среда, 25 ноября 2020 г.

I.2. Разработки модуля "Самопроектирование"

 I.2. Разработки модуля "Самопроектирование"


Познакомьтесь с представленными разработками к модулю и оставьте свой комментарий, отметив:

  • «плюсы» (положительное) конкретной разработки и (или) всего цикла;        
  • «минусы» (отрицательное) конкретной разработки и (или) всего цикла;
  • как усилить «плюсы» и ослабить «минусы» (рекомендации разработчикам)

!!! Особое внимание при комментировании следует обратить на то, что рецензируемая разработка должна быть краткой (не более 3-4 страниц), соответствовать  содержанию модуля и структуре описания внеурочного дела, включать в себя не полный сценарный план воспитательного дела, а только его замысел, в котором  детально описан лишь ключевой момент его организации.

 

Если есть необходимость вспомнить: 

29 комментариев:

  1. Познакомилась с разработкой "Классный час – тренинг на тему «Нет предела совершенству» (ГУО «Гимназия №1 г.Новополоцка»). Заниматься самопроектированием очень сложно. Но автору это удалось. Импонируют задания- раскрыв тайну, мы закрашиваем 1 пазл ( любой ) сердечка любимым цветом (эмоциональное удовлетворение), «Я – реальный, Я – идеальный» (заполнение таблицы) потребует глубокого осмысления). Желаю автору (рам) более подробно в дальнейшем раскрыть Тайну 6. «Составление программы по самосовершенствованию»

    ОтветитьУдалить
  2. Поражает количество форм работы на классных часах: квест, проект, психологические упражнения, творческие мастерские, интерактивные игры. На одном из занятий привлекает слово "Тайна...", термин используется согласно возрастной категории.
    Разработчикам нужно обратить внимание на формат классного часа (согласно требованиям к оформлению), список литературы в алфавитном порядке, единый шрифт.
    На мой взгляд, проект "Я-личность, способная изменить мир" должен иметь чёткие этапы с понятным продуктом.
    И слово "проект", в данном случае, легко заменяется на плакат/коллаж. Это более "земная" форма для детей.
    Спасибо за ваш труд!

    ОтветитьУдалить
  3. Порассуждаем над разработкой тренинга. Очень понравилась идея раскрытия тайн человека.Ключевой момент тренинга - составление программы самосовершенствования. Здесь детям очень нужна помощь, чтобы этот процесс осуществился легко, увлекательно. Может как-то назвать программу, например "К тайнам моего Я". Конечно, нужны конкретные варианты оформления программы, может даже шаблоны. Кажется искусственным, навязанным предложение ребенку искать значимого человека, чтобы обсудить желаемое для развития качество. А если его нет здесь и сейчас на занятии? Не обязательно и каждому рассказывать о своей программе, достаточно только желающим. Мы договаривались цель формулировать только основную, общую,а не так подробно, тем более она излагается в "Сообщении темы". Извиняюсь перед авторами за обилие критических замечаний, но это исключительно для усиления тех плюсов, которые имеет разработка! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое авторам за представленный материал ! Остановлюсь на занятии "Нет предела совершенству!" Мне показалось сложным задание "Придумать усовершенствованный предмет, используемый в повседневной жизни. Создать эскиз. Презентовать". Для закрепления понятия "совершенствование" может лучше показать детям предметы (изображения), которые каким-то образом уже усовершенствованы и предложить порассуждать о том, зачем эти предметы изменил человек. В этом случае это станет переходом к рассуждениям о том, что, меняя мир вокруг себя, человек тоже способен меняться.И тут, можно было бы обратиться, к советам, например, академика Лихачева 7 советов из "Письма о добром и прекрасном". "Разработать план работы по «самосовершенствованию» тоже, на мой взгляд, сложное задание для учеников 6 класса. У кого-то этот план будет из 25 пунктов, а кого-то из двух. Зачем это задание детям в данном случае? По-моему, достаточно того, что дети придут к выводу, что меняя себя, мы меняем мир вокруг себя, человек развивается и совершенствуется. Можно привести примеры из жизни людей, которые смогли изменить свою жизнь, добиться успеха не смотря на обстоятельства.

