среда, 10 декабря 2014 г.

Чем отличается ПСВ от "парной педагогики" ....

Чем отличается персонифицированная система воспитания ребенка от «парной педагогики», индивидуального подхода, индивидуального корректива, индивидуализации воспитания? Что в них общего?
Ответьте, пожалуйста, на поставленный вопрос в комментариях к этому сообщению. Не забудьте о подписи.

27 комментариев:

  1. Она может включать все названные направления воспитания. А общего в них много в методологии.

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая(ый) И.А. Отвечая на вопросы, Вы высказали ряд интересных мыслей,с которыми трудно не согласиться. Пожалуйста,коллега, напишите, кто Вы и откуда? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Коннова Светлана (Бутурлино)17 декабря 2014 г., 11:58

    Отличие: в ней есть Бог и смысл жизни.
    Общее: педагогическое мастерство.

    ОтветитьУдалить
  4. Понизовская Л.И.17 декабря 2014 г., 13:20

    Персонифицированная система воспитания ,несомненно, отличается от индивидуального подхода, индивидуального корректива и индивидуализации воспитания.
    В толковом словаре русского языка под редакцией профессора Д.Н.Ушакова лексическое значение слова «индивидуализировать» дается так: Обособить по индивидуальным признакам. Искусный педагог индивидуализирует занятия с отдельными учениками».
    У прилагательного «отдельный» есть однокоренной глагол «отделить».Так вот в персонифицированной системе воспитания никто не отделяется, потому что главный компонент в ней сам ребенок и плюс целая группа поддержки, которая направляет свои действия на развитие его одного изначально.
    В этом, на наш взгляд, и есть отличие персонифицированной системы воспитания . Хотя Вы, Евгений Николаевич, в своей работе пишите о том, что Г.К. Селевко использовал определение «персонифицированный» как синоним индивидуализированного воспитания. Вероятно, грань между этими понятиями очень тонкая.
    Но есть , конечно , общее. Во — первых, в основе всего вышеперечисленного лежит гуманистический подход к воспитанию и на первом месте стоит сам ребенок.
    Во — вторых, предпринимаются системные действия для получения конкретного результата.
    В — третьих, вероятно, можно сказать и так: «Индивидуальный подход, индивидуальная коррекция, индивидуализация воспитания — это первые шаги к персонифицированной системе воспитания».
    Одним словом, все, что мы активно использовали, в воспитательном процессе ранее, в конечном итоге помогло подойти к сути персонифицированной системы воспитания как одного из главных показателей гуманизации воспитательного процесса.

    ОтветитьУдалить
  5. Шумагина Оксана ВладимировнаНижегородская обл.г.Заволжье мировна17 декабря 2014 г., 17:28

    Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного человека от других людей. Именно учёт индивидуальности лежит в основе всего выше перечисленного. Это общее.
    Теперь об отличиях.
    Парная педагогика предполагает «принцип индивидуального действия» – правило прямого, непосредственного воздействия и взаимодействия педагога на отдельного воспитанника.
    Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него, т.е. выстраивать особенную систему работы с тем или иным «трудным» ребёнком, которая заставит ребёнка самого решать свои проблемы, т.е. – персонифицированную систему воспитания.
    Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход - это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс .

    ОтветитьУдалить
  6. Татьяна Клюкина
    Наверное, персонифицированная система воспитания отличается более широкими возможностями воздействия на ребенка организованным и неорганизованным педагогическим процессом, социальной средой. Но здесь, в первую очередь, главное - желание самого ребенка обнаруживать и анализировать собственные интересы, индивидуальные особенности, его стремление реализовать собственные смыслы и ценности. .

    ОтветитьУдалить
  7. Колдунов Эдуард18 декабря 2014 г., 11:19

    Достаточно объемный и сложный вопрос, на мой взгляд, содержит ряд противоречий. По этой причине я переадресую вопрос нашему научному руководителю. Может ли без элементов «парной педагогики», индивидуального подхода, индивидуального корректива, индивидуализации воспитания существовать система тем, более персонифицированная система воспитания, где воспитание является ключевым понятием?!?

