суббота, 18 апреля 2015 г.

Роль значимого (референтного) взрослого в персонифицированной системе воспитания ребенка


53 комментария:

  1. Стюбко Надежда21 апреля 2015 г. в 14:10

    Главная роль взрослого состоит в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием». Ребенок лучше других знает и чувствует, что необходимо ему для совершенства и взрослый помогает этому процессу.
     

    ОтветитьУдалить
  2. Есть список ролей классного руководителя, предложенный Е.Н. Барышниковым, Из этого списка для значимого взрослого в ПСВ подойдут роли старшего товарища, фасилитатора, которые, безусловно, будут сопровождать ребенка в его саморазвитии. В свете новых технологий не обойтись и без такой важной роли, как коуч. Отечественный специалист по коучинговым технологиям Н. Гульчевская называет коуча вдохновителем. Ребенку порой очень не хватает такой поддержки.

    ОтветитьУдалить
  3. Алифанова Елена21 апреля 2015 г. в 15:10

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется связать деятельность значимого взрослого и необходимые действия ребёнка в персонифицированной системе воспитания, так как активные действия ребёнка невозможны без предоставления взрослыми условий для становления у ребёнка субъектных качеств. Если взрослый выступает в роли лидера, субъектные качества лидера не разовьются.
    Для воспитания ребёнка как субъекта воспитания необходимо создание индивидуализированной программы воспитательного влияния на каждого ребёнка с использованием глубокой диагностики. Далее ребёнку необходимо предоставить возможность индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа. Только при наличии сотрудничества, согласованности, взаимодействия между воспитателем и воспитанниками возможно развитие субъектных качеств ребёнка.

    ОтветитьУдалить
  4. Я работаю в Пушкиногорской санаторной школе- интернате заместителем директора, учителем и педагогом дополнительного образования. В нашем образовательном учреждении обучаются (круглосуточно) дети почти из всех районов области. В основном это дети из малообеспеченных, неблагополучных семей, это тубконтактные дети, есть дети, которых бросили родители, есть родители, которые не хотят забирать своих детей даже на каникулы. Поэтому для наших педагогов, стоит с одной стороны глобальная, но в тоже время жизненно важная задача- создать все условия для более успешной социализации ребенка в современном обществе. Для наших (интернатных детей) влияние педагога (учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования) является самым основным, так как зачастую педагоги заменяют ребенку родителей. Рядом с ним должен быть значимый взрослый, который поможет ребенку развиваться в нужном направлении. Ребёнок должен находиться в центре персонифицированной системы воспитания. От него, как от субъекта, исходят запросы, потребности, мечты, которые должен уловить взрослый и помочь ребенку реализовать себя. Все зависит от того, какие цели и задачи ставит перед собой воспитанник, и взрослый должен ребенку помочь поставить цель и наметить задачи.
    Исходя из опыта работы педагога дополнительного образования, считаю, что содержание, формы и способы деятельности взрослого как субъекта персонифицированной системы воспитания могут быть основаны на увлечениях ребенка.
    Т.е. потребности, интересы и ценностные ориентиры ребенка должны выступить в качестве системообразующих факторов воспитательного взаимодействия. Содержание, формы и способы деятельности взрослого должны исходить из потребностей ребенка, они могут быть разнообразны, но не должны быть искусственно привязаны к ребенку.
    Например, у нас в школе особой популярностью у детей пользуются клуб водных туристов, Школьный медиа- центр. Это сообщества детей по интересам, где каждый ребенок может реализовать свои личные цели, а взрослые помогают и направляют детей. При этом основными направлениями в деятельности педагога дополнительного образования являются развитие субъектных свойств, творческого потенциала и педагогическая поддержка развития индивидуальности каждого ребенка. Как ребенок, так и взрослый должны иметь и реализовать план действий по достижению поставленной цели.
    Определяю следующие условия успешного выполнения взрослым функций субъекта персонифицированной системы воспитания:
    1) личность педагога должна быть значима для ребенка
    2) взрослый должен быть хорошим психологом, чтобы правильно распознать интересы ребенка, его потребности
    3) важно взрослому создать такие ситуации, где ребенок находил бы благоприятные условия для раскрытия собственного «Я», подлинного личностного самоопределения, нахождения и отстаивания собственных смыслов, мог бы осуществить пробу собственных сил и возможностей в авторской деятельности, организация совместно с ребенком «воспитательного дела», т.е. событийного мероприятия, социально значимого для ребенка, необходимого для личностного развития и социализации.
    4) наличие событийной детско-взрослой общности (клуб, кружок), в которой ребенок мог бы развиваться и проявлять себя.
    В заключении делаю о том, что главным должен стать ребенок со своими потребностями, а также возможностью самореализоваться в соответствии со своими возможностями. Вторым компонентом должны стать взрослые, создающие условия для развития, коррекции и самореализации ребёнка. И третьим компонентом будет социум.

