Добрый день! Я обозначу понятие система. Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. (Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 1972. - С. 16.) Исходя из этого, я однозначно могу сказать, что нет ни одного учебного заведения или структурного подразделения, которое работало бы вне системы. Это просто невозможно, т. к. в любом учреждении работа не может существовать без цели (целей). Конечно, в каждом учреждении есть свои цели, но в конце концов они сводятся к единой общей, таким образом составляя систему. Воспитательная система также не существует отдельно, ведь целостный педагогический процесс включает в себя систему образовательную и воспитательную. На уроках и переменах всегда присутствуют воспитательные моменты. Также проводятся классные часы, мероприятия, разная внеурочная деятельность. В итоге, ребенок, который воспитывается в системе своего образовательного учреждения приобретает некую компетентность в поведении, например. Он свободно может общаться вне своего ОУ. Следовательно, мы получаем определенную иерархию "элементов" системы (как пример): ученики, учителя, родители, Администрация (школы, города, района), общество. Итак, все "элементы" взаимосвязаны и имеют общую цель. Общество состоит из всех данных "элементов". Общество нуждается в воспитанных, законопослушных гражданах, поэтому Администрация заинтересована в том, чтобы создать определенные условия для воспитания в образовательных учреждениях. ОУ в свою очередь имеют учителей, учащихся и их родителей, которые всё время взаимодействуют, решают проблемы и достигают своих целей. Их цели связаны с целями Администрации, а общие цели связаны с целями общества. Итак, мы имеем Систему образовательных учреждений, в которых есть воспитательные системы,где все элементы связаны между собой и имеют общую цель функционирования и единство управления. И, конечно, ни одно образовательное учреждение не существует отдельно от окружающей среды. Оно составляет её часть, причем очень значимую. В свою очередь окружающая среда имеет другие разные учреждения, которые взаимодействуют с учебными ОУ. Это доказывает связь элементов еще одной крупной системы, а если есть связь, есть и общие цели, также и единство управления. Поэтому мы все живем в огромной системе, имеющей множество "маленьких" и таких значимых систем, как воспитательня система в образовательном учреждении.
Субъектами современной (гуманистической) воспитательной системы являются не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети конкретизируют стоящие перед ними цели, переводят их в ранг практических задач и реализуют в процессе совместной деятельности. В силу этого, важнейшим условием эффективности системы является объединение детей и взрослых в коллектив, выступающий ядром гуманистической воспитательной системы. Чтобы воспитательная деятельность являлась системообразующей, она должна быть совместной, творческой, личностно значимой и носить гуманистический характер. Именно эти факторы в первую очередь определяют воспитательный потенциал системы, которые можно наблюдать во многих школах (но к сожалению не во всех). Деятельность становится системообразующей, если в ее организации испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности и если она связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучебную работу. Это означает, что создание воспитательной системы, по сути, есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников.
Сегодня системное построение учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении относится к требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Воспитательная система не задается сверху, а создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, поэтому она – не застывшая, а постоянно развивающаяся. В процессе развития воспитательной системы бывают и спады, и подъемы, и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения. Успехи, наглядно демонстрируемые школами, в которых действует развитая воспитательная система, инициируют педагогические коллективы создавать воспитательные системы на базе собственных образовательных учреждений. В силу этого стала актуальной методика создания воспитательной системы школы.
Олеся Феденёва Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности и целенаправленная передача социального опыта подрастающему поколению. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции и должно "оснащать" подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности. Но не менее важной является функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего "Я", с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов и потребностей. Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, особенностями среды.
Я согласна с мнением о том, что сейчас в любой школе существует воспитательная система. Как минимум исходя из того, что ее наличие является требованием федеральных стандартов. Кроме того, системный подход к организации учебно-воспитательного процесса оправдывает себя на практике. Администрация школы, учителя всегда ставили перед собой определенные цели и задачи о степени реализации которых помогал судить анализ работы за определенный период. Системный подход позволил с одной стороны усовершенствовать данный процесс, а с другой упростить работу в будущем. Имея перспективный план развития с четко поставленными задачами, с разработанными критериями эффективности позволяет проводить более детальный анализ, который так необходим для организации самого процесса, его корректировки, обеспечения комфортной среды для ребенка. Школа уже сама по себе причина и предпосылка создания системы, ведь она включает в себя разную деятельность (учебная, воспитательная, дополнительное образование) в которую включены одновременно и обучающиеся и учителя. Все это создает среду для возникновения различного рода связей, которые и являются основой системы.