    ОтветитьУдалить
  8. Зенькова Лариса Владимировна18 декабря 2014 г., 11:38

    Персонифицированная система воспитания от других отличается наличием большей степени самостоятельности и ответственности ребёнка за выбор и простраивание своего жизненного пути.

    ОтветитьУдалить
  9. Елена, Витебск18 декабря 2014 г., 11:51

    на мой взгляд, первое вытекает из второго

    ОтветитьУдалить
  10. В персонифицированной системе ребенок является субъектом воспитания (предполагается, что он сам ставит цели, задачи, планирует мероприятия), а в «парной педагогике», индивидуальном подходе и др. ребенок является скорее объектом (педагог выделяет индивидуальные качества учащихся и направляет свою деятельность на развитие этих качеств и их коррекцию). Общим являются компоненты этих систем (ребенок, окружение, комплекс мероприятий), только у них разная роль.

    ОтветитьУдалить
  11. отличие -в подходе самого педагога

    ОтветитьУдалить
  12. Отличия - ПСВ способствует саморазвитию, самовоспитанию, ребенок сам выбирает путь, своего развития.

    ОтветитьУдалить
  13. МБОУ СОШ №77 г.Липецк
    В ПСВ ребенок является субъектом воспитания, а не объектом, как в "парной педагогике".

    ОтветитьУдалить
  14. В персонифицированной системе педагог (классный руководитель)является "штурманом" в саморазвитии и становлении личности ребенка. Где ребенок,самостоятельно (если способен) ставит цели своего саморазвития. А учитель, педагог, классный руководитель является УМЕЛЫМ ДРУГОМ.
    Мне кажется, что в такой системе необходимо, чтобы ребенок испытывал доверие к личности старшего наставника.
    С уважением, Дзерович Марина Александровна, заместитель директора Станции юных техников Белгородского района Белгородской области

    ОтветитьУдалить
  15. Наталья, Смоленск
    В ПСВ ребенок стремится развивать свои "самости", строит сам образовательную траекторию, а в "парной педагогике" учитель, опираясь на индивидуальные особенности формирует основные качества личности. ПСВ можно применить и в коррекционной педагогике, но используя специальные педтехнологии.В ПСВ ведущую роль занимает педагог дополнительного образования

    ОтветитьУдалить
  16. Лариса Куришкина



    Допустимо, что эти понятия иногда близки по смыслу, все зависит от их содержания. Если персонифицированная система воспитания ребенка – это совместная деятельность педагога и обучающегося, осуществляемая в рамках индивидуальной программы его развития на основе совместной деятельности и самосозидания, получения социально значимых и признанных обществом результатов, то индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте. При индивидуализации может отсутствовать программа, понятие «СО»: содружество, сотворчество, т.д.; социально значимые результаты.

    ОтветитьУдалить
  17. МБОУ "МПЛ №8" Псков

    Парная педагогика - непосредственное воздействие педагога на отдельного воспитанника.
    Персонифицированная система воспитания предполагает определение индивидуального маршрута в воспитании и развитии личности каждого отдельного ученика.

    ОтветитьУдалить
  18. "Над этим надо ломать голову",- сказал Евгений Николаевич.И ломали вместе с коллегами из СОШ №11, и нашли общее:
    -цель:направленность на конкретного ребёнка;
    - учёт особенностей конкретного ребёнка (биологические, социальные факторы..);
    - взаимодействие взрослых и ребёнка;
    - создание условий для развития ребёнка (решения его проблем).
    Разное:
    -ПСВ-более широкое понятие, оно включает в себя и парную педагогику, и индивидуальный подход...;
    - разный круг участников:(в ПСВ он, конечно, шире);
    - разное количество методов, приёмов, форм взаимодействия(в ПСВ их спектр разнообразнее);
    - индивидуальный подход - частично спонтанное явление, ПСВ -продуманное, научное;
    - ПСВ рассчитана на ограниченное количество детей(в отличие от индивидуального подхода). И тут возникает вопрос:на кого?На Колю?А почему не на Сашу?На проблемного, на одарённого ученика?А как же средний?Мы и так ему мало уделяем внимания, потому что он нас во всём устраивает; уделим- возможно,приблизим его к звёздам, не уделим -будем работать потом как с проблемным.
    И ещё много-много вопросов...
    Назимова Светлана, Алифанова Елена, СОШ №2, г.Псков