    ОтветитьУдалить
  5. Шумагина Оксана Владимировна Нижегородская область22 апреля 2015 г. в 13:02

    Роль значимого (референтного) взрослого в персонифицированной системе воспитания ребенка-велика, ее сложно переоценить. Случайная встреча этих людей, а может быть, встреча с инициированная другим взрослым, может быть очень важной, определяющей как для ребенка, так и для взрослого.
    Роль взрослого видится в педагогической поддержке конкретного ребенка, его затруднения и проблемы, осуществляется через индивидуальное взаимодействие с воспитанником через создание условий по проявлению и функционированию детско-взрослой общности; через поддержку, осуществляемую в индивидуальном взаимодействии с юношей, через совместную рефлексию его проблемной ситуации, стимулирование его субъектных качеств, преобразование проблемной ситуации в задачу деятельности юноши.
    Взаимодействие с референтным взрослым создает такие внешние условия, которые смогут содействовать становлению условий внутренних, психологических, затронуть внутреннюю активность воспитанника в осознании своего Я, в поиске направлений и средств жизненного самоопределения, в становлении его субъектных качеств.
    Направления деятельности классного по педагогическому обеспечению создания и развития персонифицированных систем воспитания детей.
    Классный руководитель создает условия для ребенка, стимулирует его, «подталкивает» к развитию «самости» ребенка.

    ОтветитьУдалить
  6. Понизовская Л.И.22 апреля 2015 г. в 15:23

    Роль значимого взрослого в персонифицированной системе воспитания заключается прежде всего в действиях, направленных на обеспечение субъектной значимости ребенка. Если этот взрослый, предположим, руководитель кружка и является большим авторитетом для ученика, то все равно он должен взаимодействовать с классным руководителем, так как сложно представить эффективное функционирование персонифицированной системы без последнего.

    ОтветитьУдалить
  7. Михайлова Светлана Адольфовна, Псков22 апреля 2015 г. в 17:06

    Добрый день, коллеги!
    Мои мысли по поводу роли значимого взрослого:
    «маяк» (на кого ребёнок стремиться быть похожим ….)
    «лоцман» (кто помогает ребёнку определиться с правильным направлением ….)
    «наставник» ( кто делиться с ребёнком своим опытом…)
    «друг» ( моральная поддержка в пути…)

    ОтветитьУдалить
  8. Наталья Mорозова22 апреля 2015 г. в 22:20

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поделюсь своими мыслями. Роль референтного взрослого я вижу в следующем:
    учитывая запросы и интересы ребенка
    1.Показать ребенку перспективу саморазвития
    2. Помочь определить тактические и стратегические цели
    3. Наметить пути и средства их достижений
    Обобщая сказанное, взрослый должен помочь ребенку организовать жизнедеятельность, содействующую интенсивному личностному росту и достижению успехов в выбранных им видах деятельности.
    На ум пришёл знаменитый треугольник АРО (Аффинити, Реальность, Общение), в котором эти три точки-вершины, являющиеся для нас факторами, взаимосвязаны. Для референтного взрослого большое подспорье, что ребёнок полон аффинити. Именно оно дает возможность ребенку проникать в саму суть вещей, деятельности, которой он занимается и соответственно ко взрослому, которого он выбрал. Чем больше аффинити между взрослым и ребенком, тем больше Реальности, ОБЩЕЙ реальности (следующая вершина треугольника). Реальность в своей основе — это согласие. Реально для ребенка то, с реальностью чего он с вами согласился. И задача взрослого – наполнить реальность ребенка со-бытиями, сделать общую реальность событийной. И, наконец, чем больше общей реальности, тем больше самого важного фактора – общения (под которым мы понимаем обмен идеями между двумя людьми). Я подвожу к мысли о том, что референтный взрослый во взаимодействии с ребенком должен помнить о необходимости всех трех вершин. Если разрушить аффинити, то не будет общения и реальности. Если разрушить реальность, то не будет общения и аффинити. Если разрушить общение, то не будет и других компонентов.
    Ну и позволю себе порассуждать о персонифицированной системе воспитания ребенка, как об «автопортрете». Ребенок уже имеет некое представление о том, какой автопортрет он хочет нарисовать. Роль взрослого - показать КАК это сделать, КАКИМИ средствами и ДЛЯ ЧЕГО нужен этот автопортрет, а в конечном счете - улучшить первоначальный замысел ребенка.

