Должен ли ребенок быть субъектом воспитания или его следует рассматривать только в качестве субъекта индивидуальной и совместной жизнедеятельности?
Ответьте, пожалуйста, на вопрос, в комментариях к этому сообщению. Не забудьте о подписи.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос, в комментариях к этому сообщению. Не забудьте о подписи.
На наш взгляд, ребенок обязательно должен стать субъектом воспитания. В противном случае ни о какой персонифицированной системе речь идти не может.
ОтветитьУдалитьРебенок должен быть полноправным субъектом воспитания, например, на этапе конкретной практической реализации данной системы и на этапе рефлексии деятельности.
ОтветитьУдалитьРебенок должен быть субъектом воспитания.
ОтветитьУдалитьНикулина Вера Ивановна, г. Белгород.
ОтветитьУдалитьЯ считаю что ребенок быть субъектом воспитания и субъектом индивидуальной и совместной жизнедеятельности. Несколько лет назад в нашей области было принято решение закрепить за "трудными подростками" общественных воспитателей. Идея хорошая. Составили списки,с трибуны руководители рассказывают что они являются общественными воспитателями, число трудных детей не уменьшилось.Почему? Потому что общественный воспитатель и ребенок не объединены совместной целью.Ребенок не понимал что от него хочет общественный воспитатель, а общественный воспитатель не понимал что он должен делать с ребенком. Рядом с ребенком в персонифицированной системе воспитания должен быть взрослый, который хорошо знает ребенка, понимает и сопровождает в его развитии.
Возможно нас раскритикуют, но мы считаем, что ребенок успешный должен быть безусловно, субъектом воспитания, а вот «трудные», «особенные» дети скорее должны рассматриваться в качестве субъекта индивидуальной и совместной жизнедеятельности.
ОтветитьУдалитьСветлана Михайлова
ОтветитьУдалитьДа, именно ребёнок является главным субъектом, т.к. все остальные субъекты и компоненты ПСВ отталкиваются именно от него.
Ребёнка следует рассматривать только в качестве субъекта индивидуальной и совместной жизнедеятельности. Личность не формируется в одиночку. Человек развивается, растёт только тогда, когда с ним есть рядом близкие по духу люди, которые, впрочем, также проходят свой виток развития. И ребёнок в этом процессе взаимодействия является активным участником со своим видением и чувствами.
ОтветитьУдалитьРебенок должен быть субъектом воспитания. Рядом с ним должен быть значимый взрослый, который поможет ребенку развиваться в нужном направлении.
ОтветитьУдалитьСовременный учащийся способен управлять информационными потоками в целях воздействия на окружающих и если не дать ему возможность это делать открыто, то в этом случае информация будет иметь скрытый характер и непредсказуемое влияние. Применение в педагогической практике технологии «Сверстник обучает сверстника» на мой взгляд, достаточно четко показало, что учащийся должен стать субъектом воспитательного процесса.
ОтветитьУдалитьМБОУ СОШ №77 г.Липецк
ОтветитьУдалитьРебенок должен быть субъектом воспитания, ведь именно в этом, на наш взгляд, суть ПСВ.
Ребёнок должен быть субъектом воспитания, т.к. он носитель определённого сознания, он включен в открытое социальное пространство и он должен быть «мостиком» между прошлым и будущим, сохранять традиции отцов, историческую память народа, приумножая и совершенствуя её для будущих поколений
ОтветитьУдалитьТолько субъект воспитания
ОтветитьУдалитьРебенок должен быть субъектом воспитания, т.к. только при личном желании и заинтересованности ребенка возможна реализация мероприятий, которые действительно окажут влияние на его внутренний мир, становление жизненных ценностей.
ОтветитьУдалитьРебенок должен быть субъектом воспитания. А педагоги или другие взрослые должны оказывать ему помощь и поддержку в реализации его целей.
ОтветитьУдалитьРебенок должен быть субъектом индивидуальной деятельности и совместной жизнедеятельности
ОтветитьУдалитьМОУ СОШ№5 г. Невеля
Ребенок обязательно должен быть субъектом ПСВ. От его личности, целей, успехов зависит жизнедеятельность всей системы.
ОтветитьУдалитьДа, ребенок является субъектом индивидуальной и совместной жизнедеятельности воспитания.Каждый ребенок предполагает свою особую систему воспитания (сколько существует детей, столько существует и систем воспитания).
ОтветитьУдалитьРебенок – и субъект воспитания, и субъект индивидуальной и совместной жизнедеятельности, только в этом случае ПСВ будет иметь положительный результат.
ОтветитьУдалитьРебёнок, как нам кажется, должен быть и субъектом воспитания, т. к. он может получить общечеловеческие, общественно значимые, индивидуально-неповторимые свойства и качества в полной мере в ходе совместной деятельности со значимым взрослым (педагогом).
