среда, 10 декабря 2014 г.

Где проходит «водораздел» (разграничение близких, но все-таки отдельных воспитательных явлений) ....

   Где проходит «водораздел» (разграничение близких, но все-таки отдельных воспитательных явлений) между персонифицированной системой воспитания ребенка и воспитательными системами образовательного учреждения и его структурных подразделений (класса, группы продленного дня, кружка, секции и т.п.)?
     Ответьте, пожалуйста, на поставленный вопрос в комментариях к этому сообщению. Не забудьте о подписи.

30 комментариев:

  1. Сложный вопрос, особенно, если мы говорим о едином воспитательном пространстве. Но наверное - это личностная система взаимодействий каждого воспитателя.

    ОтветитьУдалить
  2. Коннова Светлана (Бутурлино)17 декабря 2014 г., 11:51

    В идеале «водораздела» быть не должно, но на практике школьный «воспитательный конвейер», работающий по принципу «столкни детей лбами» в разнообразных соревнованиях вступает в дикое противоречие с педагогикой любви. Очень трудно ответить.

    ОтветитьУдалить
  3. Евгений Николаевич подсказывал размышлять о разнице между указанными воспитательными явлениями через понятие "среда". Ведь среда является и фактором становления личности ребенка, и средством воспитания и, следовательно, одним из элементов воспитательной системы ОУ и его структурных подразделений.Вероятно нужно смотреть на степень влияния среды на ребенка в разных системах, на степень взаимодействия разных систем со средой.

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья Аурова17 декабря 2014 г., 14:50

    Сложный вопрос....Воспитательная система класса и воспитательная система школы являются специально организованной средой для детей (в первом случае, классным руководителем, во втором - директором школы, зам. директора и творческой группой педагогов). ПСВ создается не целенаправленно, она, скорее, возникает естественным путем, исходя из потребностей ребенка. Вследствие этого, могут не совпадать цели классного руководителя, творческой группы педагогов, создавших воспитательную систему школы, с целью ребенка, задачами, которые он ставит перед собой. Таким образом, чем больше спектр предлагаемых видов деятельности в ВСК и ВСШ, которые удовлетворяют потребностям, способностям ребенка, которые делают его успешным, тем больше включенность ребенка в данные системы, тем бОльшее взаимодействие, взаимовлияние всех систем, и наоборот. Из резюме мы видим, что детям присуще устойчивое отношение к какому-либо виду деятельности, и если школа не реализует возможность заниматься этой деятельностью, то ребенок найдет вне школы среду, которая даст выход его способностям, талантам.

    ОтветитьУдалить
  5. Шумагина Оксана Владимировна Нижегородская обл.г.Заволжье17 декабря 2014 г., 18:21

    "Водораздел" начинатеся,там где ребенок, "очень талантливый или очень "сложный" "выходит" из берегов воспитательной системы класса (которая является часть воспитательной системы школы),тогда хооший педагог не "загоняет" его обратно,
    а ведет его в новом русле.

    ОтветитьУдалить
  6. Никулина В.И., г. Белгород
    Однозначно сложно определить где проходит «водораздел» между персонифицированной системой воспитания ребенка и воспитательными системами образовательного учреждения и его структурных подразделений (класса, группы продленного дня, кружка, секции и т.п.) очень сложно. У каждой системы свои цели, общим является то, в каждой из них создаются благоприятные условия для развития каждого ребенка. В рамках воспитательной системы образовательной организации дойти до каждого ученика сложно. Это возможно в условиях воспитательной системы класса, а еще лучше персонифицированной системы воспитания. Главное чтобы ребенок, включенный в персонифицированную систему воспитания , не был изолирован от воспитательной системы ОО и её структурных подразделений.

    ОтветитьУдалить
  7. Наталья Макаренко17 декабря 2014 г., 19:05

    Трудно сказать, где находиться граница между персонифицированной системой воспитания ребенка и воспитательными системами образовательного учреждения и его структурных подразделений, когда речь идёт о личности ребёнка. Взаимодействуя с классом, педагог общается с каждым ребёнком в отдельности, с учётом особенностей и потребностей каждого учащегося. Воспитательными системами класса, школы создаются условия для развития, как всех учащихся, так и каждой личности. Невозможно провести чёткую границу между ночью и утром, утром и днём.