    ОтветитьУдалить
  9. Референтный взрослый должен заслужить доверие ребенка. стать интересным для него. Для этого сам взрослый должен быть творческой индивидуальностью, способной создавать мотивационные пространства для детей с мотивационными "ловушками", "трамплинами" и возможностями демонстрировать свой успех. Персонифицированная система воспитания с этой позиции - это гибкое мотивированное взаимодействие условно референтных взрослых сопричастных процессу развития конкретного ребенка. С уважением Ю.А.Ярышкина

    ОтветитьУдалить
  10. Ильина Татьяна Владимировна. МАОУ "Педагогический лицей"
    Главная задача взрослых состоит в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием». Самое важное для воспитателя - не мешать процессу саморазвития, а помогать этому процессу.

    С момента своего рождения ребенок стремится к развитию своих природных способностей, к свободе и независимости от взрослого. Он тренирует своё тело в движении и это даёт ему свободу действий. Как духовная личность ребёнок стремится к знаниям, которые дают ему понимание и независимость в суждениям и решениях.
    В этом процессе взрослый должен создать для него окружение, которое соответствует его потребностям и стремлению к познанию. Это путь к самостоятельности, необходимой для будущей жизни ребёнка. Главный принцип: «Помоги мне сделать самому». Ребёнок является учителем сам для себя, а роль взрослого – наблюдать и предоставлять ребёнку именно ту деятельность и окружение, которые именно этому ребёнку наиболее интересны. У ребенка есть право самому выбирать, с чем он хочет работать.

    ОтветитьУдалить
  11. Пономарёва Ю.С., город Псков23 апреля 2015 г. в 13:17

    Роль значимого педагога-предметника состоит в оптимизации учебно-воспитательного процесса в целях активизации креативных и когнитивных способностей учащихся с опережением в интеллектуальном развитии. Этому может способствовать предметно-поточная система образования, позволяющая ученикам не просто выбирать профили, а учитывать свои потенциалы и интересы. Разные уровни и наборы программ позволяют ученикам создавать собственный учебный план в соответствии с их интересами и необходимыми требованиями для подготовки к поступлению в высшие учебные учреждения, обеспечивают мотивацию.

    ОтветитьУдалить
  12. На мой взгляд, для становления личности необходим референтный взрослый, который является действительно значимым: творческим, сильным, высокоразвитым, - и сможет не только повести за собой, увлечь своим делом, но создать необходимые условия для саморазвития личности (окружение, виды деятельности, проблемные ситуации), поддержать его начинания и мотивацию.

    ОтветитьУдалить
  13. Андреева Е.Ю. город Псков23 апреля 2015 г. в 14:59

    Здравствуйте, коллеги! Мое понимание значимости взрослого в персонифицированной системе воспитания ребенка таково. Дети, на самом деле, очень нуждаются в помощи взрослых ,причем в разном возрасте, хотя сами могут это не осознавать, более того - не стремиться и не искать такой помощи. Взрослый должен быть помощником ребенку. Хорошо, когда ребенок ребенок удовлетворен ролью помощника взрослого, особенно приятно, когда они находятся со взрослым на равных правах и при необходимости могут его заменить.

    ОтветитьУдалить
  14. Вавилова Ирина23 апреля 2015 г. в 15:01

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я полностью согласна с Натальей Морозовой, что роль референтного взрослого в персонифицированной системе воспитания ребёнка состоит в том, чтобы :
    1.Показать ребенку перспективу саморазвития
    2. Помочь определить тактические и стратегические цели
    3. Наметить пути и средства их достижений

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте. Творческий коллектив Переслегинской гимназии, ознакомившись с комментариями, считает, что мы, педагоги, молодцы. Видим, понимаем, ищем ответы. Здорово! Наше мнение, кратко: референтный педагог - это интеллигентный творец - мотиватор - вдохновитель - помощник.

