Я думаю, что прежде всего действовать , так как личность ребёнка формируются через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и самого себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Ребенка можно будет назвать подлинным субъектом ПСВ, если он будет открыто признавать, что нуждается в помощи и поддержке со стороны, будет принимать эту помощь и, главное, активно участвовать в планировании деятельности по саморазвитию и стараться реализовать намеченные планы.
-Проявление активности. -Способность к осмысленному действию, выстраиваемому на основании рефлексии. -Рефлексия, способность к «самокоррекции» себя и своего поведения.
Считаю, что действия ребенка будут зависеть от значимого взрослого. Осторожно "подтолкнуть", дать помощь, учить рефлексии... Потребности, интересы и ценностные ориентиры ребенка должны выступить в качестве системообразующих факторов воспитательного взаимодействия. Содержание, формы и способы деятельности взрослого должны исходить из потребностей ребенка, они могут быть разнообразны, но не должны быть искусственно привязаны к ребенку.
Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако я считаю, что нужно выделять не качества, а процессы, необходимые действия самого ребёнка, протекающие в нём ,как в личности: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция
Ребёнок как субъект - это сознательно действующее лицо, с развивающимся самосознанием, устойчивой системой взглядов, интересов, потребностей. Он творец своей жизни. А это значит может, и не значит?!), что в рамках ПСВ он, формулируя собственные мотивы, будет (должен?) критически реагировать на воспитательные воздействия (причём, всегда по-разному: нейтрально, положительно, отрицательно). Кроме того, он сам своей деятельностью, системой личностных качеств будет (должен?) влиять на коллектив и отдельных его членов.
Согласна с коллегами Стюбко Надеждой и Шумагиной Оксаной, главное - это желание ребенка действовать, проявлять свою умственную и физическую активность. При этом (в непосредственной деятельности) ребенок будет видеть свои достижения и неудачи, корректировать свои действия, искать новые пути разрешения проблемных ситуаций и как следствие самовыражаться, саморазвиваться.
Самое главное вовлечь ребенка вообще в какую-либо позитивно направленную деятельность. Отношение к деятельности как мотивация возникает именно в самом ее процессе. Неплохо эту деятельность разнообразить, чтобы ребенок имел возможность выбора. Таким образом происходит формирование направленности интересов. На мой взгляд, важно также периодически обуживать характер деятельности, чтобы продемонстрировать ребенку варианты углубления в материал и погружения в деятельности. Так формируется умение оттачивать мастерство. Архиважно показать ребенку примеры его собственного мастерства, так как именно гордость за свой творческий продукт деятельности и является первым шагом к возникновению внутренней мотивации. Деятельность должна подбираться в соответствии с принципами природосообразности и возрастными особенностями детей. Положительно сказывается деятельность ребенка в качестве наставника для других. Моделирование подобных ситуаций при переводе их в ранг педагогических задач создает некий алгоритм для ребенка, который он личностно воспринимает как первоначальный шаблон и обогащает своим творческим опытом, превращая его в нечто новое, уникальное. Ю.А.Ярышкина
Здравствуйте! Нам кажется, что самое главное - "хотение" ребенка, его внутренняя готовность к изменению себя. Это не совсем действия, но без этого никакие действия невозможны. Вот если "наша персона" хочет меняться, совершенствоваться, то действия могут быть самыми разными, главное, чтобы осмысленными, с последействием (рефлексия) и системными. С уважением, творческая группа Переслегинской гимназии.
Ситникова И.А., Витебск Если у ребенка уже есть желание действовать и проявлять свою активность – успех почти обеспечен, достаточно такого ребенка поддержать, а вот в сложных ситуациях, и в этом я полностью согласна с Юлией Нарышкиной, необходимо сформировать внутреннюю мотивацию ребенка, а самый лучший способ - специально организованная деятельность, в процессе которой эта мотивация и формируется.
На мой взгляд, самое главное действие ребенка как подлинного субъекта персонифицированной системы воспитания – это желание двигаться вперёд, это способность к принятию себя.
Мне очень понравились слова Макаренко Н.Д. "...самое главное действие ребенка как подлинного субъекта персонифицированной системы воспитания – это желание двигаться вперёд". Спасибо))
Необходимым действием ребенка считаю - желание и стремление активно действовать. Кущ Наталья Николаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №18 г.Липецк
Кэрол Энн Корьелл сказал: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Ребенок должен осознавать то, что он сам является творцом своей жизни, своего будущего, у ребенка должно быть желание и стремление к самопознанию, самовыражению, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации и т.д.