    ОтветитьУдалить
  5. Ознакомился с разработкой классного часа–тренинга «Нет предела совершенству» (автор Архипова В.А., классный руководитель ГУО «Гимназия №1 г. Новополоцка»). Специально указал тему, форму внеурочного занятия и его автора, потому что есть разработка другого педагога по данной теме.
    Мне кажется, что данная разработка может войти в технологический арсенал педагогов, занимающихся персонифицированным воспитанием. Дети любят выполнять упражнения, которые помогают получить информацию о себе. Очень хорошо, что эти упражнения – не самоцель, а средство для самопонимания и самосовершенствования. Они могут помочь на этапе самопроектирования.
    В плане совершенствования разработки я посоветовал бы отказаться от каскада целей. Пусть цель для одного кл. часа будет одна, но точно и корректно сформулированная. Лучше не использовать понятие «дидактическое» при описании оснащения воспитательного дела. Можно разработку немного сократить, так как в ней необходимо не все описывать подробно, а представить замысел кл. часа с его ключевым моментом.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо авторам за интересные работы. Каждая работа уникальна, особенно мне импонировала разработка «Я – личность, способная изменить мир» Бахир Л.Г., классного руководителя из г.Новополоцка. На данном кл. часе, как мне кажется. каждый ребенок получит уникальную возможность задуматься о своей роли в этом мире.А на занятии “Мечта: кумиры, нравственные идеалы, духовные ориентиры” Добровольская И.В. смогла в доступной форме расшифровать дефиниции: кумир. фанат, идеал". В качестве рекомендаций: унифицировать форму подачи материала, четче прояснить -где цель. а где задача.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо всем авторам за интересный материал.
    Пугает фраза "дети должны получить представление о том, что можно сделать для создания «идеального человека»"" . Может как-то мягче..? Спасибо

    ОтветитьУдалить
  8. Коллектив авторов постарался представить разные варианты раскрытия одной и той же проблемы, однако, на мой взгляд, это помешало целостному восприятию материала, где за значительным количеством представленных технологических приемов теряется главная суть. Хотелось бы, чтобы все разработки были представлены в едином стиле по структуре и содержанию и описывали в большей степени основной замысел занятия. Значительное количество заданий достаточно сложен для шестиклассников - эскиз усовершенствованного предмета, фантастический проект идеального окружающего мира, упражнение "Спор ценностей" и т.п. Понравился квест "Спаси мечту"- ярко, ненавязчиво, интересно. Такой же легкости и ненавязчивости хотелось бы увидеть в каждом сценарии. Также напрягает корректность сопоставления я - реальный, я - идеальный. Думаю, что у авторов в итоге все получится.

    ОтветитьУдалить
  9. Согласна с предыдущим автором. Модуль "Самопроектирование" должен быть представлен пятью классными часами, сложно определиться в очень интересном предлагаемом материале. Понравилось занятие «Я – личность, способная изменить мир»
    ( Бахир Л.Г., классный руководитель, ГУО «Гимназия №1 г. Новополоцка). Задания интересны и подобраны по возрасту, имеет четкую структуру проведения. Обязательно использую в своей работе.


    ОтветитьУдалить
  10. Интересные разработки, материал разнообразен. Для усиления "плюсов" в занятии “Нет предела совершенству” предлагаю в завершении 4 задания добавить ранжирование качеств на "природные" и "приобретенные", а в 5 задании выбрать пока только 1 пункт. Считаю, что широкий план по самосовершенствованию для подростка может остаться только планом, а узкий - скорее воплотится в жизнь.