Существуют ли во всех учебных заведениях и их структурных подразделениях воспитательные системы? Сегодня системное построение учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения относится к требованиям ФГОС. Большинство школ уже включилось в работу над созданием воспитательных систем. В необходимости системного подхода в управлении воспитательным процессом уже никто не сомневается, так как он позволяет повысить результативность воспитательного влияния на личность ребенка и процесс его развития. Сухомлинский говорил, что в учебном заведении и стены могут воспитывать, но возможно и весь коллектив школы не будет способен к воспитанию, если педагоги будут действовать разрозненно и не целенаправленно. Но создать воспитательную системы в школе, классе - это очень непростое дело и вряд ли удается всем. Ведь воспитательная система имеет сложную структуру, представляющую собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Необходимо проводить большую и длительную работу по ее созданию. Конечно в каждой школе ведется воспитательная работа, есть перспективный воспитательный план школы, класса, группы. Но зачастую работа ведется формально, цели и задачи ставятся непродуманно, содержание не отвечает запросам детей, системообразующей деятельности либо нет либо она не выражает общую коллективную потребность. Содержание, объем и характер воспитательной работы не соответствуют возможностям и условиям школы. Большую роль в создании системы играет психологический климат школы, самочувствие учеников, их социальная защищенность. Мне кажется, что еще все-таки не во всех школах есть воспитательная система. Но работать над ее созданием необходимо.
Не во всех учебных заведениях и их структурных подразделениях существуют воспитательные системы.Можно воспитательную систему декларировать, но реально существующая система требует осознанной целенаправленной работы всех участников педагогического процесса. Воспитательная система - высший уровень организации воспитательного процесса. С появлением теории воспитательных систем педагоги получили методологическое средство отношения к школе, как целостному объекту образования. Понятие воспитательной системы отражает один из фундаментальных фактов педагогической действительности: воспитание становится функцией целого социального организма - школы. И думаю, что такое сложное многокомпонентное образование как воспитательная система сама по себе система сложиться не может.
Поливара Татьяна Олеговна, Опочка. 24.ноября 2015г. Не во всех учебных заведениях и их структурных подразделениях существуют воспитательные системы.Можно воспитательную систему декларировать, но реально существующая система требует осознанной целенаправленной работы всех участников педагогического процесса. Воспитательная система - высший уровень организации воспитательного процесса. С появлением теории воспитательных систем педагоги получили методологическое средство отношения к школе, как целостному объекту образования. Понятие воспитательной системы отражает один из фундаментальных фактов педагогической действительности: воспитание становится функцией целого социального организма - школы. И думаю, что такое сложное многокомпонентное образование как воспитательная система сама по себе система сложиться не может.
Анушенкова Ю. Всем нам известно, что изменения, происходящие в последние десятилетия, внесли существенные коррективы и в воспитательную работу школы. Несколько лет назад ФГОС сказал: "Школе необходима воспитательная система!", педагоги ответили : "Сделаем!". При этом всем известно, что создание воспитательной системы – дело кропотливое, долгое и сложное.Разновидность воспитательной системы зависит от типа школы, ее месторасположения, количества учащихся, опыта работы педагогического коллектива, традиций и т. д. И создание ее возможно далеко не в каждой школе, т.к. обязательным условием является не указание сверху, а решимость педагогов сделать воспитание приоритетной деятельностью, поставить его даже выше, чем обучение. Воспитание для них – это не возложенная администрацией обязанность и не заданная должностной инструкцией повинность, а сознательно выбранная деятельность, в которой происходит их профессиональная самореализация. Будем надеяться, что учителя - народ, который стремится всё, за что берётся, сделать хорошо, а значит, есть учебные заведения, которые уже имеют воспитательные системы, а в остальных над их созданием думают, и в скором времени они там появятся........