На выездной сессии в Пушкинских Горах была высказана Н.А. Алексеевой очень важная мысль о том, что в контексте ПСВ целесообразно рассматривать ребенка не субъекта вообще, т.е. по отношению ко всем сторонам его жизнедеятельности, а относительно его деятельности по развитию самого себя (саморазвития). Отсюда более очевидными становятся действия ребенка как главного субъекта персонифицированной системы воспитания, к которым можно отнести: 1) познать и понять себя, свои потребности, интересы, мечты, сильные и слабые стороны своей личности; 2) поставить перед собой цель, включающую изменения, которые должны произойти в самом себе; 3) определить основные направления и действия по достижению целевых ориентиров; 4) установить контакты с юными и взрослыми партнерами, которые могли бы оказать ему содействие в достижении цели; 5) осуществить действия по самосозиданию (самостроительству); 6) проверить соответствие достигнутого поставленной цели; 7) внести, если необходимо, коррективы в программу своих действий по саморазвитию. Перечисляя эти действия или направления деятельности, хочется согласиться с О.С. Скачковой, И.А. Ситниковой и другими коллегами, подчеркивающими важность наличия у ребенка желания ("хотения") работать над самим собой.
В. Никулина, г. Белгород • Ребенок должен положительно оценивать существование значимого(ых) взрослого(ых), оказывающего (их) поддержку (помощь, содействие) в его самосовершенствовании, достижении успеха, решении других жизненно важных вопросов. • Ребенок должен иметь и реализовывать план действий по достижению поставленной(ых) перед собой цели(ей). • При рефлексии своей жизнедеятельности ребенок должен уметь и постоянно анализировать и оценивать результаты достижения поставленной(ых) собой цели(ей).
Ребенок в ПСВ в первую очередь должен оставаться ребенком: активным, любознательным, способным делать скачки в своем развитии, К сожалению сегодня мы взрослые отбираем у ребенка его детство, снижаем его активность в том числе и познавательную. Мы даем избыточную информацию, мы обучаем предмету вместо того чтобы научить искать информацию, научить учиться. По этой причине мне кажется, что ПСВ даст возможность ребенку стать разведчиком своего внутреннего Я, поисковиком способов деятельности приносящих удовольствие и пользу ему и окружающим.
Самое главное - желание ребёнка осуществить свой замысел, вера в свои силы, владение средствами и способами, необходимыми для осуществления замысла, мобилизация собственных ресурсов (интеллектуальных и физических), установление тесных контактов со значимым для ребёнка взрослым
Помимо желания ребенка двигаться вперед, мне кажется, необходимо такое качество как инициативность. Ведь кроме наличия у ребенка стремления к саморазвитию, самосовершенствованию, нужно, чтобы он это как-то проявил. Только в этом случае педагог сможет оказать поддержку, помощь ребенку, направить его в нужном направлении.
Ребенок как подлинный субъект персонифицированной системы воспитания, на мой взгляд, должен научиться мечтать, поверить в свою мечту и очень захотеть ее осуществить. Без этого никуда. К стати, в связи с этим одна из ролей значимого взрослого будет заключатся в том, чтобы помочь ученику пронести эту мечту через все школьные годы.
Интересная позиция. Действительно, мечта может трансформироваться в мотив, а затем и в цель деятельности, тогда у ребенка появится возможность и желание найти необходимые ресурсы для ее достижения.
Во многом согласна с коллегами. Самостоятельность при реализации деятельности, возможность включаться в совместное планирование воспитательных дел класса. Инициативность, ее поддержание и учет классным руководителем. Иногда инициатива от ребят кажется взрослым просто игрой. И конечно же, принятие ребенком ответственности за свой выбор, желание реализовать возникшие в ходе совместного обсуждения или индивидуальной мыследеятельности планы.
Бизюкова Наталья Вячеславна г.Липецк Мне кажется, что ребенок должен оставаться ребенком при любой системе воспитания. И то чем он занимается было ему интересно. Как субъект учащийся начальных классов в персонифицированной системе воспитания вступает в такие взаимодействия между учителем и учеником, в ходе которых развивается самостоятельное мышление, самосознание, самопознание, самовыражение, самоутверждение, самореализация и саморегуляция целевых ориентиров жизнедеятельности ребёнка. Если говорить простым языком такими формами проявления субъектности учащегося являются творческие работы учащихся, проектная деятельность, работа на конкурсной основе, составление ребёнком плана работы по достижению цели, формулирование ребёнком девиза и правил жизнедеятельности, работа в группах, работа в парах, посещение кружков и секций.