    ОтветитьУдалить
  16. Ситникова И.А., Витебск
    Уважаемые коллеги! Обсуждая этот вопрос, мы с Вами формулируем свои педагогические позиции, научные обоснования, и при этом все непременно правы. Но роль референтного взрослого в персонифицированной системе воспитания ребенка станет абсолютно ясной, если мы вспомним такого «взрослого» в своей жизни, и не обязательно в детском или юношеском возрасте. Личность референтного взрослого абсолютно персонифицирована, и обусловлена референтность может быть личностными качествами, педагогическим мастерством или чем-то еще. Но я согласна с коллегами, что такой взрослый, прежде всего, фасилитатор.

    ОтветитьУдалить
  17. Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителя в связи с этим роль значимого (референтного) взрослого в персонифицированной системе воспитания ребенка чрезвычайно велика. Ведь именно от его действий зависит создание условий для, чтобы он осознал свою индивидуальность, т.е. чтобы потребности, ценностно-целевые ориентиры стали системообразующим фактором воспитательного воздействия.

    ОтветитьУдалить
  18. Бизюкова Н.В. г.Липецк
    Добрый день! Главная цель персонифицированной системы воспитания сводится к тому чтобы создать для ребенка такие условия, чтобы он мог самостоятельно ставить перед собой жизненно важные для него цели и научился их реализовывать, в связи с этим роль значимого (референтного) взрослого очень велика. Он поможет раскрыть способности ребенка, научит не бояться трудностей. Я целиком согласна с Ольгой скачковой, что референт педагог - это интеллигентный творец- мотиватор - вдохновитель - помощник.

    ОтветитьУдалить
  19. Говоря о роли значимого взрослого в ПСВР, не стоит забывать об огромной роли родителей (их значимую роль в ПСВ показали результаты пед. сочинений и интервью).
    Что касается создания такой системы в стенах школы, то в процессе воспитания межсубъектный характер взаимодействия должен стать доминирующим. Следует помочь ребенку стать субъектом своей жизнедеятельности, способствовать формированию и обогащению субъектного опыта. Для этого необходимо создавать ситуации индивидуального и коллективного выбора (по Т.В. Машаровой), чтобы учащийся жил, развивался и воспитывался в условиях постоянного выбора. Без выбора невозможен анализ, оценка, критика, сравнение – все то, что характеризует развитие субъектности.
    Учитель является для ребенка предъявителем ценностей. Задача педагога – помочь школьнику ориентироваться в ценностях, создавать условия для индивидуального мышления, для приобретения многообразного опыта, а выбор тех или иных ценностей учащийся делает самостоятельно.
    Любая педагогическая деятельность должна быть направлена на поддержку и развитие того особого, своеобразного, что заложено в ребенке природой или приобретено в индивидуальном опыте.

    ОтветитьУдалить
  20. Редей Галина, соцпедагог Кохомской коррекционной школы VIII вида, Ивановская область.
    Добрый день, коллеги! В определении роли (рефернтного) взрослого в персонифицированной системы воспитания, думаю, стоит говорить не только о взрослом – педагоге. В создании условий для развития ребёнка, для его социализации в обществе эффективным может стать сотрудничество педагога - родителя и самого ребёнка. Сотрудничество в определении целей, путей и средств их достижений.

    ОтветитьУдалить
  21. Наталья Макаренко23 апреля 2015 г. в 19:47

    Поскольку педагогическое взаимодействие взрослого и ребёнка представляет собой двусторонний процесс, значимому взрослому, в первую очередь, важно понимать, кто он и чего он сам хочет. Чтобы активизировать развитие личности ребёнка, взрослому необходимо быть готовым повести за собой. Такой педагог не только вооружает ребенка необходимой суммой знаний, умений и навыков, но и помогает стать тем, кем и чем он может стать, направляет личность ребёнка на достижение поставленной цели.

    ОтветитьУдалить
  22. Редей Галина, соцпедагог Кохомской коррекционной школы VIII вида, Ивановская область.
    Добрый день, коллеги! В определении роли (рефернтного) взрослого в персонифицированной системы воспитания, думаю, стоит говорить не только о взрослом – педагоге. В создании условий для развития ребёнка, для его социализации в обществе эффективным может стать сотрудничество педагога - родителя и самого ребёнка. Сотрудничество в определении целей, путей и средств их достижений.