ОтветитьУдалитьРебенок должен быть субъектом воспитания, так как он должен учиться ставить цели в жизни, планировать, добиваться. Но рядом с ним всегда должен находиться помощник- учитель, родитель или др.
ОтветитьУдалитьМПЛ 8, Псков
ОтветитьУдалитьРебенок должен выступать только в качестве субъекта воспитания, ибо без самовоспитания невозможно никакое другое воспитание.
Безусловно, ребёнок находится в центре персонифицированной системы воспитания. От него,субъекта, как от ядра, исходят импульсы (запросы, потребности, мечты, планы и т.д.), которые улавливают координаторы.
ОтветитьУдалитьБезусловно, в идеале, ребёнок это субъект воспитания. Иначе ни о какой персонифицированной системе воспитания не может быть и речи. Ребёнок, как субъект воспитания, взаимодействует с субъектом воспитания учителем. Именно такое субъект-субъектное взаимодействие позволит воспитать из ребёнка самостоятельно мыслящую и постоянно развивающуюся личность.
ОтветитьУдалитьПерсонифицированная система воспитания - процесс Сотворчества.
ОтветитьУдалитьЭто творческий процесс, где отправной точкой и заключительным многоточием (процесс самовоспитания может длиться всю жизнь) является ребенок (субъект) воспитательной системы.
С уважением, Дзерович Марина Александровна, заместитель директора Станции юных техников Белгородского района Белгородской области
МБОУ "МПЛ №8" Псков
ОтветитьУдалитьКаждый ребёнок – это талант, который должен быть открыт. Где ребёнок субъект – там он творец.
Юлия Митькова
ОтветитьУдалитьРебенка следует рассматривать в качестве субъекта индивидуальной и совместной жизнедеятельности, т.к. прикладываемые усилия только тогда достигают эффекта, когда они совместные и для любого человека особую важность приобретает то, что достигнуто в собственной деятельности, исходя из потребностей, интересов, личных возможностей.
Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, заложенный в ФГОС, предполагает активное включение ребёнка в деятельность, при которой воспитанник в обязательном порядке рассматривается в качестве субъекта.
ОтветитьУдалитьПо поводу комментария Аникиной И.В. Ирина Владимировна, спасибо за еще одну интересную метафору ПСВ, сформулированную через субъектность ребенка.
ОтветитьУдалитьКоллеги, на сегодняшний день, согласно Вашим комментариям, мнения все-таки разделились. Одна группа авторов считает, что ребенок обязательно должен быть субъектом воспитания, другая- что он является субъектом индивидуальной и совместной жизнедеятельности, третья группа объединила в своих высказываниях оба аспекта.Если у кого-то припасены дополнительные аргументы, то пора высказываться.
ОтветитьУдалитьМне кажется, что в самом начале реализации персонифицированной системы воспитания ребенок окажется в качестве субъекта индивидуальной и совместной жизнедеятельности, например, на этапе диагностическом, аналитическом. Впоследствии, он окажется полноправным субъектом воспитания, например, на этапе конкретной практической реализации данной системы (деятельностный этап), на этапе рефлексии деятельности.
ОтветитьУдалитьЧаупенкова Е.А. Ребенок не может не быть субъектом воспитания, иначе теряется смысл всего образовательного и воспитательного процесса. Пока любая информация не пройдет через самосознание ребенка и не получит его личностную оценку, она не станет для него значимой и не повлияет на его развитие. С другой стороны, отрицать ребенка как субъект совместной жизнедеятельности нельзя, иначе ребенок вырастет «вне общества», ориентированный только на свои потребности.
ОтветитьУдалитьРедей Г.В., коллектив Коррекционной школы 8 вида. г. Кохма Ивановской области. Да, однозначно!
ОтветитьУдалитьРебёнка надо рассматривать именно как субъект воспитания, а самое главное, надо донести до ученика важность и значимость понимания того, что он должен быть ответственным за то, что с ним происходит.
ОтветитьУдалитьДолжен
ОтветитьУдалитьПушкинские Горы, Псковская область.
ОтветитьУдалитьДумаю, что ребенок должен быть главным субъектом воспитания, а рядом должен находиться социально значимый взрослый.
Да, однозначно!Редей Г.В., коллектив Коррекционной школы 8 вида. г.Кохма Ивановской области.
ОтветитьУдалитьРебенок должен быть субъектом в первую очередь совместной жизнедеятельности, т.к только в процессе сотрудничества, сотворчества и содружества раскрываются способности личности.