Ребенок должен поставить перед собой цель, верить в свои силы, владеть средствами и способами, необходимыми для её осуществления, но параллельно с ним должен быть взрослый , который поможет ему в достижении данной цели.
Действия ребенка как субъекта,конечно,разнообразны. Я поддерживаю коллег,которые обсуждают прежде всего проблему внутренней готовности ребенка к развитию,к изменению самого себя. На первый план встает внутренняя мотивация. если она есть,то дальше все-таки проще. Сложность в том,чтобы её(эту внутреннюю мотивацию) педагог мог сформировать
Коллектив Кохомской коррекционной школы VIII вида, Ивановская область. В условиях коррекционной школы важно создавать ситуацию самореализации ребёнка в меру его сил и возможностей. Ситуации должны быть направлены на социализацию ребёнка на уровне необходимых жизненно-важных (например, в быту, в общении с незнакомыми людьми, в незнакомом месте) навыков.
5. Я поддерживаю своих коллег, что главное - это желание ребенка действовать, проявлять свою активность, стремиться к самосовершенствованию. -- С уважением, Светлана Заваденко
Очень понравилась мысль Понизовской Л.И. о том,что ребенок должен научиться мечтать и стремиться реализовать свою мечту.Верно и то,что велика в этом будет роль значимого взрослого,который должен помочь найти правильные пути к её исполнению.
У человека есть только два пути: или прогресс, или деградация; консерватизм в чистом виде противоречит сути законов Вселенной Альфред Норт Уайтхед Ребенок как личность обладает совокупностью выработанных привычек и предпочтений, которые обусловлены приобретенным социокультурным опытом, а так же это набор психофизических черт и индивидуальных особенностей. Все это определяет повседневное его поведение, связь с обществом и природой. Стремление к развитию – это не только внешнее проявление, но в большей степени внутренняя потребность личности. Оценим это стремление как важный и в тоже время сложный процесс, включающий такие понятия, как самопознание и саморазвитие. Самопознание – это изучение своих личностных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Самопознание начинается в младенчестве и продолжается потом всю сознательную жизнь. Если говорить простыми словами, то это познание самого себя для того, чтобы понять, кто я, зачем живу и чего хочу. В этом проявляется субъектность личности. Саморазвитие – это процесс всестороннего развития человека, который выражается в самостоятельном изучении чего- либо и применения этих знаний на практике, осуществляется все это без всякого внешнего контроля. У саморазвития есть три формы: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация. Самоутверждение – это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то — спорт, искусство или наука. Самосовершенствование – наиболее адекватная форма саморазвития, которая предполагает, что ученик сам стремиться быть лучше, стремиться к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых пока у него нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Самоактуализация – умение человека стать тем, кем он должен быть, т.е. выполнить свою миссию, свое предназначение в жизни. Если мы проанализируем действия ребенка в ПСВ, то получается, что субъектность формируется в ходе САМОразвития, а педагог создает для этого условия – это одна из его основных ролей в данной системе. Ребенок совершенствует совокупность выработанных своих привычек и предпочтений, которые сформировались у него под влиянием общества. Опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и социальных ролей - это итог развития личности, что позволяет обеспечить личностный рост и изменение нашей реальности вокруг. Саморазвитие личности – индивидуальный путь, персонифицированная СВ способствует его моделированию и прохождению по нему каждым ребенком. Лариса Куршкина г.Смоленск
Я думаю, что прежде всего действовать , так как личность ребёнка формируются через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и самого себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
ОтветитьУдалитьРебенка можно будет назвать подлинным субъектом ПСВ, если он будет открыто признавать, что нуждается в помощи и поддержке со стороны, будет принимать эту помощь и, главное, активно участвовать в планировании деятельности по саморазвитию и стараться реализовать намеченные планы.
ОтветитьУдалить-Проявление активности.
ОтветитьУдалить-Способность к осмысленному действию, выстраиваемому на основании рефлексии.
-Рефлексия, способность к «самокоррекции» себя и своего поведения.
Галина Васильева, Псковская область.
ОтветитьУдалитьСчитаю, что действия ребенка будут зависеть от значимого взрослого. Осторожно "подтолкнуть", дать помощь, учить рефлексии...