    ОтветитьУдалить
  19. Лавренова Е.Ю.19 декабря 2014 г., 12:52

    «Парная педагогика» предполагает непосредственное воздействие и взаимодействия педагога на определенного ученика. Индивидуальный подход – знание и учет специфических условий, которые повлияли на формирование личности. Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива, дополняя общий воспитательный процесс.

    В персонифицированной системе воспитания никто не отделяется, потому что главный компонент – сам ребенок и плюс целая группа поддержки, которая направляет свои действия на развитие его одного изначально.

    Общее – 1) Гуманистический подход к воспитанию, на первом месте – ребенок.

    2) Предпринимаются системные действия для получения конкретного результата.

    3) Индивидуальный подход, индивидуальная коррекция, индивидуализация воспитания – это первые шаги к персонифицированной системе воспитания.

    ОтветитьУдалить
  20. Персонифицированная система воспитания имеет более широкий спектр воздействия а ребенка и его самовыражения. Посыл идет непосредственно от желаний и способностей самого ребенка без "навязывания" со стороны родителей и педагогов. Девиз: "Ребенок не потребитель, а созидатель".

    ОтветитьУдалить
  21. Для меня на сегодняшний день это достаточно сложный вопрос. Много читаю, интересно читать мнения коллег, думаю, что индивидуальный подход, это ступень к персонифицированной системе воспитания, при которой ребенок сам выберет путь своего развития.

    ОтветитьУдалить
  22. Лариса Потапова, МБОУ гимназия №64 г.Липецк19 декабря 2014 г., 17:53

    Грань очень тонкая, ПСВ, наверное, обладает не только более широким подходом к личности ребенка, но и системностью в воздействии на него, более широким кругом взрослых, могущих и готовых оказывать такое влияние, большей протяженностью во времени и конкретными личностными целями в определении траектории развития личности

    ОтветитьУдалить
  23. На мой взгляд, ПСВ от других отличается наличием большей степени самостоятельности и ответственности ребёнка за свой выбор дальнейшего жизненного пути.
    Прокопчук И.А., МПЛ №8, город Псков

    ОтветитьУдалить
  24. Творческая группа МБОУ СЭЛ №21 г.Пскова.Мы считаем, что от "парной" педагогики персонифицированная система воспитания отличается тем, что в ней большой социум, где не только классный руководитель может быть в "паре" с ребёнком, а тренер, учитель музыкальной школы и т.д.
    Учёт индивидуальных особенностей школьника в эффективном воспитательном процессе присутствует всегда. Это не особая форма, а принцип воспитания,без этого нельзя строить воспитательную деятельность, как и учебную. А персонифицированная система воспитания - это уже новая форма.
    Об индивидуальном коррективе писал А. Макаренко. Он пришёл к выводу,что должна существовать как общая программа воспитания личности, так и индивидуальный корректив к ней. В "парной" педагогике влияние отдельной личности на отдельную личность, влияние личного контакта воспитателя на воспитанника. Влияние подходит больше, когда ребёнок - объект воспитания. В нашей персонифицированной системе ребёнок - субъект воспитания. А общее между ними - всё делается во имя успешности ребёнка, его социализации.