ОтветитьУдалитьРебенок зачастую признается как объект воспитания, а не субъект. И это отражается на всем процессе воспитания. И в данном случае присутствует следующая стратегия: "Учитель (родитель) - ученик (ребенок). Одна линия поведения лишает ребенка развиваться как полноценная личность, а выражается в желаемом образе, в основном идеальном образе.
ОтветитьУдалитьПонятие "субъект" связано с такими терминами, как "человек", "индивид" и "личность". Если мы обратимся к источникам: человек - результат общественно-исторической деятельности, наделенный природными и социальными качествами, индивид - это природно-биологический вид Homo Sapiensa, который наделен определенными чертами, которые определяются исходя из совершенствования орудий труда, личность - характеризуется через социальную призму, через общественную деятельность и общественную значимость. Было бы замечательно, если бы мы педагоги смогли раскрыть все грани наши воспитанников, смогли бы на ребенка посмотреть с другой стороны. Как нам порой не хватает времени, а может просто надо сказать нашей бюрократической, бумажной системе образование – остановись – ведь рядом с нами ЧЕЛОВЕК.
Да, я тоже думаю, что именно ребёнок является главным субъектом, т.к. все остальные субъекты и компоненты ПСВ отталкиваются именно от него.
ОтветитьУдалитьПрокопчук И.А., МПЛ №8, город Псков
Считаем, что ребёнок есть субъект воспитания.
ОтветитьУдалитьтворческая группа МБОУСЭЛ № 21 г.Пскова. Мы считаем, что ребёнок должен быть субъектом воспитания, иначе ни о какой персонифицированной системе воспитания и речи быть не может.
ОтветитьУдалитьОднозначно ответить на вопрос, должен ли ребенок быть субъектом воспитания или его следует рассматривать только в качестве субъекта индивидуальной и совместной жизнедеятельности, нельзя. Это зависит от многих факторов. Каждый ребенок обладает индивидуальными природными свойствами, задатками, личностными качествами, собственным социальным опытом. В зависимости от этого строятся отношения с ними воспитателей. Например, если речь идет о детях одаренных, успешных, то, предполагается, что у них должна быть сформирована устойчивая система мотивов (потребности, интересы, убеждения, идеалы), они активно, а главное, сознательно участвуют в деятельности. Они не просто участники воспитательного процесса, но и являются носителями определенной педагогической цели и ее исполнителями, т.е. сами воспитывают себя. В таком случае ребенок - субъект воспитания, личность, стремящаяся к самоопределению и самореализации.
ОтветитьУдалитьДругое дело, если мы имеем дело с трудновоспитуемыми детьми, когда ребенок первоначально является объектом воспитания, т.к. у него не сформированы необходимые для субъекта детской деятельности качества. В таком случае уместно наставничество, когда взаимодействие строится на интересах детей. Воспитатель должен увлечь ребенка делом, удержать этот интерес, дать воспитаннику возможность пережить радость положительных результатов, радость творчества. Руководство воспитателя в этой форме не воспринимается воспитанниками как прямое вмешательство в их жизнь и приводит к партнерству, когда воспитатель принимается ребенком как авторитетный организатор деятельности и одновременно как интересный участник общения. Относительное равенство взрослого и воспитанника в совместной деятельности может привести к тому, что ребенок станет постепенно превращаться из субъекта индивидуальной и совместной жизнедеятельности в субъект воспитания, способный к сотрудничеству, а в конечном итоге – к высшей форме сотрудничества – сотворчеству.
Степень проявления ребенком своей субъектности зависит и от других факторов, в том числе от возраста воспитанников.
Первая часть ответа.
ОтветитьУдалитьПодсказкой в ответе на этот вопрос может стать следующее извлечение из книги С.Д. Полякова «Психопедагогика воспитания»: «Субъектность ребенка изначальна, она живет и развивается от рождения, точнее даже с последних месяцев дородового развития.
Когда мы имеем дело с воспитательной ситуацией, с ситуацией взаимодействия воспитателя и воспитанника, понятие субъектности надо уточнить. Введем такое различие: ребенок как субъект своей жизнедеятельности; школьник как субъект деятельности и общения, складывающихся в воспитательной ситуации; школьник как субъект воспитания.
Первое – изначально и всегда.
Второе (субъектность в деятельности и общении) – тоже всегда, но в разной мере. Она нарастает по мере того, как школьник становится «хозяином» всех составляющих деятельности: постановка целей, планирования, организации, осуществления, анализа, оценивания – и «хозяином» своего общения.
Третье (школьник как субъект воспитания) – реализуется отнюдь не всегда, не в любой воспитательной ситуации. Формулировка школьник как субъект воспитания говорит о том, что он открыт воспитательным влияниям; склонен рассматривать их как помогающие его жизни, его развитию; принимает цели воспитания как свои цели. То есть за фразой школьник – субъект воспитания прячутся самовоспитательная позиция воспитанника и тот или иной этап его самовоспитательной, самосовершенствующей деятельности» (С. 49-50).