Потребности, интересы и ценностные ориентиры ребенка должны выступить в качестве системообразующих факторов воспитательного взаимодействия. Содержание, формы и способы деятельности взрослого должны исходить из потребностей ребенка, они могут быть разнообразны, но не должны быть искусственно привязаны к ребенку.
Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако я считаю, что нужно выделять не качества, а процессы, необходимые действия самого ребёнка, протекающие в нём ,как в личности:
ОтветитьУдалить самопознание,
самовыражение,
самоутверждение,
самоопределение,
самореализация,
саморегуляция
Ребёнок как субъект - это сознательно действующее лицо, с развивающимся самосознанием, устойчивой системой взглядов, интересов, потребностей. Он творец своей жизни. А это значит может, и не значит?!), что в рамках ПСВ он, формулируя собственные мотивы, будет (должен?) критически реагировать на воспитательные воздействия (причём, всегда по-разному: нейтрально, положительно, отрицательно). Кроме того, он сам своей деятельностью, системой личностных качеств будет (должен?) влиять на коллектив и отдельных его членов.
ОтветитьУдалитьСогласна с коллегами Стюбко Надеждой и Шумагиной Оксаной, главное - это желание ребенка действовать, проявлять свою умственную и физическую активность. При этом (в непосредственной деятельности) ребенок будет видеть свои достижения и неудачи, корректировать свои действия, искать новые пути разрешения проблемных ситуаций и как следствие самовыражаться, саморазвиваться.
ОтветитьУдалитьСамое главное вовлечь ребенка вообще в какую-либо позитивно направленную деятельность. Отношение к деятельности как мотивация возникает именно в самом ее процессе. Неплохо эту деятельность разнообразить, чтобы ребенок имел возможность выбора. Таким образом происходит формирование направленности интересов. На мой взгляд, важно также периодически обуживать характер деятельности, чтобы продемонстрировать ребенку варианты углубления в материал и погружения в деятельности. Так формируется умение оттачивать мастерство. Архиважно показать ребенку примеры его собственного мастерства, так как именно гордость за свой творческий продукт деятельности и является первым шагом к возникновению внутренней мотивации. Деятельность должна подбираться в соответствии с принципами природосообразности и возрастными особенностями детей. Положительно сказывается деятельность ребенка в качестве наставника для других. Моделирование подобных ситуаций при переводе их в ранг педагогических задач создает некий алгоритм для ребенка, который он личностно воспринимает как первоначальный шаблон и обогащает своим творческим опытом, превращая его в нечто новое, уникальное. Ю.А.Ярышкина
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Нам кажется, что самое главное - "хотение" ребенка, его внутренняя готовность к изменению себя. Это не совсем действия, но без этого никакие действия невозможны. Вот если "наша персона" хочет меняться, совершенствоваться, то действия могут быть самыми разными, главное, чтобы осмысленными, с последействием (рефлексия) и системными. С уважением, творческая группа Переслегинской гимназии.
ОтветитьУдалитьСитникова И.А., Витебск
ОтветитьУдалитьЕсли у ребенка уже есть желание действовать и проявлять свою активность – успех почти обеспечен, достаточно такого ребенка поддержать, а вот в сложных ситуациях, и в этом я полностью согласна с Юлией Нарышкиной, необходимо сформировать внутреннюю мотивацию ребенка, а самый лучший способ - специально организованная деятельность, в процессе которой эта мотивация и формируется.
Это обязательно - деятельность, направленная на сомосовершенствование и самореализацию своих способностей.
ОтветитьУдалитьНа мой взгляд, самое главное действие ребенка как подлинного субъекта персонифицированной системы воспитания – это желание двигаться вперёд, это способность к принятию себя.
ОтветитьУдалитьЭто ситуации выбора, социальные пробы
ОтветитьУдалитьМне очень понравились слова Макаренко Н.Д. "...самое главное действие ребенка как подлинного субъекта персонифицированной системы воспитания – это желание двигаться вперёд". Спасибо))
ОтветитьУдалитьНеобходимым действием ребенка считаю - желание и стремление активно действовать.
ОтветитьУдалитьКущ Наталья Николаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №18 г.Липецк
Самое главное - это желание ребёнка стать лучше, бороться со соими комплексами, анализировать, планировать и добивать своей цели
ОтветитьУдалитьКэрол Энн Корьелл сказал: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Ребенок должен осознавать то, что он сам является творцом своей жизни, своего будущего, у ребенка должно быть желание и стремление к самопознанию, самовыражению, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации и т.д.
