Из каких компонентов складывается персонифицированная система воспитания? Какие из них могут выполнять роль системообразующих (системоинтегрирующих) факторов?
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, оставив комментарий к этому сообщению. Не забудьте о подписи.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, оставив комментарий к этому сообщению. Не забудьте о подписи.
Наверное, обычные: Предполагаемый результат - диагностика - анализ - моделирование - программирование - реализация индивидуальной программы воспитания - мониторинг - коррекция
ОтветитьУдалитьОбычные?... А не утратим ли таким образом единичное и особенное данного явления? И можем ли тогда использовать новый термин?
ОтветитьУдалитьСчитаю, что все проблемы современного человека и любых, созданных им, институтов, проистекают из того, что из своих умопостроений он убрал Бога. Не понимая смысла жизни, он всегда движется по ней без вектора и развивается с перекосами.
ОтветитьУдалитьКомпоненты (опять же, по Зеньковскому):
Первый - православное мировоззрение. Именно оно является тем фундаментом, который определяет ценностные приоритеты человека, жизненные цели, отношение к миру, себе и людям, определяет общую стратегию решения задач во всех областях жизни.
Второй - творчество. Из ребенка нужно растить исследователя, экспериментатора.
Третий - деятельная любовь к человеку. Именно любовь должна стать основой деятельности педагога.
(С любовью в сердцах современных людей, том числе и педагогов, большая проблема. Вопрос: кто будет воспитывать?)
Полностью согласна с Евгением Николаевичем. ПСВ - это явление особенное, и подходить к нему необходимо по-особому. В море единичных случаев нужно найти нечто общее, не утратив самобытности данного явления. По моему мнению, 1.главный "компонент" - сам Ребенок с его задатками, потребностями...и необходимые "компоненты", создающие условия для саморазвития личности Ребенка: 2.группа референтных взрослых, значимых для него в бОльшей и меньшей степенях в зависимости от его ведущего вида деятельности (родители, учителя-предметники, классный руководитель, педагоги дополнительного образования, тренера и т.п.) и 3. социальное окружение ребенка с вариативностью. Это может быть классное, школьное сообщества, детские творческие группы, коллективы и т.п.
ОтветитьУдалитьКакие из них могут выполнять роль системообразующих? Мне кажется, что все три компонента, указанные мной в комментарии выше, и образуют систему, они являются "скелетом" ПСВ. Дело другое, что каждый из компонентов не ограничивается единичным исчислением и поэтому неизбежна вариативность. Например, Ребенок - родители учитель-предметник, воспитательная система школы - школьное сообщество или Ребенок - родители, классный рук-ль, воспитательная система класса, педагог дополнительного образования - классное сообщество, детский творческий коллектив.
ОтветитьУдалитьПерсонифицированная система воспитания , как о том говорят коллеги в педагогических сочинениях и резюме, складывается из довольно солидного перечня компонентов. Вот главные из них: сам ученик, особенности его личности, цели и задачи, мечты и желания, правила и принципы его жизнедеятельности, семья, педагоги / классный руководитель,учителя, руководители кружков и секций/, друзья в школе и вне школы, соседи, сотрудники учреждений культуры и т. д.
ОтветитьУдалитьНо коли система персонифицированная , то можно говорить и одругих компонентах , возможно, даже и уникальных: друзья — литературные герои, друзья — герои фильмов, реальный человек, с которого ребенок старается брать пример, т. к. считает его своим идеалом.
Роль системообразующего фактора , вероятно, может выполнять любой компонент или группа компонентов. Все зависит от того, какие цели и задачи ставит перед собой ученик. Опять-таки из резюме видно, что системообразующим видом деятельности может быть увлечение ученика. Замечаем, что абсолютное большинство детей следует в жизни каким- то своим правилам, имеет девиз, их деятельность направляют крылатые выражения. Все это тоже может выполнять роль системообразующего фактора. Но по большому счету, если в школьной воспитательной системе роль системообразующего фактора может играть личность руководителя, а в классной — классного руководителя, то в персонифицированной — личность самого ученика.