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Согласна с предыдущим комментарием Анушенковой Юлии. Полностью и абсолютно! Движущей силой и источником саморазвития профессиональной компетентности любого педагога является потребность в самосовершенствовании..... Да, конечно, среди существенных объективных причин, порождающих эту потребность, существуют требования, предъявляемые к учителю администрацией школы, коллегами, родителями учащихся. И одним из условий, побуждающих учителя к саморазвитию, является сложившаяся в школе атмосфера высокой требовательности к личности педагога и качеству его работы. НО, это не является определяющим фактором. Создание воспитательной системы класса, школы - является продуктом профессиональной самореализации педагогов. Мы работаем хорошо, даже в условиях отсутствия должной мотивации педагогических работников, потому что по-другому просто не можем. Нас так научили - тот же коллектив, в которой мы попали, который славится своими традициями и обычаями. Учреждение в котором есть команда единомышленников, стоящих на гуманистических позициях, системно работающих плечо к плечу – не просто будет иметь воспитательную систему школы и классов, но и постоянно ее развивать и совершенствовать.
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Согласна с предыдущим комментарием. Полностью и абсолютно! Движущей силой и источником саморазвития профессиональной компетентности любого педагога является потребность в самосовершенствовании..... Да, конечно, среди существенных объективных причин, порождающих эту потребность, существуют требования, предъявляемые к учителю администрацией школы, коллегами, родителями учащихся. И одним из условий, побуждающих учителя к саморазвитию, является сложившаяся в школе атмосфера высокой требовательности к личности педагога и качеству его работы. НО, это не является определяющим фактором. Создание воспитательной системы класса, школы - является продуктом профессиональной самореализации педагогов. Мы работаем хорошо, даже в условиях отсутствия должной мотивации педагогических работников, потому что по-другому просто не можем. Нас так научили - тот же коллектив, в которой мы попали, который славится своими традициями и обычаями. Учреждение в котором есть команда единомышленников, стоящих на гуманистических позициях, системно работающих плечо к плечу – не просто будет иметь воспитательную систему школы и классов, но и постоянно ее развивать и совершенствовать.
Поспелова Елена Владимировна Исходя из понятия, что воспитание – это целенаправленный процесс развития детей (А.Н.Новикова, В.А.Краковский), следовательно он имеет свою структуру, т.е. совокупность компонентов, обеспечивающих эффективность протекания данного процесса и отражающих последовательность его организации. В настоящее время в учебных заведениях осуществляется проектирование воспитательного процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания; выбор направлений деятельности обучающихся; организация разнообразной деятельности, позволяющей реализовать намеченные цели, используя методы, формы и средства воспитания; проводится контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач. Наличие данных компонентов в воспитательном процессе позволяет структурировать воспитательный процесс в учебных заведениях как воспитательную систему.
Иногда мы называем системами то, что вовсе таковыми не является. Для системы необходима одна «Генеральная цель», как системообразующий фактор. Присутствие наименьшего элемента, причём дальнейшее деление, которого не имеет смыслы в границах данной системы. В системе не должно быть лишних и бесполезных элементов. Причём каждый элемент системы направлен на достижение генеральной цели путём её декомпозиции. Более того, в любой системе присутствует строгая иерархия для достижения цели и так далее. Предположим, что наименьшим элементом системы «воспитания» школы является класс, но тогда, что является генеральной целью? Я считаю, что сегодня мы имеем совокупность разнообразных мероприятий, а не систему воспитательной работы и на то есть свои причины, а именно потеря идентичности в нашем обществе. Так считает, Филиппова Галина Евгеньевна.
