. Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции воспитания патриота, ответственного семьянина, хорошего человека, добросовестного работника – все берет свое начало в детстве. Воспитание личности закладывается в семье с момента рождения ребёнка.Ведь, как сказал Эмиль Золя " Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости и активности."
Родители выполняют ряд функций в процессе моделирования ПСВ. В первую очередь, они играют основную роль в информировании классного руководителя о характере, увлечениях, особенностях детей (на этапе знакомства с классом). В моей работе это отражено в процессе анкетирования. Затем классный руководитель сообщает родителям о проекте, индивидуальной работе, в которой будут принимать участие их дети. Родители постоянно координируют работу с дневниками индивидуального развития ("Дневник Роста"), то есть происходит постоянное сотрудничество родитель-ученик-учитель. В конце года, четверти родители высказываются о результатах воспитательной системы, а точнее обсуждают, что изменилось в их детях.Таким образом родители непосредственно вовлечены в процесс ПСВ.
Отвечая на данный вопрос, можно следовать следующему алгоритму: 1. Анкетирование родителей на родительском собрании: "В какой области ваш ребёнок может быть наиболее успешен?", "Что необходимо сделать классному руководителю, вам (членам вашей семьи) и ребёнку, чтобы приблизить успех?", Наметим план действий:.....
ОтветитьУдалить2. Подобное анкетирование, адаптировав, провести с детьми. 3. Обработать результат. 4. Познакомить родителей с результатами, обсудить и предложить дома вместе с ребёнком составить "План действий". 5. Использовать материал для подготовки документа "Расту.Развиваюсь.Совершенствуюсь". О Разделах данного документа стоит подумать отдельно. Спасибо.
Взрослые должны уважать личность ребенка и его самостоятельность. Уважать его ошибки, лень, промахи и несуразности. Чаще вспоминать свое детство и делиться своими воспоминаниями с ребенком.
ОтветитьУдалитьВзрослые должны поддерживать инициативу ребенка, его самостоятельные шаги, пробы. При этом они равные участники совместной деятельности, где лидер ребенок. Главенствуют отношения открытости, равенства и совместного интереса.
Выстраивать и удерживать общность с ребенком в совместной деятельности и общении, чтобы возникало общее поле жизни, общие интересы, общие переживания...
Наверное взрослый может выступать в роли проблематизатора, даже провокатора, стимулируя самостоятельность и активность ребенка, его субъектность.
Взрослым нужно пытаться сдерживать себя (свои подсказки, советы, оценки и т.д.), создавать условия чтобы ребенок сам получал свой опыт и умел осмысливать его через социальные и культурные нормы и смыслы.
Важно помочь ребенку освоить рефлексивные навыки, для осознания опыта, для понимания своих желаний и стремлений, своих поступков. Через общую рефлексию с ребенком, взрослый может перевести проблему ребенка в интересную задачку, ситуацию препятствия в развивающую ситуацию для ребенка.
Ну и главное, взрослый должен быть интересен самому себе, сам быть интересным творческим человеком, тогда он будет интересен ребенку и сможет повлиять на него.
Размышляя по вопросу участия родителей в моделировании ПСВ ребёнка,пришли к выводу: сложность в том,что ДОЛЖНО БЫТЬ и что ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ (участие родителей в жизни ребёнка, педагогическая состоятельность...). Практика показывает, что часто возникают ситуации, когда хочется оградить ребёнка от влияния взрослых. И здесь встаёт вопрос о роли родителей в моделировании ПСВ ребёнка. В одном случае родитель необходим как участник ПСВ, пример (кумир) или просто опора.В другом случае, наверно, родителя лучше оставить вне моделирования ПСВ ребёнка.
ОтветитьУдалитьКак бы то ни было, но родители все равно самые близкие люди для ребенка или должны ими быть. Поэтому родители не могут быть отстранены от ПСВ. Все мы помним о единстве воспитания и требований, предъявляемых к ребенку. К сожалению, часто сталкиваемся с ситуацией, когда ожидания учителей и родителей явно противоречат друг другу. И начинать работу с ребенком приходится только после проведенной работы с родителями (причем эта работа намного сложнее). Главное, на мой взгляд в построении ПСВ - это опора и учителей и родителей на положительные черты ребенка, его достижения и стремления. Мы должны показать ребенку как развивать то хорошее, что есть в нем, а не исправлять то плохое, что мы в нем видим. И это совместная работа учителя и родителей.