    ОтветитьУдалить
  8. Колдунов Эдуард18 декабря 2014 г., 11:17

    В моих предположениях поиск так называемого «водораздела» это попытка еще раз продумать смысловое и содержательное наполнение понятия «персонифицированная система воспитания» и определить технологические основы введения в педагогическую практику персонифицированную систему воспитания.
    1. Воспитательные системы образовательного учреждения и его структурных подразделений имеют четко заданную направленность и определяют формирование личности учащегося по образу и подобию педагогов или их представлений о личности.
    2. В виртуальной, т.е. несуществующей в педагогической практике персонифицированной системе воспитания учащийся самостоятельно выбирает траекторию личностного развития, определяет «персоналии» которые на его взгляд являются носителями нравственно-этических норм поведения и ценностей культурно исторического наследия. Главное, персонификация позволяет самостоятельно осваивать ценностно смысловые приоритеты современного мира, приобретая индивидуальный опыт ответственности за свои действия и способность рефлексивного анализа своего личностного влияния на коллектив.

    ОтветитьУдалить
  9. Зенькова Лариса Владимировна18 декабря 2014 г., 11:34

    «Водораздел» проходит между персонифицированной системой воспитания и воспитательной системой образовательного учреждения в том, что для воспитательной системы образовательного учреждения системообразующим фактором является субъективная реальность личности педагога-основателя этой системы, а в персонифицированной системе воспитания системообразующим фактором является субъективная реальность личности ребёнка

    ОтветитьУдалить
  10. Елена, Витебск18 декабря 2014 г., 11:41

    в настоящее время "водораздел" проходит между учебно-воспитательным процессом в школе и системой дополнительного образования. Классный руководитель знает где и чем занимается и увлекается ребенок, но не всегда знает об успехах и неудачах ребенка в этой деятельности, аналогично и педагоги дополнительного образования крайне далеки от школьной классной-урочной системы. Нет совместной деятельности всех участников педагогического процесса на отдельно взятого ребенка.

    ОтветитьУдалить
  11. Согласна с коллегами из Белоруси. Вероятно, разница между воспитательными системами обнаруживается не только в их взаимодействии с окружающей ребенка средой, но и в роли субъектов каждой из систем.

    ОтветитьУдалить
  12. Уварова Валентина18 декабря 2014 г., 14:37

    Воспитательная система школы, класса в общеобразовательной школе рассчитана в целом на среднестатистического ученика, а персонифицированная система воспитания будет способствовать развитию определенных качеств конкретного ребенка. «Водораздел» будет проходить там, где воспитательная система класса, школы будет противоречить индивидуальным особенностям ребенка .

    ОтветитьУдалить
  13. Валентина Ивановна, только поблагодарил Вас за ответ о продолжительности действия ПСВ, а сейчас хотел бы поддержать Вашу мысль о главном критерии "водораздела" систем воспитания. Но хотел бы добавить, что Вы косвенно заявили о необходимости создания гуманистических воспитательных систем школы и класса.

    ОтветитьУдалить
  14. "Водораздела" нет. Развитие ребенка результат постепенной и нарастающей деятельности всех участников воспитательного процесса.
    МОУ СОШ №5 г.Невеля

    ОтветитьУдалить
  15. Ярышкина Ю.А., педагогический лицей, Псковская обл.18 декабря 2014 г., 17:16

    "Водораздел" проходит в том месте, где заканчивается эффект от формирования универсальных учебных или внеучебных умений, где возникает потребность в углублении или специализации отдельных наиболее успешных умений, подкрепленных внутренней мотивацией ребенка к их дальнейшему совершенствованию. Возможно, на этой границе особенно актуализируются факторы семейного воспитания, вступают в действие уже сформированные в общей воспитательной системе механизмы и навыки самосовершенствования, личностные проявления настолько сильны, что не укладываются в рамки никаких имеющихся универсальных воспитательных систем, а требуют лишь индивидуального подхода (при чем, проявления могут быть как со знаком +, так и со знаком -).

    ОтветитьУдалить
  16. "Водораздел" должен проходить там, где кончается индивидуальность ребенка.
    С уважением Дзерович Марина Александровна, заместитель директора Станции юных техников Белгородского района Белгородской области

    ОтветитьУдалить
  17. МБОУ "МПЛ №8" Псков
    Сложный вопрос. Наверное, "водораздел" проходит между воспитательной системой школы и системой воспитания дополнительного образования. Именно там ребенок получает более глубокие познания, необходимые только ему.