    ОтветитьУдалить
  23. Потапова Лариса Юрьевна, заведующая кафедрой воспитания МБОУ гимназии №64 г.Липецка им. В.А.Котельникова
    Добрый день, коллеги! Определяя роль взрослого, мне кажется, следует исходить из потребностей ребенка, ведь мы говорим о персонифицированной системе воспитания, значит - об индивидуальной траектории отдельного воспитанника, которая может (и должна!) изменяться, исходя из конкретной ситуации. Если мы считаем ребенка субъектом воспитания, мы должны говорить и о его предпочтениях. Сегодня ему нужен организатор или наставник, а завтра понадобится старший друг, способный выслушать или дать совет, а через неделю возникнет потребность в человеке, который сможет контролировать. И необязательно это будет один человек. Конечно, в современных условиях все эти роли взрослого должны быть им освоены. Мой опыт работы показал мне, что наиболее востребованной со стороны взрослого оказывается помощь в постановке жизненных целей, ведь многие молодые люди затрудняются в их определении.

    ОтветитьУдалить
  24. Роль взрослого в персонифицированной системе воспитания ребенка трудно оценить. Он выступает в роли диагноста, проектировщика, помощника, деятеля, взрослого друга. Считая, что персонифицированная система воспитания – это организация воспитательного процесса, основой (ядром) которой является событийная общность людей, их идей, отношений и действий, направленных на создание оптимальных условий для развития конкретной персоны ребенка, его самовыражения и самореализации, понятно, что это не один человек. Им может быть и любой работник школы, и родитель, и социальный партнер.

    ОтветитьУдалить
  25. Группа СЭЛ № 2123 апреля 2015 г. в 21:28

    Роль взрослого в персонифицированной системе воспитания ребенка - это совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний субъектов взаимодействия: диагностический; мотивационно-поисковый (преобладает ценность – встреча педагога и ребенка на фоне эмоциональной сопричастности деятельности); деятельностный (создание условий для событийного взаимодействия педагога и ребенка, а именно раскрепощение для диалога, творчества и саморазвития; педагог в такой системе взаимоотношений признается как равноправный партнер по совместным действиям, как доброжелательный сопровождающий ребенка).

    ОтветитьУдалить
  26. Роль значимого взрослого в персонифицированной системе воспитания ребенка, на мой взгляд, главная. Случайности быть не может.
    Взаимодействие с референтным взрослым создает такие внешние условия, которые смогут содействовать становлению условий внутренних, психологических, затронуть внутреннюю активность воспитанника, в поиске направлений и средств жизненного самоопределения, в становлении его субъектных качеств.

    ОтветитьУдалить
  27. Роль значимого взрослого в персонифицированной системе воспитания ребенка, на мой взгляд, главная. Случайности быть не может.
    Взаимодействие с референтным взрослым создает такие внешние условия, которые смогут содействовать становлению условий внутренних, психологических, затронуть внутреннюю активность воспитанника, в поиске направлений и средств жизненного самоопределения, в становлении его субъектных качеств.

    ОтветитьУдалить
  28. Я считаю, что роль взрослого состоит в глубокой диагностике, в создании условий для саморазвития ребенка, в оказании нужной помощи и поддержке. Но референтный взрослый должен работать в тесной связи с другими участниками воспитательного процесса, чтобы ребенок со всех сторон мог видеть поддержку в достижении своей цели.
    Кущ Наталья Николаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №18 г.Липецк

    ОтветитьУдалить
  29. Кочергина Г..Д., Смоленск23 апреля 2015 г. в 22:48

    Кочергина Г.Д. Смоленск
    Размышляя над вопросом роли взрослого в персонифицированной системе воспитания, нам думается уместно обратиться к постулату А.С. Макаренко: «Главная задача взрослых состоит в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием». Отсюда задача воспитателя – помочь ребенку организовать его деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой личный потенциал.
    Мы полагаем, что персонифицированный процесс воспитания будет отличаться направленностью на развитие проблемно-рефлексивного мышления как главного «руководящего», «управляющего» психологического механизма человека в жизнедеятельности и профессии, позволяющего ему быть не только хорошим исполнителем, но и проектировщиком своей деятельности, и ее оценивателем.
    Таким образом важными компонентами в деятельности педагога должны стать: 1) системная диагностика личности ребёнка и рефлексия результатов, обсуждение индивидуальных особенностей с родителями и самим ребенком, проектирование на этой основе - индивидуальной программы его развития; 2)предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств; 3) взаимодействие взрослого и ребёнка, направленное на поддержку и развитие субъектности, самостроительства личности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А если педагог сумеет вовремя поддержать ребенка и создать все условия для роста значит, он на правильном пути и персонифицированной системе воспитания можно поставить знак качества с отличием. Инна Минина. Великие Луки

      Удалить
  30. Дианна Мысина, Боровка, Лепельский район23 апреля 2015 г. в 23:56

    Взрослый (воспитатель) помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.