ОтветитьУдалитьОчень важно, чтобы ребенок не был здесь "посторонним" - какого бы возраста он ни был. Даже в дошкольном возрасте мы наблюдали "грамотную работу" взрослых членов семьи с ребенком, когда он чувствовал себя активным участником (вместе с другими членами семьи). Думаю, что предварительная работа педагогов с семьей (взрослыми) здесь просто необходима. Во-первых, нужно обсудить предназначение ПВС, возможные варианты участия взрослых в формировании ПВС, их роль, способ включения в процесс, объяснить - что нежелательно делать и почему (выполнять за ребенка то, что он может сделать сам в этой работе). Уже возникал на первом этапе вебинара вопрос об обоснованности персонификации воспитательной системы (для всех ли она возможна?!). И здесь можно сказать, что при отсутствии поддержки семьи в младшем возрасте навряд ли получится полноценная ПВС (сможет ли педагог, как бы хорошо он ни относился к ребенку, уделить ему столько внимания, чтобы охватить его деятельность и в школе, и в УДО, и во внеурочной деятельности, и дома, и где-то еще?!). Если (вдруг!) он готов взять на себя такую роль - то конечно (но это возможно только при согласии семьи - иначе, это может создать дополнительное "поле отчуждения" ребенка от семьи - навряд ли мы этого хотим; если же семья настолько сложная, что им ребенок безразличен - то такая деятельность взрослого означает, по сути, замену функций семьи; насколько это целесообразно, надо смотреть индивидуально).
ОтветитьУдалитьВ идеале, весь процесс управления ПВС должен быть доступен семье, которая постепенно передает его в руки самого ребенка. Поскольку сегодня, зная насколько непростая ситуация в современных семьях, понимая, что они мало готовы к реализации таких полномочий - школа берет инициативу в свои руки. Но нельзя (я в этом убеждена) устранять семью от столь важного процесса, наоборот, нужно всячески, насколько возможно, показывать родителям их значимую (даже, приоритетную) роль в создании ПВС, обучая их (на первых этапах) также, как мы делаем это по отношению к ребенку: сначала вместе, потом - сопровождая, а затем - консультируя. И в этом смысле, сначала (пока родители еще не очень готовы - это СОВМЕСТНОЕ, на партнерских началах - управление, т.е. СО-УПРАВЛЕНИЕ, включающее к тому же, и ребенка (такой "треугольник", пусть пока не "равносторонний" (когда 3 стороны равны), но желательно - равнобедренный (когда равны 2 его стороны)! При этом очень важно, чтобы не возникла ситуация, когда родители, объединившись с педагогами, "набрасываются" на ребенка, управляя его развитием! Он будет обязательно "уходить" от такой массированной атаки (внутрь или вовне - в зависимости от его индивидуальных особенностей и характера "воздействия"). Поэтому он обязательно должен быть включен в этот "треугольник" как партнер, да еще и с постепенной передачей ему права решающего голоса. Да, я уже предвижу возражения, что это не по силам педагогу, который должен и с ребенком работать, да еще и с родителями "как с ребенком". Считаю, что в этом и заключается роль педагога - постепенно передать родителям управление воспитательным процессом, а у ребенка сформировать навыки самоуправления. Сам педагог, естественно, постепенно все более дистанцируется от ответственности за происходящее в их жизни, чтобы к окончанию школы легко отпустить ребенка в "большую жизнь".
Возвращаясь собственно к семье, необходимо сказать, что родителей нужно научить так взаимодействовать с ребенком, чтобы он становился все более самостоятельным в реализации свой ПВС. Это большая работа, коллеги! Я прекрасно это понимаю, но и цель немалая - персонифицированную воспитательную систему, думаю, навряд ли нужно ставить "на поток". Есть о чем поразмыслить и чему научиться! Удачи и мужества всем, кто за это берется! Спасибо!