Из размышлений С.Д. Полякова становится очевидным, что наиболее проблемным является рассмотрение ребенка как субъекта воспитания. Даже не осуществляя глубокого и детального анализа научно-педагогической литературы, можно констатировать, что в отечественной педагогике за последнее столетие научные и практические работники давали разные ответы, в том числе и диаметрально противоположные, на вопрос: ребенок выступает субъектом или объектом воспитания?
Вторая часть ответа.
ОтветитьУдалитьЕщё в первой половине прошлого века мэтр педагогической психологии Л.С. Выготский писал: «Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать другого. Оказывать непосредственное влияние и проводить изменения в чужом организме невозможно, можно воспитываться самому, т.е. изменять свои прирожденные реалии через собственный опыт. Ребенок в конечном счете воспитывается сам». Его точку зрения, подкрепленную убедительными аргументами, разделяли многие его современники и разделяют последующие поколения педагогов и психологов. Но уже в новом столетии один из самых известных специалистов воспитания Н.Е. Щуркова высказывает противоположное мнение: «Конечно, субъектом профессионально организуемого воспитательного процесса может быть только лицо профессиональное – то есть, педагог. И не может выступать в такой роли ребенок, поскольку он явный объект воспитания. Субъект воспитания – педагог. А ребенок – субъект деятельности».
Неодназначный ответ на этот вопрос дают основоположники теории воспитательных систем Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, которые являются авторами и редакторами книги и статьи с названием «Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания». Для сегодняшних разработчиков теоретических и методических основ персонифицированной системы воспитания может представлять интерес их рассуждение о проявлении школьником субъектности в воспитательной системе образовательного учреждения: «Ребенок в воспитательной системе способен выступать (в зависимости от возраста и педагогических условий развития) в трех разных ипостасях: воспитывать себя; воспитывать других детей –сверстников, младших; воспитывать своих воспитателей – родителей и учителей, избирательно воспринимая их воздействия, тем самым побуждая их сообразно этому менять свои действия и привычное поведение, вызывая соответствующие глубинные изменения в их мотивации, ценностных отношениях, характерах».
В выборе собственной позиции при рассмотрении ребенка в качестве субъекта или(и) объекта воспитания продуктивным может оказаться оперирование не только категорией «субъект», но и понятием «субъектность». Последнее поможет яснее осознавать и понимать возможности ребенка быть субъектом в контексте его возраста и уровня развития его субъектных свойств (качеств).
А в основе моей позиции лежит постулат, сформулированный В.И. Слободчиковым, утверждавшим, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»).
Хочу начать с того, что по мнению психологов, субъектность – это высший уровень деятельности, общения, целостности, автономности человека; наиболее широкое, всеохватывающее понятие, раскрывающее целостность всех качеств: природных, социальных, индивидуальных и т.д. (А. В. Брушлинский). В то же время, это явление не статическое, а динамическое, т.е. субъектность может развиваться в процессе деятельности человека, направленной на преодоление состояния собственной «объектности», т.е. зависимости от внешних факторов: возраста, особенностей интеллектуального развития, социального окружения и т.д. - (Е. Н. Волкова, В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман).Следовательно, ребенок в процессе собственного взросления может выращивать свою субъектность(и здесь, безусловно, нужна помощь взрослых).
ОтветитьУдалитьКроме того,как известно, самым лучшим является такое воспитание, которое ведет к самовоспитанию. И вот таким средством, движущим ребенка в этом направлении и может стать персонифицированная система воспитания, которая направлена на развитие его субъектности, способствующее самостоятельному управлению процессом развития своей личности и индивидуальности. И если мы хотим, чтобы в конечном итоге ребенок стал "автором своей жизни", а не "пешкой в чужих руках", не берущим ответственность за происходящее с ним, он должен иметь возможность постепенно стать субъектом своего воспитания.
Ребенок может быть субъектом воспитания, все зависит от того, как выстроена эта система.С
ОтветитьУдалитьФадеева С.А., д.п.н.ГБОУ ДПО НИРО г. Нижний Новгород
ОтветитьУдалитьИсходя из определения В.И.Слободчикова (субъектность – способность индивида преобразовывать свою жизнедеятельность через развитие умений управлять, планировать, оценивать результаты своих действий по достижению намеченных целей), ребёнка необходимо рассматривать как субъект воспитания. Педагог должен обеспечивать личностную включённость ребёнка как субъекта в воспитательный процесс.
Ребенок должен быть субъектом воспитания, ибо он полноправный член школьного сообщества, соучастник, соавтор учебно воспитательного процесса.
ОтветитьУдалить