ОтветитьУдалитьНа выездной сессии в Пушкинских Горах была высказана Н.А. Алексеевой очень важная мысль о том, что в контексте ПСВ целесообразно рассматривать ребенка не субъекта вообще, т.е. по отношению ко всем сторонам его жизнедеятельности, а относительно его деятельности по развитию самого себя (саморазвития). Отсюда более очевидными становятся действия ребенка как главного субъекта персонифицированной системы воспитания, к которым можно отнести:
ОтветитьУдалить1) познать и понять себя, свои потребности, интересы, мечты, сильные и слабые стороны своей личности;
2) поставить перед собой цель, включающую изменения, которые должны произойти в самом себе;
3) определить основные направления и действия по достижению целевых ориентиров;
4) установить контакты с юными и взрослыми партнерами, которые могли бы оказать ему содействие в достижении цели;
5) осуществить действия по самосозиданию (самостроительству);
6) проверить соответствие достигнутого поставленной цели;
7) внести, если необходимо, коррективы в программу своих действий по саморазвитию.
Перечисляя эти действия или направления деятельности, хочется согласиться с О.С. Скачковой, И.А. Ситниковой и другими коллегами, подчеркивающими важность наличия у ребенка желания ("хотения") работать над самим собой.
В. Никулина, г. Белгород
ОтветитьУдалить• Ребенок должен положительно оценивать существование значимого(ых) взрослого(ых), оказывающего (их) поддержку (помощь, содействие) в его самосовершенствовании, достижении успеха, решении других жизненно важных вопросов.
• Ребенок должен иметь и реализовывать план действий по достижению поставленной(ых) перед собой цели(ей).
• При рефлексии своей жизнедеятельности ребенок должен уметь и постоянно анализировать и оценивать результаты достижения поставленной(ых) собой цели(ей).
Ребенок в ПСВ в первую очередь должен оставаться ребенком: активным, любознательным, способным делать скачки в своем развитии, К сожалению сегодня мы взрослые отбираем у ребенка его детство, снижаем его активность в том числе и познавательную. Мы даем избыточную информацию, мы обучаем предмету вместо того чтобы научить искать информацию, научить учиться. По этой причине мне кажется, что ПСВ даст возможность ребенку стать разведчиком своего внутреннего Я, поисковиком способов деятельности приносящих удовольствие и пользу ему и окружающим.
ОтветитьУдалитьАктивность, интерес, духовный поиск вот действия которыми владеет ребенок в ПСВ.
ОтветитьУдалитьСамое главное - желание ребёнка осуществить свой замысел, вера в свои силы, владение средствами и способами, необходимыми для осуществления замысла, мобилизация собственных ресурсов (интеллектуальных и физических), установление тесных контактов со значимым для ребёнка взрослым
ОтветитьУдалитьПомимо желания ребенка двигаться вперед, мне кажется, необходимо такое качество как инициативность. Ведь кроме наличия у ребенка стремления к саморазвитию, самосовершенствованию, нужно, чтобы он это как-то проявил. Только в этом случае педагог сможет оказать поддержку, помощь ребенку, направить его в нужном направлении.
ОтветитьУдалитьРебенок как подлинный субъект персонифицированной системы воспитания, на мой взгляд, должен научиться мечтать, поверить в свою мечту и очень захотеть ее осуществить. Без этого никуда. К стати, в связи с этим одна из ролей значимого взрослого будет заключатся в том, чтобы помочь ученику пронести эту мечту через все школьные годы.
ОтветитьУдалитьИнтересная позиция. Действительно, мечта может трансформироваться в мотив, а затем и в цель деятельности, тогда у ребенка появится возможность и желание найти необходимые ресурсы для ее достижения.
УдалитьВо многом согласна с коллегами. Самостоятельность при реализации деятельности, возможность включаться в совместное планирование воспитательных дел класса. Инициативность, ее поддержание и учет классным руководителем. Иногда инициатива от ребят кажется взрослым просто игрой.
ОтветитьУдалитьИ конечно же, принятие ребенком ответственности за свой выбор, желание реализовать возникшие в ходе совместного обсуждения или индивидуальной мыследеятельности планы.
