воскресенье, 22 февраля 2009 г.

Педагогические ситуации

Ситуация 1.
Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету.
Ситуация 2.
Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность и он не хотел причинить ей зло.
Ситуация 3.
Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой.
Ситуация 4.
Девятиклассница Юля начала встречаться с парнем, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и парня прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой.
Ситуация 5.
Ребенок часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как?

3 комментария:

  1. Ситуация № 3.
    1 этап. Выйти на контакт с ребенком. Тактично выяснить, в чем причина ухода из дома (ребенок всегда должен назвать хотя бы внешнюю причину).
    2 этап. Здесь пожет понадобиться помощь школьного психолога, который должен профессионально оценить данную ситуацию, определить глубину проблемы, психологическое состояние ребенка.
    3 этап Разговор с родителями: педагог пытается донести до них позицию ребенка. Здесь важно определить отношения родители-бабушка. Ведь бабушка - это мама кого-то из родителей. Использовать эту ситуацию в пользу благополучного разрешения конфликта.
    4 этап. Налаживание отношений. Устроить семейный праздник. Продумать, как задействовать все 3 стороны: ребенка, бабушку, родителей.
    5 этап. констатировать решенность или нерешенность конфликта (Вернулся ребенок домой или нет).
    Но здесь важно помимо внешнего семейного конфликта решить внутренние конфликты (отношения в семье, взаимопонимание, распределение ролей в семье, доверие и т.д.). Это сложно. Родителям здесь помогут консультации с психологом, пед. тренинги и т.д.

    ОтветитьУдалить
  2. Ситуация № 5.
    1. Зафиксировать факт можно из личных наблюдений, жалоб со стороны родителей, личной беседы с ребёнком.
    2. Метод оценки и самооценки своих действий, разговор "по душам".
    3. Педагог наблюдает за потенциальными обидчиками, пресекает, по возможности, их недостойные действия; контактирует с учителями, другими взрослыми в школе, чтобы понять глубину проблемы. Обидчиков "ругать" смысла не имеет (из опыта), лучше поговорить,вовлечь в совместную деятельность, не помогает - привлечь авторитетных для них людей.
    Ребёнку нужно не провоцировать конфликты, найти общие темы с обидчиками, учиться сдерживаться - быть умнее, воспитаннее. Ни в коем случае не жаловаться и ябедничать: это будет раздражать обидчиков ещё сильнее.
    Вообще я хочу сказать, на данном этапе важны действия педагога, его тактичность, умение общаться с разного рода людьми.
    4. Одобрение действий словесное, поощрять и стимулировать также нужно словесно, почаще благодарить, замечать положительное, но не забывать указывать на недостатки, иначе проблему не преодолеть.
    5. Рефлексия очень важна, без анализа нет продвижения дальше. Но факт разрешимости данной проблемы подтвердится не сразу, нужно время.

    ОтветитьУдалить
  3. Ситуация № 5.
    Посоветуйте родителям отдать ребёнка в спортивную секцию, желательно на боевые искусства, или в командный спорт (футбол, баскетбол). Это раскрепостит ребёнка, придаст ему уверенности в себе и возможность проявить себя на уроках физкультуры, что укрепит его авторитет среди одноклассников.

    ОтветитьУдалить