Роль семьи в ПСВ, конечно, в каждом конкретном случае неоднозначна. Для себя я отмечаю, что в любом случае родители или другие члены семьи должны быть проинформированы и "просвещены" относительно ПСВ. Тут возможны варианты: либо родители становятся самыми активными участниками, поддержкой педагогам в создании ПСВ, либо проявляют безразличие или нейтралитет (в данном случае рассчитывать на значимую помощь и эффективное взаимодействие с семьей не представляется возможным), либо высказывают протест и полное отрицание ПСВ (на мой взгляд, такую реакцию нельзя не учитывать). Если рассматривать случай, когда родители заинтересованы в создании ПСВ, то наряду с кажущимся положительным аспектом такого взаимодействия, могут возникнуть "подводные камни". Например, уровень требований к ребенку и притязаний родителей намного выше возможностей детей, неудовлетворенные амбиции и желание "выделиться", излишняя активность и требовательность, стремление реализовать свои собственные желания и т.д. В любом случае не лишней будет помощь педагога-психолога, педагога социального в вопросе изучения роли семьи в жизни ребенка и влияния на него. Каким бы профессиональным не был педагог,как бы всесторонне не осуществлялась персонификация воспитания, ребенок большую часть времени (за редкими исключениями) находится дома, в семье, с родственниками. Этот факт нельзя не учитывать, потому даже крайне негативное отношение родителей к ПСВ нужно стараться свести в лучшем случае к нейтральной позиции.
ОтветитьУдалитьЧто касается начальной школы, то в идеале роль родителей, как и всей семьи, в моделировании персонифицированной системы воспитания первостепенна, т. к. в школу ребенок приходит в 6-7 лет уже с определенными навыками, умениями и потребностями; и лучше родителей ребенка младшего школьного возраста не знает никто, даже он сам. Но мы знаем, что на практике первостепенную роль будет играть классный руководитель (самому ребенку все-таки не справиться). Поэтому роль семьи - активно откликаться на все просьбы и инициативы классного руководителя, помогать, поддерживать, содействовать, способствовать. Конечно, чтобы так и было, родители должны знать о ПСВ все то, что знает сегодня о ней классный руководитель. Только хорошо погруженная в проблему семья способна эффективно помочь.
ОтветитьУдалитьЕсли говорить о роли родителей более старших детей, то, в первую очередь, они должны с уважением отнестись к целям и желаниям своего ребенка и показать ему, что они всегда поддержат его на пути к успеху и морально и, если потребуется, материально.
Нет на этот вопрос однозначного ответа. Все зависит от семьи, от родителей. В одном случае-родители опора и подмога, именно они могут помочь соединить воедино интересы ребенка, с возможностями учителя предметника, педагога доп. образования и т.д. В другом, родители просто будут создавать среду, условия и возможности для развития и саморазвития ребенка, поддерживать педагога.
ОтветитьУдалитьГлавное помнить, что ПСВ создается ребенком и для ребенка, и призвана реализовать цели-мечты ребенка, а не амбиции родителей. Что бы снизить эти риски педагог обязательно должен объяснить родителям идею ПСВ.
Полностью согласна с Татьяной: родители должны быть проинформированы о сущности ПСВ, научены некоторым методам такого взаимодействия с ребенком, когда он сам принимает решения, делает выбор (т.е. становится более самостоятельным), родители должны принять необходимость/надобность данной воспитательной системы и стать помощниками в ее реализации. Однако, педагогам и увлеченным родителям при совместном построении ПСВ главное не забыть про интересы самого субъекта воспитания. При массированном "наступлении" на ребенка может произойти обратный эффект, отторжение даже самой идеи саморазвития.
ОтветитьУдалитьВ идеале, родители должны сами иметь опыт нахождения в какой-либо социальной системе с характеристиками персонификации (бывают персонифицированные социальные системы?) или хотя бы опыт актуализации личностных ресурсов и демонстрации проявлений своей субъектности. Иначе роль родителей будет весьма пассивной – невозможно помочь другому – даже своему ребёнку - стать таким, каковым сам не являешься. Поэтому системная целенаправленная персонифицированная (!) работа с родителями – обязательное условие построения персонифицированной системы воспитания ребёнка.