Компоненты:
ОтветитьУдалить1. Участники
1. Учащийся –главный компонент.
2. Родители.
3. Администрация, учителя, педагоги доп. образования и другие сотрудники образовательного учреждения.
Другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения.
2. Ценностно- ориентационный
1. Ценности сообщества детей и взрослых.
2. Цели воспитания.
3.Принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.
3. Деятельностный
1. Приоритетный вид (направление) деятельности.
2. Формы и методы организации совместной деятельности.
3. Основные функции воспитательной системы.
Управление воспитательной системой и самоуправление жизнедеятельностью коллектива образовательного учреждения.
4. Коммуникативный
1. Отношения в сообществе детей и взрослых.
2.Внутренние и внешние связи воспитательной системы.
5. Результативный
1. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы.
2.Формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы
Роль системообразующих факторов могут выполнять педагог, семья, классный руководитель, психолог- все зависит от ситуации.
Светлана Михайлова
ОтветитьУдалитьНа наш взгляд персонифицированная система воспитания (ПСВ) складывается из следующих компонентов:
1. Субъекты ( обязательный главный субъект – это ребёнок, остальные субъекты могут варьироваться в зависимости от конкретной ПСВ (родители, педагоги, друзья, одноклассники …).
2. Цель (исходит от главного субъекта – ребёнка).
3. Деятельность (виды могут быть разными, но все направлены на достижение единой цели).
4. Отношения
5. Ценности
Выполнять роль системообразующих (системоинтегрирующих) факторов могут : ребёнок, как главный субъект ПСВ и цель данной ПСВ.
Светлана Михайлова
ОтветитьУдалитьНа наш взгляд персонифицированная система воспитания (ПСВ) складывается из следующих компонентов:
1. Субъекты ( обязательный главный субъект – это ребёнок, остальные субъекты могут варьироваться в зависимости от конкретной ПСВ (родители, педагоги, друзья, одноклассники …).
2. Цель (исходит от главного субъекта – ребёнка).
3. Деятельность (виды могут быть разными, но все направлены на достижение единой цели).
4. Отношения
5. Ценности
Выполнять роль системообразующих (системоинтегрирующих) факторов могут : ребёнок, как главный субъект ПСВ и цель данной ПСВ.
Уважаемые нижегородские и псковские коллеги, мне симпатичны ваши размышления о компонентном составе ПСВ. "Подброшу" немного теории.
ОтветитьУдалитьПод компонентом в теории систем принято понимать какую-либо часть си-стемы, вступающую в определенные отношения с другими ее частями (со-ставляющими). По мнению академика В.Г. Афанасьева, «в социальных си-стемах мы обнаруживаем компоненты вещного, процессуального, идейного и человеческого порядков». При разработке теоретических и технологических основ моделирования и создания воспитательных систем образовательных учреждений и их структурных подразделений нами было обосновано, что эти системы включают в свой состав следующие компоненты:
1) индивидно-групповой;
2) ценностно-ориентационный;
3) функционально-деятельностный;
4) отношенческо-коммуникативный;
5) результативно-диагностический.
При обосновании мы подчеркивали, что педагогам следует акцентировать свое внимание не на всех компонентах воспитательной системы, так как их количество очень велико, а прежде всего на тех, которые выполняют роль системообразующих (системоинтегрирующих) факторов. Системообразующий фактор – это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы. Чаще всего в качестве системообразующих (системоинтегрирующих) факторов выступают люди, идеи (в том числе и цели), деятельность, отношения между людьми.
1. Ребенок
ОтветитьУдалить2. Значимые взрослые
3. Среда
Системообразующим компонентом является совместная деятельность в результате, которой возможно достижение поставленной цели
Уважаемый Евгений Николаевич! Я считаю, что при определении компонентов ПСВ необходимо использовать ваши разработки теоретических и технологических основ моделирования и создания воспитательных систем образовательных учреждений и их структурных подразделений. Эти системы включают в свой состав следующие компоненты:
ОтветитьУдалить1) индивидно-групповой;
2) ценностно-ориентационный;
3) функционально-деятельностный;
4) отношенческо-коммуникативный;
5) результативно-диагностический.