Баранова О.В. Красногородская специальная (коррекционная) школа-интернат. На сегодняшний день системное построение учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении относится к требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Наличие воспитательных систем в учебных заведениях и их структурных подразделениях обязательно, следовательно, они есть. Но вопрос в другом: Реализуются ли они в каждом конкретном учреждении, или эта воспитательная система носит формальный характер, существует только на бумаге? Я соглашусь в том случае с этим утверждением, если созданные воспитательные системы успешно функционируют в учебных заведениях и приносят положительные результаты воспитания. Если же этот подход формальный, то ни о какой воспитательной системе и речи идти не может. Учебное заведение может грамотно, правильно разработать воспитательную систему своего образовательного учреждения, но если в ней работают классные руководители, которые сводят свою воспитательную деятельность к выставлению оценок в дневники своих учеников во время классного часа, "взваливают" оформление классных уголков и стенгазет на плечи ответственных родителей, боятся лишний раз встретиться с ребятами, чтобы не потерять своё драгоценное время, а об организации каких-либо мероприятий речь уже не идёт, то, извините, о какой воспитательной системе можно говорить вообще??? Ведь система предполагает качественное функционирование всех её элементов, а если хотя бы даёт сбой один из них, то она начинает постепенно рушиться, появляются пробелы в воспитании личности ребёнка. А для образовательных учреждений, на мой взгляд, воспитательная система класса (группы) играет наиболее важную роль, так как именно в классах (группах) происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия. Но, к сожалению, не все педагоги это понимают. Радует одно, что таких педагогов, единицы.
Андреева Е.А. МБОУ СОШ № 5 г. Великие Луки В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Это относится к требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Современная воспитательная система существует во многих структурных подразделения, но не в полной мере в том виде, в котором требует государственная образовательная система. Это связано с тем, что чтобы построить успешную работу, исходя из требований государственного образовательного стандарта, прежде всего, нужно изучить все аспекты данного направления, а это пока доступно не всем. Но даже та малая часть, которую уже применяют педагоги в работе с детьми, приносит свои плоды. Не удивительно, ведь применение системного подхода позволяет сделать педагогиче¬ский процесс более целенаправленным, управляемым и ,самое важное, эффективным. Педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в своей деятельности смогли убедиться в целесообразности использования системного подхода, становятся его сторонниками и стремятся расширить рамки его применения в педагогической практике. Не случайно в тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного заведения в це¬лом, появилось желание создать воспитательные системы в учебных группах и классах.
Воспитание - неотъемлемая часть образовательного процесса и, пожалуй, воспитательная система есть в каждом образовательном учреждении. Другое дело, что в одной школе воспитательная система более совершенна, чем в другой. Как было сказано в документах, предложенных в этом блоге - "системный подход - это высший пилотаж в теории и практике воспитания". Качество воспитательной системы зависит от многих факторов, но, в первую очередь должно быть ясное видение и понимание задач и цели воспитательной системы школы, сплоченность и поддержка, соблюдение традиций и преемственности.
Шарикова П.М. В настоящее время сложились и складываются различные воспитательные системы. Функционируют они в раз¬ных условиях: и в больших городах, и в сельской местности. Любая воспитательная система специфична для каждого учебного заведения с данным составом педагогов и учащихся, окружающей его средой. Моделируя воспитательную систему, закладывая в нее разнообразие элементов, их связей, пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо. Таким главным для воспитательной системы должна стать концепция как совокупность основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которых она создается. Но создав, это еще не значить иметь.
Ширкина В.Е. Непременно на современном этапе развития образования приоритетным направлением является воспитание. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Достижение заявленных целей обеспечивается созданием в образовательных учреждениях воспитательных систем, выступающих главным фактором успешного решения воспитательных задач. И я полностью согласна с этим, ведь только в системной работе всего педагогического коллектива учреждения возможно добиться высоких и продуктивных результатов в образовании и воспитании ребенка.
Хорева А.А. Я согласна с мнением о том , что в любом учебном заведении существуют воспитательные системы. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).
Понятие "система" - одно из фундаментальных во всех науках и видах деятельности. Система понимается как упорядоченное множество компонентов (элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом и на этой основе образующих целостное единство. Целостное единство системы - это качественная черта, отличающая любую систему от других систем, систему от среды обитания
Главный признак системы - ее упорядоченность. Но упорядоченность может иметь различные основания: не только цели гуманистического развития личности ребенка, но и соблюдение формальных правил, внешнего административного порядка и т.д.
Воспитательная система школы - социально - педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и относительно целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности; и эти цели сориентированы. В самом общем виде в процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач.