Бизюкова Наталья Вячеславна г.Липецк
ОтветитьУдалитьМне кажется, что ребенок должен оставаться ребенком при любой системе воспитания. И то чем он занимается было ему интересно. Как субъект учащийся начальных классов в персонифицированной системе воспитания вступает в такие взаимодействия между учителем и учеником, в ходе которых развивается самостоятельное мышление, самосознание, самопознание, самовыражение, самоутверждение, самореализация и саморегуляция целевых ориентиров жизнедеятельности ребёнка. Если говорить простым языком такими формами проявления субъектности учащегося являются творческие работы учащихся, проектная деятельность, работа на конкурсной основе, составление ребёнком плана работы по достижению цели, формулирование ребёнком девиза и правил жизнедеятельности, работа в группах, работа в парах, посещение кружков и секций.
Ребенок должен поставить перед собой цель, верить в свои силы, владеть средствами и способами, необходимыми для её осуществления, но параллельно с ним должен быть взрослый , который поможет ему в достижении данной цели.
ОтветитьУдалитьДействия ребенка как субъекта,конечно,разнообразны. Я поддерживаю коллег,которые обсуждают прежде всего проблему внутренней готовности ребенка к развитию,к изменению самого себя. На первый план встает внутренняя мотивация. если она есть,то дальше все-таки проще. Сложность в том,чтобы её(эту внутреннюю мотивацию) педагог мог сформировать
ОтветитьУдалитьКоллектив Кохомской коррекционной школы VIII вида, Ивановская область.
ОтветитьУдалитьВ условиях коррекционной школы важно создавать ситуацию самореализации ребёнка в меру его сил и возможностей. Ситуации должны быть направлены на социализацию ребёнка на уровне необходимых жизненно-важных (например, в быту, в общении с незнакомыми людьми, в незнакомом месте) навыков.
5. Я поддерживаю своих коллег, что главное - это желание ребенка действовать, проявлять свою активность, стремиться к самосовершенствованию.
ОтветитьУдалить--
С уважением, Светлана Заваденко
Зарембо Н.И. Согласна с коллегами в том, что ребёнок сам должен проявлять желания, активность, стремиться к самосовершенствованию.
ОтветитьУдалитьОчень понравилась мысль Понизовской Л.И. о том,что ребенок должен научиться мечтать и стремиться реализовать свою мечту.Верно и то,что велика в этом будет роль значимого взрослого,который должен помочь найти правильные пути к её исполнению.
ОтветитьУдалитьУ человека есть только два пути: или прогресс, или деградация; консерватизм в чистом виде противоречит сути законов Вселенной
ОтветитьУдалитьАльфред Норт Уайтхед
Ребенок как личность обладает совокупностью выработанных привычек и предпочтений, которые обусловлены приобретенным социокультурным опытом, а так же это набор психофизических черт и индивидуальных особенностей. Все это определяет повседневное его поведение, связь с обществом и природой. Стремление к развитию – это не только внешнее проявление, но в большей степени внутренняя потребность личности. Оценим это стремление как важный и в тоже время сложный процесс, включающий такие понятия, как самопознание и саморазвитие.
Самопознание – это изучение своих личностных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Самопознание начинается в младенчестве и продолжается потом всю сознательную жизнь. Если говорить простыми словами, то это познание самого себя для того, чтобы понять, кто я, зачем живу и чего хочу. В этом проявляется субъектность личности.
Саморазвитие – это процесс всестороннего развития человека, который выражается в самостоятельном изучении чего- либо и применения этих знаний на практике, осуществляется все это без всякого внешнего контроля. У саморазвития есть три формы: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.
Самоутверждение – это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то — спорт, искусство или наука.
Самосовершенствование – наиболее адекватная форма саморазвития, которая предполагает, что ученик сам стремиться быть лучше, стремиться к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых пока у него нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел.
Самоактуализация – умение человека стать тем, кем он должен быть, т.е. выполнить свою миссию, свое предназначение в жизни.
Если мы проанализируем действия ребенка в ПСВ, то получается, что субъектность формируется в ходе САМОразвития, а педагог создает для этого условия – это одна из его основных ролей в данной системе. Ребенок совершенствует совокупность выработанных своих привычек и предпочтений, которые сформировались у него под влиянием общества. Опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и социальных ролей - это итог развития личности, что позволяет обеспечить личностный рост и изменение нашей реальности вокруг.
Саморазвитие личности – индивидуальный путь, персонифицированная СВ способствует его моделированию и прохождению по нему каждым ребенком.
Лариса Куршкина г.Смоленск