ОтветитьУдалитьС.А.Фадеева
Это, на мой взгляд, интересная мысль... только сомневаюсь, что мы найдем примеры опыта нахождения родителей в персонифицированной социальной системе. В принципе, персонификация - это очень недавнее явление, думаю, вообще мы находимся в ситуации его рождения. Хорошо бы, если бы родители хотя бы имели опыт проявления/развития своей субъектности (ощущали себя субъектами своей собственной жизни и деятельности). И здесь мы не найдем не только подавляющего большинства, но и их будут, как правило, единицы в классах. Мы проводили исследование по родителям, изучали эту ситуацию - в нашем случае таких родителей было в лучших коллективах 10-15%. Замечательно, если в какой-то школе/классе их больше! Поэтому абсолютно с Вами согласна в необходимости целенаправленной работы с родителями - "хотя бы" личностно-ориентированной.
УдалитьМы понимаем, что однозначного ответа на этот вопрос не может быть. Обсуждая данный аспект, мы определяем лишь круг вопросов, проблем и варианты их решения.
ОтветитьУдалитьРодители (семьи), также как и дети бывают разные, поэтому их роли и функции в ПСВ тоже будут различны.
Даже рассматривая идеальный вариант, когда родитель (семья) желает и готов быть субъектом ПСВ, а ребенок видит родителя как своего партнера, уровень субъектной активности и формы ее проявления будут различны. К факторам, задающим эту вариативность относится: возраст детей, опыт родителей и их возможности, сложившиеся взаимоотношения, характеры и многое другое.
Роли родителей в различных ПСВ могут быть различными: помощник, проводник, организатор, стимулятор, стратег, консультант, тьютор, сопровождающий и пр.(В комментариях коллег предлагаются различные варианты). Причем, роли могут определять как сами родители (особенно в условиях работы с детьми младшего возраста), так и дети, поскольку они являются главными строителями, «архитекторами» своей (персонифицированной) программы роста. Подростки и старшеклассники не только могут выбирать «референтных взрослых», но и определять их роль (роли) в партнерских отношениях.
В соответствии с ролями определяются и способы включения в процесс персонификации, и способы взаимодействия. Конечно роли, функции и способы не могут быть статичными, ведь ПСВ – подвижная, саморазвивающаяся система. Однако, какую бы роль не определили себе родители, необходимо помнить, что ПСВ задается самим ребенком. Он, ребенок – лидер, задающий вектор, направление, цель собственного развития. Родители же в рамках своей роли помогают ребенку достичь этой цели.
Начиная работу над проблемой ПСВ год назад, было понятно,что однозначного ответа на вопрос о роли родителей в моделировании ПСВ не будет. Каждая семья - это маленький микросоциум. и у каждой семьи он свой, непохожий на других. Соответственно и роль родителей (других членов семьи) в создании ПСВ будет разной (она может быть связана с возрастными особенностями психического развития ребенка). Ясно одно, что ПСВ создается самим ребенком,а родители могут выступать в роли организатора, помощника, тьютора и т.д.
ОтветитьУдалитьСовершенно согласна с Вашей позицией. Было бы интересно узнать о Вашем опыте взаимодействия с семьями в процессе построения ПВС (даже если он пока и не привел к ожидаемому результату).
УдалитьУважаемая Татьяна С.! Я представляю в данном исследовании учреждение дополнительного образования. Учитывая нашу специфику работы, её вариативность, коллектив нашего учреждения стремится к тому, чтобы обучающиеся, педагоги и родители стали полноправными субъектами образовательного, воспитательного процесса. Каждый родитель-желанный гость, их мнение, пожелания, оценочные суждения учитываются при работе с детьми. Обеспечивая удовлетворённость запросов родителей на дополнительные образовательные услуги, мы выстраиваем индивидуальную траектория развития каждого ребенка. У каждого педагога свой опыт работы с родители, есть свои "секреты". Говорить о ПСВ в нашем УДО мы, пока, не можем.