    ОтветитьУдалить
  18. Ирина Новикова, Смоленск19 декабря 2014 г., 00:19

    Водораздел заключается в том, что:
    1) Воспитательная система образовательного учреждения основывается на целевом ориентире, заданном современными требованиями к воспитанию молодого поколения. В результате поставленных задач в школе создается и развивается воспитательная система. Она влияет на ребёнка как с позиции педагогического подхода (через учителей, уроки и т.д.), так и с позиции социального подхода (психологический климат, окружающая среда). С позиции этих подходов воспитательная система оказывает влияние на ребёнка , т.е. в большей степени воспитательная система рассматривает ребёнка как объект.
    Персонифицированная система воспитания выстраивает субъектные отношения воспитателя и воспитуемого, основанные не на воздействии на личность, а на взаимодействии, при котором сам ребёнок является субъектом, а не объектом. Воспитатель выстраивает систему воспитания в зависимости от целей самого ребёнка, его склонностей, а не от вызовов времени.
    2) Воспитательная система образовательного учреждения всегда упорядочена. Основанием порядка иногда могут являться формальные правила, которые не всегда гуманны по отношению к ребёнку, не всегда направлены на реализацию его интересов, потребностей.
    Персонифицированная система воспитания основывается только на интересах, потребностях воспитуемого, которые являются основанием для создания и развития системы воспитания.
    3) При создании воспитательной системы класса – основным видом деятельности учащихся является познавательная, в секциях – клубная, лагерях отдыха – досуговая, на станциях юных натуралистов – исследовательская. В эти виды деятельности включены все учащиеся группы, т.к. их объединяет общий интерес к этой деятельности. Но у отдельного ребёнка могут быть и другие интересы, которые притупляются в этой группе детей и не получают своего развития.
    А при персонифицированной системе воспитания учитываются все интересы, потребности ребёнка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

    ОтветитьУдалить
  19. Симпатичны очень лаконичное и точное умозаключение Марины Александровны о том, где искать "водораздел", и, наоборот, развернутые и основательные обоснования Ирины Владимировны такого "водораздела".

    ОтветитьУдалить
  20. Наверное, здесь было бы уместно говорить о системе в системе, среде для среды, взаимообусловленных и взаимодополняющих друг друга. А водораздел в индивидуальности ребенка и профессиональном мастерстве педагога. Отсюда - разные целевые установки, методологические подходы, определяющие специфику первого и компонентный состав второго. А все вместе - факторы развития одного и второго.

    ОтветитьУдалить
  21. Сычёва Ольга (Бутурлино)19 декабря 2014 г., 11:19

    Воспитательная система школы, класса в общеобразовательной школе рассчитана в целом на «усредненного» ученика, затрагивает отдельные стороны формирования личности, способствуя, конечно, его общему развитию и воспитанию. Персонифицированная система воспитания будет решать проблемы и трудности или способствовать развитию определенных способностей конкретного ребенка, преследовать его интересы, разрешать близкие ему, личные проблемы. «Водораздел», как мне кажется, будет проходить там, где воспитательная система класса, школы не ответит на запросы конкретного ребенка и его родителей, а индивидуальные особенности ребенка будут затруднять его социализацию, социальную адаптацию и его личностное становление.

    ОтветитьУдалить
  22. Редей Г.В., коллектив Коррекционной школы 8 вида. г. Кохма Ивановской области.
    Как нельзя поделить мир на «белое» и «чёрное», так и нельзя разграничить ПСВ от воспитательной системы школы, класса, так как ПСВ является частью ВСШ и ВСК, которые в свою очередь дополняют ПСВ.

    ОтветитьУдалить
  23. Лариса Головченко19 декабря 2014 г., 13:21

    Явного "водораздела", на мой взгляд, нет и быть не может. Грамотно составленные воспитательные системы школы и класса, и ПСВ вытекают друг из друга, вплетены в общую канву.А их, по большому счёту, и разделять нельзя, иначе мы окажемся в ситуации, когда ребёнок попадёт в "ножницы" всех программ. Разница, мне кажется, только в степени влияния на ребенка и личности педагога - наставника.

    ОтветитьУдалить
  24. Галина Редей19 декабря 2014 г., 15:42

    Как нельзя поделить мир на «белое» и «чёрное», так и нельзя разграничить ПСВ от воспитательной системы школы, класса, так как ПСВ является частью ВСШ и ВСК, которые в свою очередь дополняют ПСВ. Редей Г.В., коллектив Коррекционной школы 8 вида.г. Кохма Ивановской области.

    ОтветитьУдалить
  25. Воспитательная система школы, класса в общеобразовательной школе рассчитана в целом на среднестатистического ученика, а ПСВ будет способствовать развитию конкретного ученика, его определенных качеств. «Водораздел» будет проходить там, где воспитательная система класса будет противоречить индивидуальным особенностям ребенка.

    ОтветитьУдалить
  26. Творческая группа МБОУСЭЛ № 21 г. Пскова. Мы считаем, что в воспитательных системах школы, класса и т.д. все социальные партнёры способствуют созданию условий для развития личности, индивидуальности ребёнка, тому, чтобы ребёнок нашёл свою творческую нишу в жизнедеятельности классного (школьного) сообщества. А в персонифицированной системе воспитания чтобы ребёнок самоосознал свою субъектность.