Я считаю, что наполнение этих компонентов должно быть не очень громоздким.
Индивидно-групповой компонент – необходимо определить субъектов ПСВ, это ребенок и значимый взрослый (классный руководитель, родители, педагоги дополнительного образования и т.д.). Классный руководитель может выступать в роли тьютера, организатора и др., он должен управлять процессом развития ИВС.
Ценностно-ориентационный компонент-определение жизненно важной цели и осознание ребенком этой цели. Потребности, интересы и ценностные ориентиры ребенка выступают в качестве системообразующих факторов воспитательного взаимодействия.
Функционально-деятельностный компонент – определить содержание деятельности для достижения поставленной цели. При этом основными направлениями в деятельности воспитателя являются развитие субъектных свойств, творческого потенциала и педагогическая поддержка развития индиндивидуальности каждого ребенка. Как ребенок так и взрослый имеют и реализуют план действий по достижению поставленной цели. Классный руководитель включает в план воспитательной работы действия по поддержке усилий детей в достижении своих ориентиры
Отношенческо-коммуникативный компонент – в коллективе , в котором живет и развивается ребенок , складываются у него благоприятные отношения со взрослыми и другими детьми.
Результативно-диагностический компонент –критерием эффективности ПСВ является результативность достижения поставленной цели ребенком и взрослым..
Уважаемая Вера Ивановна, нам тоже дорог тот перечень основных компонентов воспитательной системы школы (класса, кружка или другого структурного подразделения), ведь он выстрадан и тысячи раз проверен (апробирован). Наверно, по сути и в ПСВ аналогичные компоненты, но их наполнение, как правильно Вы заметили, не должно быть громоздким, и их названия должны быть другими, даже для того, чтобы классный руководитель или другой педагог-воспитатель мог в реальной практике отличить функционирование воспитательной системы класса от действия ПСВ. Хочется что-то в этом духе.
ОтветитьУдалитьОпределяя компоненты персонально ориентированной системы воспитания целесообразно оттолкнуться от уже накопленного и теоретически обоснованного опыта, по этой причине естественно предложить три компонента:
ОтветитьУдалитьI. Ценностно-смысловой компонент:
- нравственно-этические ценности, объединяющие учащихся и взрослых в коллектив единомышленников;
- нормы, правила и принципы взаимодействия участников образовательного процесса;
- цель воспитания как направление развития коллектива, персональные целевые установки участников воспитательного взаимодействия в контексте личностного развития вместе с коллективом и через коллектив;
- совместный поиск ключевых мотивов индивидуального и группового развития и саморазвития в условиях современной жизнедеятельности;
- философско-теоретическое и практико-ориентированное переосмысление содержания воспитания как стартовой черты самореализации и самосовершенствования личности всех участников образовательного процесса;
- определение роли освоения учебных предметов, в становлении личности имеющей свою персональную уникальность;
- разработка системы индивидуального и группового стимулирования повышения культуры воспитывающего взаимодействия.