    Задачи воспитателя для реализации индивидуального пути развития ребенка:
    1) он должен узнать, понять, осознать, что именно интересует ребенка, его способности, создать ему оптимальную среду для развития и ненавязчиво научить пользоваться этой средой.
    2) стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
    3) помочь ребенку организовать свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роль взрослого важна, т.к. ребёнок подражает взрослому и старается приобщиться к миру взрослых. Взрослому необходимо организовать совместную деятельность, показать как вести себя в той или иной ситуации

      Удалить
  31. В. Никулина, г. Белгород
    Роль значимого взрослого в ПСВ ребенка велика. Главное, чтобы этому взрослому ребенок доверял. В роли взрослого могут быть: классный руководитель, родители, педагог дополнительного образования. Эта общность людей, их идей, отношений и действий должны быть направлены на создание благоприятных условий для развития конкретной личности ребенка и его самовыражения.

    ОтветитьУдалить
  32. Это личность способная к совместному с ребенком постижению духовной культуры. Задача этой личности точно определить свое место в совместной деятельности: рядом, впереди, замыкающий.

    ОтветитьУдалить
  33. Кузьменко С.Н.24 апреля 2015 г. в 09:17

    Референтный взрослый это человек, получивший от ребенка квоту доверия на определенный промежуток времени. Его задача заключается в том, чтобы ввести в личностное развитие ребенка «персоналии» - образы достойные уважения. Значимый человек ориентирует ребенка на эталонную группу личностей, не идеализируя их человеческих качеств.

    ОтветитьУдалить
  34. Косаржевская Яна Леонидовна, шк.18, г.Псков24 апреля 2015 г. в 09:47

    Роль значимого взрослого в персонифицированной системе воспитания ребёнка, на мой, взгляд, велика. Референтный взрослый влияет на ребёнка, помогает ему переживать неудачи, разделяет радость побед. Он должен предвидеть проблемы, с которыми может столкнуться ребёнок. Взрослый должен принимать ребёнка таким, каков он есть, безо всяких условий и обеспечивать развитие и самореализацию личности ребёнка. Мне кажется, что роль взрослого можно сформулировать через следующий принцип :«Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам».

    ОтветитьУдалить
  35. Новикова Валентина Павловна, г. Ярцево Смоленской области24 апреля 2015 г. в 10:11

    Думаем, ни у кого нет сомнения, что детям придется жить в мире, отличном от того, в котором жили их родители и учителя. Способность ребенка успешно исполнять разнообразные роли в быстро меняющемся мире воспитывает взрослый своим направляющим воздействием, своим отношением, своей личностью. Главной нашей заботой является воспитание у ребенка ответственности, нравственности, предприимчивости, социальной мобильности, готовности к сотрудничеству и способности к самоорганизации. Поэтому свои воспитательные успехи взрослым нужно оценивать не потому, как удалось передать свои знания и умения, а потому сумели ли они подготовить ребенка самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не было в жизни старшего поколения. Персонифицированное воспитание-это поиск личностью (самостоятельный или с помощью наставника) способа построения нравственной жизни на сознательной основе. Значимый взрослый, выполняя функции фасилитатора, тьютора и коуча, не вызовет у ребенка чувство страха и воспитает в нем свободу и ответственность, высокую сознательность и смелость. Воспитание-это искусство создания образцов для подражания, поэтому взрослый должен гибко и целесообразно использовать роли значимого взрослого. Для успешного приобретения ребенком эго-идентичности очень важно, чтобы он имел образцы положительной интеграции среди значимых взрослых.
    Творческий коллектив МБОУДОД ЦДТ г. Ярцево

    ОтветитьУдалить
  36. Смекалова Елена24 апреля 2015 г. в 10:24

    Добрый день, уважаемые коллеги! Система дополнительного образования детей является особой экологической нишей в образовательном пространстве, где ребенок чувствует себя наиболее комфортно. Выбор образовательного объединения ребенком, родителями обычно определен личностью педагога. Дети чаще всего отмечают яркую творческую индивидуальность своего педагога, коммуникабельность, душевность, готовность всегда прийти на помощь. Взаимодействие здесь строится на принципах сотрудничества и сотворчества. Неоспорима роль педагога дополнительного образования в развитии личности ребенка, становлении его субъектности и ему присущи те же роли, о которых сказано в комментариях коллег. Мне бы хотелось обратить внимание на то, что сегодня речь идет о сохранении и развитии этой уникальной сферы, актуализация ее роли и значимости для детей и общества. Говоря о предпосылках проектирования персонифицированных систем воспитания, необходимым становится более целенаправленная и системная диагностика уровня субъектности ребенка, обеспечение многообразия видов современных практик в различных видах творческой и познавательной деятельности, создание и инициирование специальных ситуаций выбора, активизация и обогащение субъектного опыта ребенка, определение оптимальных форм взаимодействия с каждым воспитанником.