УдалитьУважаемые коллеги! Благодарю Вас за возможность прочитать такие полные и насыщенные сообщения о роли родителей в персонифицированной системе воспитания, позволяющие сделать вывод о необходимости персонифицированного подхода к родителям детей в построении и реализации персонифицированной системы воспитания.С уважением, Боровская Е.В., Нижний Новгород
ОтветитьУдалитьНесомненно, при создании ПСВ не должны оставаться в стороне и родители. Ведь они обладают знаниями о своих детях, которыми не располагает классный руководи¬тель. Родители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому могут внести свой вклад в моделирование и по¬строение воспитательной системы. Они имеют богатый социальный опыт и выражают в себе интересы представителей разных профессий, что дает возможность избежать одностороннего моноролевого взгляда на пробле¬мы развития и воспитания учащихся. Отсюда становится очевидной важ¬ность соединения в совокупном субъекте моделирования воспитательной системы класса профессиональной компетентности и организаторского мастерства классного руководителя, активного участия и нестандартных идей учащихся, социального опыта и заинтересованности родителей. При моделировании ПСВ ценен опыт таких мероприятий, как «День именинника», вылазки на природу, культпоходы, экскурсии, игра-путешествие по семейным островам, «Разговор при свечах», «Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пестрых дел», смотр сочинений «Моя семья», «огонек» «Мы и наши дети», беседа «Моя семья - чудесное место для жизни», коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи». Подобные мероприятия привлекают и вовлекают родителей в проектирование и создание ПСВ.
ОтветитьУдалитьСогласна с Татьяной С. в том плане, что родители должны стать активными участниками моделирования ПСВ ребенка. Консультирование, общение, взаимодействие трех сторон (родители, педагог, ребенок) необходимы. Скорее всего, в большей мере родители принимают активное участие в построении ПСВ младших школьников, а чем старше становится ребенок, тем роль родителей ослабевает, как и, предположительно, роль классного руководителя. На первый план выходят педагоги доп. образования, тренер, научный руководитель, кумир или другие значимые взрослые. Главная роль родителей, на наш взгляд, создать благоприятные условии для развития ребенка, быть ему опорой, поддержкой, в идеале примером для подражания. Но ведь не секрет, что некоторые родители далеки от всяких воспитательных систем и школы в принципе и в некоторых случаях благоприятных условий для развития ребенок дома не видит. Возможно, школа, доп. образование может каким-то образом компенсировать эту недостачу, однако опять-таки все зависит и от характера ребенка, и от внешних факторов, и от людей, которые его окружают. Мы же можем предложить вариант «как должно», и проанализировать частные случаи «как есть на самом деле» (главная проблема, которую видят Е. Алифанова и С. Назимова).
ОтветитьУдалитьПроблема роли роли родителей в построении ПСВ очень актуальна и болезненна.Согласна с каждым, кто оставил свои комментарии. Действительно, мы многое должны сделать,что построить ПСВ ребенка. В том числе и привлечь родителей, объяснить им значимость развития личности ребенка.Родители должны помогать классному руководителю в построении ПСВ, иногда даже ориентировать его в интересах и увлечениях ребенка. Именно родители должны быть заинтересованы в том, чтобы для их ребенка была создана персонифицированная система воспитания. Они должны стать наставниками ребенка дома, пока он не в школе или на занятиях по дополнительному образованию.Ну, а самое главное, на мой взгляд, роль родителей - это любовь, поддержка и забота о ребенке. А современных родителей на это просто иногда не остается ни времени, ни желания.
ОтветитьУдалитьНесомненно, главную роль в разработке модели персонифицированной системы воспитания играет классный руководитель, но только в тесном сотрудничестве с родителями. Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
ОтветитьУдалитьСчитаю, что нельзя отстранять родителей от участия в ПСВ. Проводить мероприятия - СОБЫТИЯ, привлекать родителей к участию в значимых (для ребенка) событийных общностей. Несомненно, что педагогу нужна будет помощь педагога- психолога, социального педагога.