II. Функционально-деятельностный:
- определение приоритетного направления коллективной деятельности и ее значимости для личностного самоопределения;
- подбор форм, методов, техник и технологий групповой и индивидуальной деятельности направленной на освоение и присвоение нравственно-этических ценностей как этапов достижения персональных целевых установок и цели воспитания;
- функции и роль персонифицированной воспитательной системы в повышении культуры социального взаимодействия и партнерства, коммуникативной компетентности;
- формирование механизмов управления, соуправления и самоуправления по вопросам организации индивидуальной и групповой деятельности;
- индивидуальная и групповая практика установления коммуникативных контактов в целях повышения функциональных возможностей воспитательной системы;
- согласование инструментального обеспечения изучения индивидуальных особенностей, задатков, способностей, интересов и социальных потребностей в целях оптимизации воспитательной работы
III. Диагностико – результативный:
- разработка методик эмпирического и эвристического подхода к результативности функционирования персонифицированной системы воспитания (для учреждения образования, для коллектива, для родителей, для социума, для педагогов, для учащихся) в системе повышения качества освоения учебных предметов;
- изменения уровня воспитанности учащихся в соответствии со стандартным мониторингом;
- разработка образа выпускника класса параллели и технологии индивидуального рефлексивного анализа персонального превосходства над эталонным образом (данный подход должен коснуться педагогов, родителей, администрации)
- определение критериев и показателей эффективности персонально ориентированной системы воспитания;
- подбор и апробирование инструментария определения качества и эффективности персональные целевые установки и ее отличия от традиционных воспитательных систем.
Таким образом, возникают три компонента персонально ориентированной системы воспитания, где роль системообразующего компонента определяет сам коллектив создающий свою персонально ориентированную воспитательную систему.
Компоненты:
ОтветитьУдалить- цели;
- субъективная реальность личности;
- деятельность по достижению цели;
- все субъекты деятельности;
- отношения, возникающие в процессе деятельности;
- общение;
- результат( достижение цели);
Системообразующим фактором является субъективная реальность личности ребёнка – основателя этой системы
Компоненты персонифицированной системы:
ОтветитьУдалить1. Ребенок
2. Его потребности, интересы, ориентиры
3. Значимые взрослые, содействующие его саморазвитию и самосовершенствованию
4. Мероприятия, развивающие субъектность ребенка
В роли системообразующих факторов должны выступать потребности, интересы и ориентиры самого ребенка.
Персонифицированная система воспитания складывается из следующих компонентов: условия и причины формирования цели, цели (тактические, стратегические),деятельность ребенка и его окружение, формы и результаты.
ОтветитьУдалитьНа наш взгляд ПСВ как система включает следующие компоненты:
ОтветитьУдалить1) ребенок- семья - наставник;
2) цель, мечта ;
3) путь к цели, мечте ;
4) окружающая среда, социум: класс, кружок, студия, друзья и др;
5) коррекция, помощь, поддержка с целью продвижения к мечте.
Системообразующий компонент - коррекция, помощь, взаимодействие.
ОтветитьУдалитьНа наш взгляд, персонифицированная система воспитания складывается из целевых ориентиров жизнедеятельности ребёнка, плана действий по достижению поставленных целей (самопознание и самосовершенствование ребёнка, содействие взрослых становлению и проявлению индивидуальности школьников, развитию его само процессов), рефлексии ребёнком своей жизнедеятельности. Системообразующим является 2-ой из перечисленных компонентов.
МПЛ 8, Псков.
ОтветитьУдалитьВозможно, в чем-то ошибаюсь, но все же представляется, что компоненты ПСВ должны включать и компоненты "системы" в целом, и что-то от "персоны", поэтому выделяем следующие компоненты:
- Личность (индивидуальность) учащегося как системообразующий фактор, который является «отправной точкой» для планирования и конструирования дальнейших действий;
- субъекты деятельности (родители, учителя, педагоги доп. образ-я), их взаимодействие, отношения с учащимся и между собой (тоже могут быть системообразующими факторами);
- цели обучения и воспитания (может быть, содержание, принципы)
- деятельность, обеспечивающая достижение цели (направление, формы, методы);
- педагогические (организационные, внешние) и психологические условия развития личности учащегося.
Согласна с мнением, что главным компонентом ПСВ является сам ребёнок. Другие составляющие - это родители, педагоги, и окружающий социум ребёнка. Они же являются главными системообразующими компонентами.
ОтветитьУдалитьХарактеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью и полиструктурностью системного образования, а также существующим различием мнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует считать основными, наиболее важными.