Во-первых, это формирование у детей целостное картины мира - целостной и научно обоснованной. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, в детском саду, и школе, на улице, из теле - и радиопередач, кинофильмов, В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы - дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На реализацию этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.
Вторая, не менее важная задача формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины.
Третья задача приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Четвертая - формирование у подрастающего человека креативности, "творческости" как черты личности.
И пятая - формирование самосознания, осознания собственного "Я", помощь ребенку в самореализации.
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Зачем нужна воспитательная система? На мой взгляд она создает условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе более благоприятные возможности для развития личности как ребенка, так и педагога
Ефимова Т.Н. Красногородская специальная (коррекционная) школа-интернат. В любом образовательном учреждении по требованию федеральных государственных образовательных стандартов должны быть и есть воспитательные системы. Воспитательная система позволяет эффективно развивать личность в целостном педагогическом процессе, сэкономив время и силы педагогического коллектива. Но , возможно, не всегда воспитательная система раскрывает индивидуальные возможности каждого ребёнка, в силу недостаточности системного подхода в воспитательном и образовательном процессе.
Белова Г.И.Я считаю, что во всех образовательных учреждениях существует воспитательная система. С позиций ученых воспитательная система школы включает комплекс воспитательных целей; общность людей, их осуществляющих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности, а также ту часть окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей. Но всякая система, какой бы эффективной она ни была, имеет свое начало и свой конец (умирает), если ее постоянно не совершенствовать, закономерностью ее развития являются инновации. Вместе с тем на инновационные процессы можно смотреть по-разному — отсюда и вариантность воспитательных систем, их моделей. Обновление и совершенствование системы включает в себя: усложнение целей, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень. Ядром современного воспитания может и должна стать такая воспитательная система, которая основана на педагогической поддержке и стимулировании личностного саморазвития обучающихся.
Здравствуйте! Я считаю, что на данный момент во всех образовательных учреждениях существуют воспитательные системы. Это неотъемлемая составляющая учебно-воспитательного процесса. Тем более в современном мире воспитание должно быть в приоритете. В каждом классном коллективе идет работа по достижению воспитательных целей, другой вопрос, как эта работа проводиться. Не всегда каждый отдельный ученик погружается в этот процесс, не всегда отдельная воспитательная задача достигает своей цели. Ведущее место среди компонентов воспитательной системы занимает классный руководитель. Именно от его шагов обеспечивается успешность воспитательной системы.
Кривенкова Мрина Сергеевна. "Воспитательная система образовательного учреждения это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию учащихся. К числу основных компонентов воспитательной системы образовательного учреждения можно отнести индивидно-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, диагностико-результативный, отношенческо-коммуникативный". Такое определение применимо к любой образовательной организации, а следовательно вывод: всегда есть система. Однако, а разве это система?
Иванова А.В. Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых они создаются; совместной деятельности людей, её реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы. Исходя из данного определения воспитательной системы, можно сделать вывод о том, что в настоящее время воспитательные системы существуют во всех учебных заведениях и их структурных подразделениях, другой вопрос – насколько полно и эффективно они реализуются в каждом из них. У меня не достаточно большой опыт педагогической деятельности, но на сегодняшний день хочу согласиться с мнением А.С. Макаренко о том, что «четкое знание педагогом целей воспитания – самое непременное условие успешной деятельности педагога».
Коротышева Д.В. Систематическое обучение, и воспитание по системе- отличное решение, если мы хотим воспитать достойное поколение. Главное не забывать выходить из этой системы вне урока, ведь мы должны воспитать личность, а не робота. На уроке важна дисциплина, для качественной передачи инормации и ее усвоения, но за пределами рамок класса учитель просто обязан помогать детям раскрывать свой потенциал, творческие наклонности и интересы. Легче всего накричать и выставить ученика вон из класса, но ведь это не решит проблему. Мы становимся большой частью жизни ребенка и просто обязаны подсказать ему верную дорогу в шумной и бурной школьной жизни. Мы должны стать стимулирующим и поддерживающим звеном в жизни и развитии личности, только так можно будет надеяться на поколение нового типа, на поколение с нравственными идеалами, и моральными принципами, и главное с пониманием что человеку нужно в жизни.