    ОтветитьУдалить
  11. Очень сильное впечатление от общей идеи- замысла модуля "Самопроектирование" Э.М. Колдунова. Целостность, лаконичность и завершенность. Значение поднимаемых в модуле вопросов трудно переоценить. Каждая из разработок, представленных в этом модуле, имеет свои положительные стороны. Безусловно, нельзя объять необъятное... Поэтому, наверное, к поднятым темам/проблемам нужно будет циклично вернуться еще раз. Слишком они сложны и важны! Огромное спасибо всем авторам - уверена, что все эти классные часы не оставят равнодушными подростков.

    ОтветитьУдалить
  12. Все авторы потрудились над своими разработками, иногда создавалось впечатление, что даже "перетрудились", потому что порой сама ен могла ответить на некоторые проблемыне вопросы, которые ставят педагоги перед ребятами 6го класса. Возможно, стоит упростить некоторые моменты, например упражнение «Я – реальный, Я – идеальный». Многие понятия вроде "Великодушия", "Порядочности", "Тактичности", на мой взгляд, будут непонятны детям, стоит раскрыть их подробнее, как и другие качества "идеального" человека, если вообще, на самом деле корректно так говорить.. Может быть, перевести эту темы в ранг "Мои представления об идеальном"?..

    ОтветитьУдалить
  13. Отдельно хочется выделить разработку Занятие «Я – личность, способная изменить мир», написанную Бахир Л.Г., классным руководителем из «Гимназия №1 г.Новополоцка. Подробный ход урока хоть и несколько противоречит задуманному объему (3-4 страницы) все же представляем очень ценный практический материал с притчами, примерными таблицами для работы каждой группы и уместными цитатами классиков. Благодарю за отличную разработку!

    ОтветитьУдалить
  14. Свой вариант раскрытия темы «Нет предела совершенству» предложили шумилинские педагоги. Достаточно интересный, включающий всех шестиклассников в работу. Мне показалось, что такой зачин может мотивировать школьников к самопроектированию.
    Хочется узнать у авторов разработки: готовились дети к такому занятию заранее или нет, разрешалось ли им использовать Интернет на занятии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за положительный комментарий. Предварительная подготовка для турнира не предусматривалась.Предполагалось, что ответы детей будут построены на основе их познаний, опыта. Пробелы должны разбудить логику, фантазию.Правильные ответы на конкретные вопросы затем предоставлялись учителем в виде слайдов.А вот при подготовке домашнего задания по этапам самосовершенствования разрешалось (по желанию) воспользоваться интернетом. Надежда Столяренко.

      Удалить
  15. Огромное спасибо авторам за представленный разноплановый материал.
    Занятие–тренинг «Нет предела совершенству» (Новополоцк, Гимназия №1) порадовало разнообразием форм практической работы, идущим параллельно с собиранием пазла.
    В упражнении «Я – реальный. Я - идеальный» вызывало сомнение задание подойти к значимой для ребенка личности. Соглашусь с коллегами, таковой может просто не оказаться в классном коллективе. Использовала это задание в практике работы, предлагая ребятам обменяться бланками в парах (шестиклассники очень объективно и критично оценивают друг друга).
    Перед кульминацией классного-часа-тренинга – составления программы по самосовершенствованию, шестиклассники уже закрасили пазл. Возможно, стоит обратиться к тому, для чего выполнялось это задание, результату (эмоциональному ли, практическому).
    Очень хочется пожелать авторам приоткрыть завесу тайны по составлению программы по самосовершенствованию. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  16. Познакомилась с работой “Нет предела совершенству” (Шумилино, СОШ № 2).
    Хочется отметить, что материал интересный, позволяющий каждому участнику погрузиться в процесс самопроектирования.
    Работая над понятием «совершенство» хотелось увидеть его как личностное качество человека, указание на это. На первом этапе занятия авторы говорят об этом абстрактно, опосредованно. В конце разработки уже появляется понятие «самосовершенствование». В этом должно быть есть определенная логика. Турнир (представленная форма проведения) предполагает подведение итогов каждого его этапа. Возможно именно через этапы возможно протянуть ниточку от совершенства к самосовершенствованию.
    Также отметила, что первоочередной целью занятия, авторы ставят расширение словарного запаса шестиклассников, и только следующей позицией становится побуждение семиклассников к анализу своих поступков мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию, наверное, это все же первоочередная задача данного занятия.
    Успехов авторскому коллективу в дальнейшей работе!

