Они бросают мне вызов…: размышление о личностно-профессиональной позиции классного руководителя в современной ситуации воспитания школьников
Познакомьтесь с представленным материалом и оставьте свой комментарий, отметив:
«плюсы» (положительное) разработки;
«минусы» (отрицательное) разработки;
как усилить «плюсы» и ослабить «минусы» (рекомендации разработчикам)
Спасибо автору за смелось " взглянуть правде в лицо". Мы редко об этом задумываемся.
ОтветитьУдалитьНе думаю, что это вызов. Скорее подростковый период бунта, когда они считают, что никто их не понимает. Учитель для детей всегда был просто фигурой, это не новое веяние, так было и 20 лет назад. Разве что было больше субординации. Но в книгах, фильмах, размышлениях детей демонстрируется именно такой плоский взгляд.
ОтветитьУдалитьБлагодарю автора за откровенность! Думается, в этой разработке мы и видим личностную позицию классного руководителя: взять книгу и поразмышлять вместе с ребятами. Не отмахнуться, ну ругать, не возмущаться, а именно поразмышлять! Мне кажется, подростки всегда бросают нам, педагогам, вызов, просто эти вызовы в каждые времена разные. Сейчас - вот такие, непростые, с мыслями о суициде, зачем жить, вы не поймете и т.д. Читаю и радуюсь, что таких, как вы учителей, у нас, хочется верить, много! Спасибо Вам!
ОтветитьУдалитьЕще один интересный вариант литературной малой формы, который может стать основой разговора классных руководителей на МО или совместного обсуждения проблемы понимания ребенка на обучающем семинаре. Спасибо автору!
ОтветитьУдалитьСпасибо автору! Очень живые рассуждения человека, который действительно хочет быть рядом с учениками, воспитывать, а точнее, помогать детям разобраться в себе и этом непростом мире вокруг.
ОтветитьУдалитьДобрый день. Большое спасибо за выбранную тему и форму изложения. Литература является важнейшим маркером массовой культуры, отражающим современные тенденции развития общественных отношений. Наличие подобных сюжетов в литературе отражает актуальность проблемы отношений подростков с окружающим миром. Сегодня педагог (как отдельный учитель предмета, так и классный руководитель) продолжает играть важнейшую роль в процессе становления личности ребенка, но в результате отсутствия эмоционального и доверительного взаимодействия с учеником не может помочь ребенку пройти подростковый кризис наиболее "мягким образом".
ОтветитьУдалитьКогда читал очень злободневные и значимые для педагогической практики размышления автора, то мне показалось, что дальнейшую работу по подготовке публикации надо повести в контексте рассмотрения личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя профессором Н.Е. Щурковой. Она чаще всего рассматривала позицию как положение. С надеждой, что будет полезным для автора, приведу цитату (правда, очень длинную) замечательного ученого: «В первую очередь, позицию характеризует дистанция, то психологическое расстояние, на котором держит себя учитель. Если его волнует состояние ребенка, его успехи и развитие, то дистанция будет близкой. В противном случае дистанция становится далекой, педагог как бы со стороны наблюдает за жизнедеятельностью воспитанников, изредка оценивая их усилия и корректируя их и свои действия. Во вторую очередь ее определяет расположение педагога по отношению к ребенку – «сверху», «снизу», «рядом». Быть «над» ребенком означает подчеркивать свое преимущество, административные полномочия, духовную силу, свой опыт взрослого и распоряжаться волей подростка как заблагорассудится. Быть «снизу» - следовать за случайно складывающимися обстоятельствами и импульсивными желаниями ребенка, по сути дела, отказаться от воспитания, идти на поводу у воспитанника. Быть «рядом» - быть старшим другом, соучастником жизни подростка, относясь к нему как к субъекту, имеющему свой индивидуальный, уникальный внутренний мир, и содействовать его постоянному духовному росту, возвышаясь вместе с ним до духовной культуры».
ОтветитьУдалитьВ одной цитате - целая концепция воспитания!!! Спасибо.
УдалитьУважаемые коллеги! Говоря о теме "дистанции", мы часто видим не ее увеличение, а закручивание "каната" взаимодействия педагога и подростка. Оно часто заключается в педагогическом запугивании: "Скоро контрольная работа! Не забудьте, что оценка удваивается!" Ох уж этот электронный журнал и средний балл в конце строки напротив фамилии каждого учащегося. Моя внучка - ученица начальной школы. Приходит и говорит, что по ОМ у нее - 4,4 балла. Я учитель биологии. Стаж 40 лет. Не знаю, что сказать ей в ответ. Спасибо автору за мысли, они делают нас неравнодушными к происходящему. Новых педагогических находок Вам!
ОтветитьУдалитьНесколько раз перечитала размышление автора...Задело сильно, заставило размышлять самой. «Вы не поймёте…». Эту фразу я услышала пару дней назад, когда присутствовала на открытом классном часе у одного классного руководителя. Девочка говорила о своем, а учитель ее действительно не понимал. Как правильно заканчивает свое размышление автор, "нужно реагировать на вызовы времени, быть рядом, но чуть-чуть впереди ученика". Благодарю автора за возможность переосмысления!
ОтветитьУдалитьОчень понравилась статья, написано от души! Автору спасибо и дальнейших успехов в работе!
ОтветитьУдалитьПрочитала Вашу работу на одном дыхании . Какая же Вы молодец! Не знаю, сколько Вам лет, но каждое слово к месту, в каждой фразе-мудрость.
ОтветитьУдалитьЯ - Ваш единомышленник. В классном руководителе прежде всего ценю умение "быть рядом". И книгу обязательно прочитаю. Спасибо.
Действительно свежо! Насчет того, чтобы быть "чуть впереди" - не уверена, что по силам, а вот "рядом" было бы неплохо. Причем, именно рядом, а не "над". Очень трудно дается взрослым принятие "иного" мира подростков, хотя тема не нова. Еще труднее (в силу амбициозности, наверно) допустить свою неправоту или признаться в слабости и некомпетентности. Очень-очень актуально. Мимо таких размышлений не пройдешь.
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное!
Спасибо за размышления, за честный взгляд. Очень все откликнулось. Как здорово, что у нас есть такие глубоко думающие талантливые педагоги. Успехов вам!
ОтветитьУдалитьНаталья Зарембо. Спасибо автору за честный откровенный взгляд. Согласна с высказыванием "Основная задача учителя сегодня – быть внимательным, реагировать на вызовы времени, быть рядом, но чуть-чуть впереди ученика".
ОтветитьУдалить