Добрый день! Я обозначу понятие система. Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. (Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 1972. - С. 16.) Исходя из этого, я однозначно могу сказать, что нет ни одного учебного заведения или структурного подразделения, которое работало бы вне системы. Это просто невозможно, т. к. в любом учреждении работа не может существовать без цели (целей). Конечно, в каждом учреждении есть свои цели, но в конце концов они сводятся к единой общей, таким образом составляя систему. Воспитательная система также не существует отдельно, ведь целостный педагогический процесс включает в себя систему образовательную и воспитательную. На уроках и переменах всегда присутствуют воспитательные моменты. Также проводятся классные часы, мероприятия, разная внеурочная деятельность. В итоге, ребенок, который воспитывается в системе своего образовательного учреждения приобретает некую компетентность в поведении, например. Он свободно может общаться вне своего ОУ. Следовательно, мы получаем определенную иерархию "элементов" системы (как пример): ученики, учителя, родители, Администрация (школы, города, района), общество. Итак, все "элементы" взаимосвязаны и имеют общую цель. Общество состоит из всех данных "элементов". Общество нуждается в воспитанных, законопослушных гражданах, поэтому Администрация заинтересована в том, чтобы создать определенные условия для воспитания в образовательных учреждениях. ОУ в свою очередь имеют учителей, учащихся и их родителей, которые всё время взаимодействуют, решают проблемы и достигают своих целей. Их цели связаны с целями Администрации, а общие цели связаны с целями общества. Итак, мы имеем Систему образовательных учреждений, в которых есть воспитательные системы,где все элементы связаны между собой и имеют общую цель функционирования и единство управления. И, конечно, ни одно образовательное учреждение не существует отдельно от окружающей среды. Оно составляет её часть, причем очень значимую. В свою очередь окружающая среда имеет другие разные учреждения, которые взаимодействуют с учебными ОУ. Это доказывает связь элементов еще одной крупной системы, а если есть связь, есть и общие цели, также и единство управления. Поэтому мы все живем в огромной системе, имеющей множество "маленьких" и таких значимых систем, как воспитательня система в образовательном учреждении.
ОтветитьУдалитьСубъектами современной (гуманистической) воспитательной системы являются не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети конкретизируют стоящие перед ними цели, переводят их в ранг практических задач и реализуют в процессе совместной деятельности. В силу этого, важнейшим условием эффективности системы является объединение детей и взрослых в коллектив, выступающий ядром гуманистической воспитательной системы.
ОтветитьУдалитьЧтобы воспитательная деятельность являлась системообразующей, она должна быть совместной, творческой, личностно значимой и носить гуманистический характер. Именно эти факторы в первую очередь определяют воспитательный потенциал системы, которые можно наблюдать во многих школах (но к сожалению не во всех). Деятельность становится системообразующей, если в ее организации испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности и если она связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучебную работу. Это означает, что создание воспитательной системы, по сути, есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников.
Сегодня системное построение учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении относится к требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
ОтветитьУдалитьВоспитательная система не задается сверху, а создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, поэтому она – не застывшая, а постоянно развивающаяся. В процессе развития воспитательной системы бывают и спады, и подъемы, и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения.
Успехи, наглядно демонстрируемые школами, в которых действует развитая воспитательная система, инициируют педагогические коллективы создавать воспитательные системы на базе собственных образовательных учреждений. В силу этого стала актуальной методика создания воспитательной системы школы.
Олеся Феденёва
ОтветитьУдалитьВоспитание – целенаправленное управление процессом развития личности и целенаправленная передача социального опыта подрастающему поколению. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции и должно "оснащать" подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности. Но не менее важной является функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего "Я", с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов и потребностей.
Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, особенностями среды.
Кочеткова И.В.