    ОтветитьУдалить
  17. Познакомилась с занятием “Мечта: кумиры, нравственные идеалы, духовные ориентиры”. Сложная, но интересная тема, большая подготовительная работа учащихся к занятию. Детям будет интересно презентовать своих кумиров (идеалов). Привлекает внимание часть 3 занятия 0 Моделирование проблемной ситуации. Верно сделан акцент на самосовершенствовании как одном из действенных способов приближения к нравственному идеалу.

    ОтветитьУдалить
  18. Добрый день! Пишу от имени авторов разработок гимназии №1 г.Новополоцка! Спасибо всем огромное за то, что уделили внимание нашим работам. Особенно благодарим за комментарии и предложения. Все разработки пока еще только проходят апробацию, многие моменты и этапы в процессе работы редактируются и благодаря вашим пожеланиям и замечаниям совершенствуются.

    ОтветитьУдалить
  19. Над этим циклом классных часов еще предстоит поработать и авторам, и редакторам программы «Навигатор саморазвития», так как представленный материал очень объемен, содержит несколько вариантов реализации одной и той же темы, описание воспитательных дел выполнено в разных стилях. С другой стороны, это дает возможность выбрать лучшее из лучших: все разработки объединяет богатый арсенал приемов, методов и форм, глубокое содержание и большой иллюстративный материал. Некоторые в той или иной степени «грешат» большим количеством целей и второстепенных задач, долгой подводкой к основному содержанию, несоответствием характера содержания возрасту школьников. Но в каждой из них есть своя изюминка, то, что удалось лучше всего. В тренинге «Нет предела совершенству (Архипова В.А) – это «мостик» к началу сложного разговора о человеческой неповторимости и уникальности (оборванный лист бумаги). В занятии на эту же тему (Столяренко Н.В., Дикович Т.П.) – словарная работа со словом «самосовершенствование». Проект «Я – личность, способная изменить мир» (Столяренко Н.В.) привлекателен четкой постановкой целей, краткостью описания замысла. Бахир Л.Г., напротив, эту тему раскрывает подробно, но все этапы настолько взаимосвязаны, что переход от одного к другому очень естественен и логичен, разнообразные виды деятельности плавно сменяют друг друга, все время держа в фокусе основную цель занятия. Добровольская И.В. в своей разработке, посвященной мечте, предлагает школьникам глубокие представления о «Я-идеальном» и «Я-реальном». Малюченко Н.Н., для решения этой же задачи, организует веселый квест со сказочными героями, интересными задачами и заданиями, одна из которых – анкета «Попади в десяточку», где ребята анализируют свои собственные ценности, предпочтения, желания и т.п. В занятии «Как сохранить свою уникальность» (Лавейко И.А.) понравился прием изготовления Парусника Лидера, а в «Мастерской общения» Соломахиной Л.В. – памятка для учеников «Полюби себя» и рефлексия с помощью пунктуационных знаков. В деловой игре с элементами тренинга («Мечта: кумиры, ….) подобран хороший иллюстративный материал – отрывок из фильма «В погоне за счастьем», презентация «О кумирах», в которой дети рассказывают не о прославленных кумирах, а о своих родных. Разговор Е.В. Шаровой в тренинге «Дороги, ведущие к авторитету» - динамичен, насыщен практическими задачами, которые позволят ребятам не только познакомиться с качествами лидера, но и проявить их.

    ОтветитьУдалить
  20. Уважаемые коллеги, огромное спасибо за коментарии!!! Мы постараемся учесть все ваши предложения и замечания. Хотелось бы пояснить одну нашу позицию. Задача наших занятий в большей степени состоит в опережающем развитии ребенка, выстраивания реального проблемного поля актуального развития.