    ОтветитьУдалить
  27. Персонифицированная система воспитания – это организация воспитательного процесса, основой (ядром) которой является событийная общность людей, их идей, отношений и действий, направленных на создание оптимальных (благоприятных) условий для развития конкретной персоны ребенка, его самовыражения и самореализации.
    Персонифицированную систему воспитания мы рассматриваем как одну из разновидностей организации воспитательного процесса. Её главной отличительной чертой от других видов и способов организации воспитательного взаимодействия является событийная общность людей, выступающая в качестве основы (ядра) самоорганизующейся (самоформирующейся) системы воспитания.
    В связи с тем, что мы определяем персонифицированную систему воспитания через событийную общность, необходимо уточнить, что мы будем понимать под этим словосочетанием. В нем важно и первое, и второе слово.
    Начнем со второго. Для нашего исследования представляются наиболее важными два его значения:
    1) совокупность (группа) людей;
    2) «единство, целое, основанное на сходстве, совпадении каких-либо черт, признаков» (Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка. С. 420).
    То есть в исследовании под общностью мы будем понимать двух или нескольких людей, образующих некоторое единство, целое, на основе чего-то общего, сходного и значимого. Вероятно, в роли общего, сходного и значимого могут выступать цели, ценности, интересы, проблемы, деятельность, отношения.
    Теперь о первом – со-бытии. И здесь следует иметь ввиду два значения. Об этом кратко, но очень точно пишут В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев: «Этимологически «со-бытие» означает совместное бытие, совместное проживание. Определение приставки «со-» подчеркивает совместность, принципиальную невозможность представить общность вне соучастия другого. Со-бытие как совместное бытийствование в качестве своей семантической основы имеет слово «событие», как нечто значительное и важное в жизни человека. На наш взгляд, между этими значениями слов существует внутренняя связь: совместное бытие действительно есть встреча и событие в жизни людей».

    ОтветитьУдалить
  28. Симакова Татьяна21 декабря 2014 г., 04:07

    Вопрос, на мой взгляд, принципиально важный и, безусловно, непростой. Что понимать под "водоразделом"? линию, где начинается одно и заканчивается другое...? принципиально отделяющую одну систему от другой? Где же начинается персонифицированная воспитательная система? Наверное, там, где ребенок перестал быть "объектом воспитания" и превратился в "субъект"!? Это может происходить параллельно во всех сферах, средах, в которых он находится: в семье, школе, учреждении дополнительного образования.... Тем не менее, считаю, что семья (или её заместители) лежит в базе, основе формирования персонализированной системы. При этом она может как способствовать, так и препятствовать движению ребенка по линии субъектности, тогда персонализация может не наступить вовсе, или исказиться так, что не будет соответствовать культурным, нравственным требованиям общества, деятельность не будет отвечать интересам и потребностям ребенка и носить не сущностный, а случайный, определяемый кем-то характер.
    В идеале - семья, как первая, базовая ступень воспитательной системы преемственна в ценностном и деятельностном отношении с образовательными учреждениями (дошкольным, школой и /или коллективом дополнительного образования). Тогда новые слои воспитательной системы (ценности, деятельность, результаты) не конфликтуют с уже имеющимися, а дополняют и обогащают их. В конечном счете - из этих ценностей и смыслов выкристаллизовываются персонализированные воспитательные системы, "отпочковывающиеся" от "материнской" системы, продолжая с ней взаимодействовать и подпитываться её соками, а также - в определенный момент начиная питать и её своими уже созревшими плодами. Если где-то ценности и смыслы конфликтуют, происходит "разрыв целостности", что ограничивает ресурсы формирования персонифицированной воспитательной системы; результат того или иного выбора, сделанного ребенком в этом случае, предопределяется, как правило, условиями и обстоятельствами семейного воспитания (осуществляясь благодаря или вопреки им).

    ОтветитьУдалить
  29. Спирин В.К., Псковская обл.21 декабря 2014 г., 19:35

    Персонифицированная система воспитания не может быть реализована во всем объеме учебно-воспитательного процесса, а должна быть интегрирована с неиндивидуализированной работой. Водораздел определяется профессиональным мастерством педагога, умением индивидуально работать с учеником и особенностей воспитательной системы конкретного образовательного учреждения.

    ОтветитьУдалить
  30. «Водораздел» между персонифицированной системой воспитания ребенка и воспитательными системами образовательного учреждения и его структурных подразделений является, прежде всего, уровневым. Проходит же он, на наш взгляд, по степени выраженности педагогического внимания к личности ребёнка и его актуализации как безоценочного, эмпатийного и конгруэнтного.

    ОтветитьУдалить