    ОтветитьУдалить
  25. Сначала об общем. С высокой долей уверенности можно утверждать, что все они отражают стремление педагогов дойти до каждого ребенка, изучать и учитывать его индивидуальные особенности, тем самым обеспечивая повышение результативности процесса воспитания детей.
    Теперь об отличиях, конечно, наиболее значительных. Их важно выявить, чтобы, во-первых, получить дополнительные аргументы о целесообразности введения в теорию воспитания понятия «персонифицированная система воспитания», и, во-вторых, сформировать более отчетливые представления о сущности, содержании и характерных чертах данного педагогического явления.
    Персонифицированная система воспитания и «парная педагогика». Напомним, что термин «парная педагогика» использовался в советской педагогике для критики работы педагога, который чрезмерно увлекался индивидуальными формами и способами воспитательного взаимодействия, часто действуя один на один с ребенком и игнорируя применение коллективных (групповых) методов воспитания. Такое педагогическое взаимодействие А.С. Макаренко называл гипертрофией индивидуального подхода. Будучи великим мастером парной педагогики (так назвал А.С. Макаренко известный исследователь его педагогического творчества М.Ю. Красовицкий), Антон Семенович предостерегал от преувеличения роли какого-либо одного способа организации педагогической деятельности, что ведет к обеднению возможностей воспитательного влияния на ребенка и процесса его развития. Это замечание очень актуально для нашей исследовательской деятельности по разработке технологических аспектов функционирования персонифицированной системы воспитания.
    Персонифицированная система воспитания и индивидуальный корректив. Мы ни в коей мере не хотим поставить знаки равенства или тождества между этими педагогическими явлениями, понятиями. Персонифицированную систему воспитания нельзя свести к индивидуальному коррективу, потому что первое значительно шире и глубже второго по своему смыслу, содержательному и организационно-технологическому наполнению. Она призвана содействовать развитию в ребенке не только единичного, но и особенного и общего. Этот же аргумент следует использовать и для обоснования отличия персонифицированной системы воспитания от индивидуализации воспитания.
    Персонифицированная система воспитания и индивидуальный подход. Здесь отличия наиболее заметны, ибо индивидуальный подход, как методологическая ориентация в воспитательной работе или как принцип ее организации, затрагивает деятельность педагога и в гораздо меньшей мере или вовсе не касается субъектной роли ребенка в своем развитии. А ведь главное предназначение персонифицированной системы воспитания – это становление и реализация субъектной позиции ребенка по отношению к собственному развитию (саморазвитию).

    ОтветитьУдалить
  26. Симакова Татьяна21 декабря 2014 г., 02:32

    Если отталкиваться от понятия "персональный" (касающийся только данного человека, принадлежащий данному человеку), "персонифицированный" (соотносящийся с конкретным человеком), то видится, что это воспитательная система, выстроенная вокруг конкретного ребенка, его собственная, но, что более важно - выстроенная им самим! Поскольку, как бы мы ни изучали индивидуальные особенности каждого ребенка, так глубоко проникнуть в его мотивационно-потребностную, ценностную сферу, как может сделать он сам, мы навряд ли сможем (да и нужно ли?! это, как правило, вызывает обратную реакцию, как уже показал педагогический опыт). В то же время, пока ребенок еще не вырастил свою субъектную позицию, педагог может ему помогать, выявлять те или иные элементы способностей, потребностей ребенка, создавая для этого среду, включая его в разные виды деятельности, предлагая освоить тот или иной опыт. Учитывая выявленные особенности и способности ребенка, организовывать процесс так, чтобы дать им проявиться и развиться (индивидуализация). Таким образом, соглашаюсь с высказанными уже здесь многочисленными мнениями относительно того, что индивидуально-ориентированная воспитательная система - создается ПЕДАГОГОМ (!) ДЛЯ РЕБЕНКА и является первой ступенью для персонализированной системы, которую создает (думаю, что все-таки сначала) ПЕДАГОГ (или другой взрослый) ВМЕСТЕ с РЕБЕНКОМ, постепенно самоустраняясь, отдавая все бразды правления ему самому (хотя здесь, мне кажется, еще нужно уточнять).

    ОтветитьУдалить

  27. Персонифицированная система воспитания ребенка и индивидуализация воспитания во многом схожи (и то и другое предполагает ориентацию воспитания на конкретную личность, её интересы и потребности (проектирование своей траектории развития)).
    Отличие же, на наш взгляд, заключается в следующем: индивидуализация предполагает развитие и проявление индивидуальных, специфических, присущих только данному воспитаннику отдельных качеств личности, а персонификация – целостный, интегративный процесс развития личности и её качеств.
    Персонифицированное воспитание включает в себя индивидуализированное воспитание.

    ОтветитьУдалить