    ОтветитьУдалить
  37. В. Никулина, г. Белгород
    Слова благодарности хочу сказать Вороновской Анне Юрьевне, заместителю директора по воспитательной работе МБОУ "Лицей № 10" г. Великие Луки за Оду, посвященную персонифицированной системе воспитания. На мой взгляд точно определена идея персонифицированной системы воспитания ребенка

    ОтветитьУдалить
  38. Исакова О.Ю,, Псков24 апреля 2015 г. в 10:31

    Современный ребёнок живёт в мире разносторонне информированном ( книги, телевидение, интернет и др.). Школа теперь не является основным местом влияния на ребёнка. Но тем не менее только в школе ребёнок может быть грамотно организован для раскрытия своих возможностей, способностей и развития своей неповторимой индивидуальности. В современном мире школе авторитарно воздействовать на ребёнка нельзя, надо дать возможность ребёнку раскрыться добровольно и с доверием отнестись ко всем нашим воспитательным намерениям. Учитель может воздействовать своим личным примером. Умением организовать собственную деятельность. Дети около учителя после уроков, на перемене. Учитель и дети в постоянном контакте.

    ОтветитьУдалить
  39. Баранова Н.И., смоленская область24 апреля 2015 г. в 10:38

    Роль значимого взрослого в ПСВ ребёнка, на мой взгляд, велика. Я полагаю, что взрослый, зная личностные качества ребёнка (жизненные планы, доминирующие мотивы деятельности и поведения, отношение к жизни, сформировавшиеся установки), развивая его самостоятельность и инициативу, не столько руководит, сколько умело организовывает и направляет ведущую к успеху деятельность ребёнка. Баранова Н.И., Смоленская область

    ОтветитьУдалить
  40. Учитель - предметник в своей практике выстраивает систему работы с конкретным ребёнком, помогает ему проявить общественную позицию, способствует развитию таланта. Возникает вопрос, должен ли ребёнок знать об этой системе работы? На мой взгляд, нет. Вся деятельность должна протекать естественно. Может быть есть другие мнения.

    ОтветитьУдалить
  41. Для результативного процесса самовоспитания необходимо наличие некого идеального образа (может быть даже собирательного) взрослого, на который хочет быть похож ребёнок, ради чего он будет изменяться, совершенствоваться, развиваться.

    ОтветитьУдалить
  42. Несомненно, взрослый должен отказаться от авторитарного стиля общения с ребенком. Его роль может быть определена как роль помощника, "советчика", "направляющего". В развитии ребенка взрослый (родитель, педагог) должен формировать и укреплять доверительные отношения. Однако, грамотное развитие личности ребенка под руководством педагога должно быть грамотно спланировано, основываться на анализе качеств, способностей, склонностей и интересов личности.

    ОтветитьУдалить
  43. Макарова Ирина Вениаминовна24 апреля 2015 г. в 14:08

    Здравствуйте, коллеги! Прочитала внимательно все комментарии. Конечно, роль взрослого, тем более, значимого, переоценить невозможно - это все понимают. Но всегда ли мы можем быть уверенными, что знаем, кто является значимым взрослым. Иногда мы считаем педагога по умолчанию значимым, это так и есть, но время пока он остается таковым зависит от возраста и ещё от множества других факторов. Кроме того, чтобы оставаться значимым, необходимо профессионально исполнять эту роль, развиваясь и меняясь в ней. Важно уметь распознавать "сигналы", когда появляются первые признаки, способствующие снижению этой значимости. И вообще, ты можешь быть значимым, наверное, для того, кого ты сам считаешь значимым. Предлагаю посмотреть видео фрагмент, который можно найти в интернете "Знаменитая речь В.Франкла 1972 года".

    ОтветитьУдалить
  44. Роль взрослого и степень возможного его влияния на ребенка трудно переоценить. Мне видится здесь такая проблема: готов ли взрослый выполнять в отношении воспитанника те роли,которые мы ему сейчас определяем,и которые мог бы выполнить? Ведь не каждый референтный взрослый осознает свою значимость и свою степень влияния на ребенка. Мне кажется важным решение вопроса, кто из окружающих ребенка взрослых берёт на себя роль изучить степень влияния и подсказать референтному взрослому его роль в жизни конкретного ребенка.