    ОтветитьУдалить
  21. Спасибо большое авторам за разнообразие творческих подходов в проработке данной темы! Впечатляет и разнообразие форм мероприятий, и различные приёмы в рамках каждого занятия. При ознакомлении с некоторыми материалами возникали небольшие единичные вопросы, например:
    1. не совсем понятна методика выполнения упражнения «Я – реальный, Я – идеальный» (возможно, несколько сложное для данного возраста детей);
    2. представляется сложным для детей выполнение задания придумать усовершенствованный предмет из занятия “Нет предела совершенству”;
    3. не совсем понятен замысел и цель применения игры «ДА, НЕТ, МОЖЕТ БЫТЬ» в занятии “Как сохранить свою уникальность”

    ОтветитьУдалить
  22. Ирина Ермоленко2 декабря 2020 г. в 11:45

    Классный час–тренинг «Нет предела совершенству» (автор Архипова В.А., классный руководитель ГУО «Гимназия №1 г.Новополоцк» представляет собой интересную разработку - спасибо автору. Тем не менее, для одного занятия, на мой взгляд, наблюдается перенасыщенность упражнениями, проведение которых требует психологической корректности, отслеживания психо-эмоциональных состояний участников. Перед проведением "Тайны 5" хорошо было бы проработать представления учащихся о заявленных качествах и их проявлении в общении, деле, душе... Проводить такое занятие лучше в сотрудничестве с педагогом-психологом.

    ОтветитьУдалить
  23. Ирина Ермоленко2 декабря 2020 г. в 16:35

    Очень понравилось занятие “Мечта: кумиры, нравственные идеалы, духовные ориентиры” (Добровольская И.В. ГУО «Гимназия №1 г.Новополоцка»). Хорошая, логически выстроенная структура занятия. Методически продуманное разграничение понятий "идеал", "кумир", "фанат". Автором предлагаются разнообразные и увлекательные для учащихся формы работы в раскрытии понятия духовного мира личности. Система правильно поставленных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, рефлексия - важные приемы, активизирующие работу мысли учащихся на пути самосовершенствования.

    ОтветитьУдалить
  24. Наталья Зарембо. Мне в данном модуле понравилась разработка " Я - личность, способная изменить мир", так как это занятие формирует у учащихся ответственное отношение к окружающему их миру, позволяет осознать взаимосвязь с личностными качествами ребенка. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  25. Впечатляет разнообразие творческих подходов и форм работы с подростками. Я думаю, что каждый классный руководитель найдет в этих разработках что-то новое и интересное. Предложенные упражнения, задания способны увлечь подростка, заставить задуматься над тем,в каком направлении двигаться дальше. Спасибо авторам за огромную работу!

    ОтветитьУдалить
  26. МБОУ СОШ №5 им.В.В. Смирнова
    Шерстобоева Т.Л.
    В современных условиях педагог не только должен обладать готовностью к профессиональному самопроектированию, но и к развитию умений самопроектирования у учащихся. Подготовка личности к самопроектированию стала актуальной задачей современной школы.
    Подготовленный классный час – тренинг на тему «Нет предела совершенству» - верное доказательство. Интересны Проект «Я – личность, способная изменить мир», фантастический проект Идеального окружающего мира как результат деятельности совокупности Я-идеальных нравственных качеств.
    Мне кажется очень удачной находка: Презентация кумиров (идеалов)Два одинаковых названия: «Мечта: кумиры, нравственные идеалы, духовные ориентиры», но какие разные по содержанию.
    Большое спасибо, коллеги, за предоставленный материал.

    ОтветитьУдалить
  27. МБОУ СОШ №5 им.В.В.Смирнова
    Коллеги, спасибо. Мне очень понравилась идея раскрытия тайн человека. Все легко, увлекательно.Успехов!

    ОтветитьУдалить