ОтветитьУдалитьВ основном относят к числу таких элементов:
а) цели, выраженные в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;
в) субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;
г) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
д) среду системы, освоенную субъектом;
е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Для персонифицированной системы воспитания - подобные компоненты актуальны, но конечно в разрезе ПЕРСОНЫ-ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
С уважением, Дзерович Марина Александровна, заместитель директора Станции юных техников Белгородского района Белгородской области
МБОУ "МПЛ №8" Псков
ОтветитьУдалитьКаждый ребенок – это особый мир.
1.В центре этой системы, конечно же, ребенок, субъект.
2.Родители.
3.Взрослые - профессионалы в конкретной области, которые помогут развить его увлечения.
4.Одноклассники.
5.Помощь
В каждом ребенке заложен особый талант, который нужно попытаться раскрыть.
Лариса Куришкина
ОтветитьУдалить• Социальные и личностные смыслы деятельности.
• Цель совместной деятельности педагога и обучающегося.
• Управление взаимодействием субъектов воспитательного процесса.
• Результаты воспитанности обучающегося и их оценивание по определенным критериям.
Написать так красиво, как пишет Е.Н. Степанов,не получается. Пишу образами,чувствами. Для меня компоненты:встреча,договор,диалог, действие, рефлексия, диалог,договор,действие,рефлексия...
ОтветитьУдалитьЕлена Ищук
Татьяна Владимировна, очень точно предлагаете искать ответ о перечне компонентов ПСВ на стыке (пересечении) научных представлений о компонентах системы и о персоне ребенка, ее развитии.
ОтветитьУдалитьМБОУ "Лицей №4"
ОтветитьУдалитьПерсонифицированная система воспитания, на наш взгляд, должна включать потребности ребенка, его интересы и ценностно-целевые ориентиры
Компонентами являются основные и дополнительные предметы, новые технологии, научное, техническое и художественное творчество.
ОтветитьУдалитьИзучение ( а может и апробация) креативных, познавательных способностей обучающихся, характеризующихся нестандартностью мышления, научным складом ума, умению обобщать и делать выводы, высокой толерантностью.
Здесь должно прослеживаться единство общего и дополнительного образования; гибкость заданий и упражнений в школе по предметам, а может, и изучение материала в ускоренном темпе. В обучении должно прослеживаться сотворчество педагога, психолога, ученика и его родителей, педагогов дополнительного образования.
3. Редей Г.В., коллектив Коррекционной школы 8 вида. г. Кохма Ивановской области.
ОтветитьУдалитьВ результате обсуждения в коллективе думаем, что главным должен стать РЕБЁНОК со своими потребностями, а также возможностью самореализоваться в соответствии со своими возможностями. Вторым компонентом должны стать взрослые, создающие условия для развития, коррекции и самореализации ребёнка. И третьим компонентом будет, на наш взгляд социум, в котором мы все находимся.
1. Теоретическая часть (изучение программного материала)
ОтветитьУдалить2. Ресурсная (кадры, учебный материал)
3. Индивидно-групповой( администрация, учителя, учащиеся, родители, социально - психологическая служба)
4. Функционально-деятельностный (Формы и методы организации совместной деятельности)
5. Отношенческо-коммуникативный (внутренние и внешние связи системы)
6. Диагностико-результативный (критерии и показатели эффективности системы)
В результате обсуждения в коллективе думаем, что главным должен стать РЕБЁНОК со своими потребностями, а также возможностью самореализоваться в соответствии со своими возможностями. Вторым компонентом должны стать взрослые, создающие условия для развития, коррекции и самореализации ребёнка. И третьим компонентом будет, на наш взгляд социум, в котором мы все находимся. Редей Г.В., коллектив Коррекционной школы 8 вида. г.Кохма Ивановской области.
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что персонифицированная система воспитания состоит из тех же компоментов, что и другие воспитательные системы: индивидно-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, отношенческо-коммуникативный, диагностико-результативный. Системообразующим, в свою очередь, является индивидно-групповой.