    ОтветитьУдалить
  45. Зарембо Н.И. Я считаю, что роль значимого взрослого в персонифицированной системе воспитания ребёнка очень важна.

    ОтветитьУдалить
  46. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  47. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    • Одна из ролей референтного взрослого - формирование общности заинтересованных лиц из ближайшего окружения ребёнка, их идей, взаимоотношений и взаимодействий, направленных на создание благоприятных условий для развития конкретной персоны ребёнка и его самовыражения. А также распределение педагогических ролей с учетом и опорой на личность воспитателя, родителя, тренера, учителя музыкальной школы, его педагогическую индивидуальность, ценность и значимость для ребёнка.



    --
    С уважением, Светлана Заваденко

    ОтветитьУдалить
  48. Зарембо Н.И., Юпатова Л.Д. и другие члены творческой группы СЭЛ №21 г. Пскова. Мы считаем, что каждый ребёнок обладает индивидуальными природными свойствами, задатками, личностными качествами, собственным социальным опытом. В зависимости от этого строятся у него отношения со взрослыми. И в данном случае роль референтного взрослого очень важна, потому что ребёнок всё время находится под пристальным вниманием взрослых ( родителей, педагогов, руководителей спортивных секций, кружков и т.д.). И вот здесь очень важно, какой взрослый находится рядом с ребёнком, сможет ли он сопровождать ребёнка в его личностно индивидуальном развитии, воспитывая в нем самоанализ, саморегуляцию, самосовершенствование.

    ОтветитьУдалить
  49. Варначева Анна24 апреля 2015 г. в 22:29

    Позиция, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком в разных ситуациях зависит не только от возраста ребенка и его психологических особенностей, но и от установок, а где-то даже и от стереотипов педагога. Анализируя свой опыт и практическую деятельность коллег-педагогов, можно говорить о 5 позициях взрослого:педагог-манипулятор, нянька, друг, лидер и референтное лицо. Исследования показывают, что у ребят есть потребность во взрослом как в лидере, референтном лице, старшем друге и равноправном члене детско-взрослой общности.
    Если взрослый занимает данные позиции, то он принимается членами общности, при этом сохраняются сущностные признаки детского коллектива как коллективного субъекта воспитания, у ребят появляется возможность для проявления различных инициатив.
    Если взрослый занимает позицию педагога-манипулятора или няньки и взаимоотношения строятся через педагогическое воздействие, а не сотрудничество, то возникает отчуждение между взрослым и детьми, тормозится развитие самоуправления в классе, исчезает свобода выбора, а, следовательно, и цели ПВС не будут достигнуты.

    ОтветитьУдалить
  50. Юпатова Л.Д. (Псков)24 апреля 2015 г. в 22:35

    Здравствуйте, уважаемые коллеги.
    Роль значимого (референтного) взрослого в персонифицированной системе воспитания ребенка огромна. Внимательно изучив материалы по этому вопросу, прихожу к выводу, что персонифицированная система воспитания под кураторством старшего должна дать возможность ребенку развиваться, самовыражаться в нашей реальной жизненной действительности. Я солидарна с комментариями Кочергиной Г.Д. (Смоленск) и Новиковой В.П. (Ярцево).

    ОтветитьУдалить
  51. Юлия Митькова (Смоленск)24 апреля 2015 г. в 23:23

    Работа педагога или значимого (референтного) взрослого в персонифицированной системе воспитания ребенка основывается на позитивном контакте с ним. Этот человек работает с любыми детьми и взрослыми, не зависимо от их социального статуса, с воспитателями, учителями и семьями. К основной сфере деятельности относится развитие личности ребенка, основанное на его собственной мотивации. Взрослый помогает ребенку решить его психологические, учебные, личностные и социальные проблемы, направляя, но, не давлея над ребенком.
    В его задачи входит открыть общечеловеческие ценности в сердце и душе, помочь ребенку не только стать звеном общества, но и реализовывать себя в разнообразных видах деятельности.
    Личностно-ориентированное обучение и воспитание направлено на развитие индивидуальности, а персонифицированная система воспитания идет от потребностей ребенка и направляется референтным взрослым, в этом разница данных подходов, которые должен понимать педагог.

    ОтветитьУдалить