ОтветитьУдалитьГалина Васильева, Псковская область.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьРодители и другие члены семьи должны сыграть одну из главных ролей в процессе моделирования персонифицированной системы воспитания. Еще В.А. Сухомлинский говорил: "Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его родителей". Особенно это касается начальной школы. Приходя в первый класс каждый ребенок для учителя как чистый лист, и именно родители должны помочь его прочесть: рассказать классному руководителю об особенностях своего ребенка, о его увлечениях и талантах. Ведь все дети разные, и кому-то тяжело раскрыться, социализироваться. А если этого не получиться сделать на начальном этапе образования, то, на мой взгляд, ребенок может потерять интерес к учебе. Именно поэтому для формирования и моделирования ПСВ (в начальной школе) родители должны принимать участие наравне с классным руководителем. Коллектив МБОУ СОШ №77 г. Липецка.
ОтветитьУдалитьРодитель должен четко видеть ориентиры, понимать, что конкретно надо его ребенку на данном этапе; быть мобильным в плане пространственного видения; не мешать ребенку в определении направлений движения, но при этом открывать другие направления (возможности) развития.
ОтветитьУдалитьУспех возможен при согласованности действий родителей, единстве требований. Большое значение имеет личный пример (если он успешный).
Семья (родители и другие члены) является, безусловно, одним из субъектов в процессе моделирования ПСВ. Родители могут помочь ребенку в диагностике и фиксации, в том числе на личном примере, потребностей, собственных мечтаний, которые они воплотили в жизнь. Очень важно поддерживать ребенка, поставившего персональную цель, в ее достижении и реализации. Так как в процессе персонификации происходит обогащение образа Я ребенка, а ПСВ связана с процессами рефлексии на собственные эмоциональные переживания и желания, оценки и самооценки и т.д., то семья должна стать "островом понимания и принятия".
ОтветитьУдалитьМы считаем, что вначале классный руководитель должен выяснить, насколько конкретный родитель и другие члены семьи знают своего ребёнка. Выявлению уровня познания родителем своего ребёнка может способствовать проведение коуч-сессий с родителями и другими членами семьи. По результатам коуч-сессии ( как показывает практический опыт работы) выявляется самоосознание родителей достаточно реалистичного уровня знаний своего ребёнка. И после этого автоматически определяется роль родителей и других членов семьи в процессе моделирования персонифицированной системы воспитания.
ОтветитьУдалитьКлассный руководитель в дальнейшем работает как с родителями и другими членами семьи, так и с ребёнком, чтобы не подменить роль семьи в процессе моделирования персонифицированной системы воспитания.
Заваденко С.В., Юпатова Л.Д., Зарембо Н.И., г. Псков, СЭЛ № 21
Родители должны сыграть одну из главных ролей в процессе моделирования персонифицированной системы воспитания. Мы должны постоянно говорить родителям о значимость развития личности ребенка.Родители должны помогать классному руководителю,без активного участия родителей не построишь и не реализуешь персонифицированную систему воспитания.
ОтветитьУдалитьИ.А. Байко, г. Кстово Нижегородской области.
Родители непременно должны быть авторитетом для ребёнка и первыми помощниками во всех вопросах, касающихся обучения, воспитания и развития ребёнка. Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции воспитания патриота, ответственного семьянина, хорошего человека, добросовестного работника – все берет свое начало в детстве. Воспитание личности закладывается в семье с момента рождения ребёнка.Ведь, как сказал Эмиль Золя " Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости и активности."
ОтветитьУдалитьРодители выполняют ряд функций в процессе моделирования ПСВ. В первую очередь, они играют основную роль в информировании классного руководителя о характере, увлечениях, особенностях детей (на этапе знакомства с классом). В моей работе это отражено в процессе анкетирования. Затем классный руководитель сообщает родителям о проекте, индивидуальной работе, в которой будут принимать участие их дети. Родители постоянно координируют работу с дневниками индивидуального развития ("Дневник Роста"), то есть происходит постоянное сотрудничество родитель-ученик-учитель. В конце года, четверти родители высказываются о результатах воспитательной системы, а точнее обсуждают, что изменилось в их детях.Таким образом родители непосредственно вовлечены в процесс ПСВ.
ОтветитьУдалить