ОтветитьУдалитьРоль системообразующего может выполнять индивидно-групповой компонент. А в качестве системоинтегрирующего могут выступать ценностно-ориентационный и функционально-деятельностный компоненты
ОтветитьУдалитьМне кажется) что это может быть:
ОтветитьУдалить- Личность (индивидуальность) учащегося;
- цели обучения и воспитания;
-деятельность, обеспечивающая достижение цели;
- родители, учителя и т.д.;
- условия в которых развивается личность учащегося
Прокопчук И.А., МПЛ №8, город Псков
Компоненты персонифицированной системы воспитания:
ОтветитьУдалить ребёнок как субъект;
событие как первопричина формирования системы;
субъекты, во взаимодействии с которыми происходит развитие ребёнка (родители, педагог дополнительного образования, учитель-предметник, классный руководитель, друг, родственник…);
ценности как идеал воспитания.
творческая группа МБОУСЭЛ № 21 г.Пскова. Наша творческая группа считает, что это 1)углублённая диагностика личности ребёнка; проектирование программы его развития, рефлексия результатов;
ОтветитьУдалить2)индивидуальный выбор ребёнка, самоанализ, понимание собственных качеств (осмысление);
3)деятельность ребёнка и взрослого по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;
4)деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации (индивидуализации) личности.
Я также считаю, что отталкиваться нужно от компонентов воспитательной системы, поскольку персонализированная система - это один из её типов (классифицируемый по субъекту деятельности, которым в данном случае в итоге является сам ребенок).
ОтветитьУдалитьПоскольку субъект определен, необходимо далее важнейшим системообразующим компонентом считать ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ или ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ (смыслы, ценности, потребности, цели, идеалы), поскольку именно он определяет дальнейший выбор остальных составляющих; вторым компонентом является, на мой взгляд - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (ключевые, предпочитаемые виды и способы деятельности, проявляющиеся в них способности, достигаемые успехи);
третий - КООРДИНАЦИОННЫЙ (мне кажется, он шире, чем коммуникативный или отношенческий, хотя и включает их в себя как основу взаимодействия - надо еще думать!) - состоит из значимых взрослых (а возможно, и сверстников), при посредстве которых и совместно с которыми он реализует избранную деятельность, способов взаимодействия с ними (личностный неформальный контакт, институционально организованные формы и т.д.); думаю, последним должен быть какой-то РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ (имеется ввиду, самооценочный!) компонент
Думаю, что важнейшими системоинтегрирующими факторами персонализированной системы являются:
ОтветитьУдалить микросоциальная среда, из которой как из социального рассола ребенок черпает ценности и смыслы (на первом этапе - семья, затем (или вместо того) - воспитательная среда /система группы, класса и т.д.);
предметно-пространственная среда – возможности, условия, средства для осуществления ребенком той или иной деятельности, примеры и образцы этой деятельности (в семье, ближайшем и отдаленном окружении);
наличие в доступном окружении значимых взрослых – носителей определённых ценностей и образцов деятельности (это могут быть родители, родственники, соседи, знакомые, старшие друзья, педагоги и т.д.).
Фадеева С.А., д.п.н.ГБОУ ДПО НИРО г. Нижний Новгород
ОтветитьУдалитьКомпонентами персонифицированного воспитания должны быть:
позитивная безоценочность, конгруэнтность; самостоятельность, самопринятие и самоактуализация; опора на субъектный опыт ребёнка, его личностные ресурсы; свобода выбора и внутренняя активность воспитанника. Также в данную систему могут входить компоненты воспитания индивидуальности ребёнка (по Е.Н.Степанову).
Согласна с многими комментариями по поводу важности взаимодействия семьи, школы и социума в персонифицированной системе воспитания. Добавить хочу важность предоставления ребенку возможности участвовать в творческих и интеллектуальных конкурсах различного уровня: от классных до всероссийских. Ребенок может не силен в предметных областях, но обладает незаурядными творческими способностями. Результаты конкурсов влияют на повышение самооценки, самосознания, стремлению к самосовершенствованию.
ОтветитьУдалить