ОтветитьУдалитьЯ согласна с мнением о том, что сейчас в любой школе существует воспитательная система. Как минимум исходя из того, что ее наличие является требованием федеральных стандартов. Кроме того, системный подход к организации учебно-воспитательного процесса оправдывает себя на практике. Администрация школы, учителя всегда ставили перед собой определенные цели и задачи о степени реализации которых помогал судить анализ работы за определенный период. Системный подход позволил с одной стороны усовершенствовать данный процесс, а с другой упростить работу в будущем. Имея перспективный план развития с четко поставленными задачами, с разработанными критериями эффективности позволяет проводить более детальный анализ, который так необходим для организации самого процесса, его корректировки, обеспечения комфортной среды для ребенка. Школа уже сама по себе причина и предпосылка создания системы, ведь она включает в себя разную деятельность (учебная, воспитательная, дополнительное образование) в которую включены одновременно и обучающиеся и учителя. Все это создает среду для возникновения различного рода связей, которые и являются основой системы.
Глазатова Т.С.
ОтветитьУдалитьСуществуют ли во всех учебных заведениях и их структурных подразделениях воспитательные системы?
Сегодня системное построение учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения относится к требованиям ФГОС. Большинство школ уже включилось в работу над созданием воспитательных систем.
В необходимости системного подхода в управлении воспитательным процессом уже никто не сомневается, так как он позволяет повысить результативность воспитательного влияния на личность ребенка и процесс его развития. Сухомлинский говорил, что в учебном заведении и стены могут воспитывать, но возможно и весь коллектив школы не будет способен к воспитанию, если педагоги будут действовать разрозненно и не целенаправленно.
Но создать воспитательную системы в школе, классе - это очень непростое дело и вряд ли удается всем. Ведь воспитательная система имеет сложную структуру, представляющую собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Необходимо проводить большую и длительную работу по ее созданию. Конечно в каждой школе ведется воспитательная работа, есть перспективный воспитательный план школы, класса, группы. Но зачастую работа ведется формально, цели и задачи ставятся непродуманно, содержание не отвечает запросам детей, системообразующей деятельности либо нет либо она не выражает общую коллективную потребность. Содержание, объем и характер воспитательной работы не соответствуют возможностям и условиям школы. Большую роль в создании системы играет психологический климат школы, самочувствие учеников, их социальная защищенность. Мне кажется, что еще все-таки не во всех школах есть воспитательная система. Но работать над ее созданием необходимо.
Не во всех учебных заведениях и их структурных подразделениях существуют воспитательные системы.Можно воспитательную систему декларировать, но реально существующая система требует осознанной целенаправленной работы всех участников педагогического процесса. Воспитательная система - высший уровень организации воспитательного процесса. С появлением теории воспитательных систем педагоги получили методологическое средство отношения к школе, как целостному объекту образования. Понятие воспитательной системы отражает один из фундаментальных фактов педагогической действительности: воспитание становится функцией целого социального организма - школы. И думаю, что такое сложное многокомпонентное образование как воспитательная система сама по себе система сложиться не может.
ОтветитьУдалитьПоливара Т.О.
УдалитьПоливара Татьяна Олеговна, Опочка. 24.ноября 2015г. Не во всех учебных заведениях и их структурных подразделениях существуют воспитательные системы.Можно воспитательную систему декларировать, но реально существующая система требует осознанной целенаправленной работы всех участников педагогического процесса. Воспитательная система - высший уровень организации воспитательного процесса. С появлением теории воспитательных систем педагоги получили методологическое средство отношения к школе, как целостному объекту образования. Понятие воспитательной системы отражает один из фундаментальных фактов педагогической действительности: воспитание становится функцией целого социального организма - школы. И думаю, что такое сложное многокомпонентное образование как воспитательная система сама по себе система сложиться не может.
ОтветитьУдалитьАнушенкова Ю.
ОтветитьУдалитьВсем нам известно, что изменения, происходящие в последние десятилетия, внесли существенные коррективы и в воспитательную работу школы. Несколько лет назад ФГОС сказал: "Школе необходима воспитательная система!", педагоги ответили : "Сделаем!". При этом всем известно, что создание воспитательной системы – дело кропотливое, долгое и сложное.Разновидность воспитательной системы зависит от типа школы, ее месторасположения, количества учащихся, опыта работы педагогического коллектива, традиций и т. д. И создание ее возможно далеко не в каждой школе, т.к. обязательным условием является не указание сверху, а решимость педагогов сделать воспитание приоритетной деятельностью, поставить его даже выше, чем обучение. Воспитание для них – это не возложенная администрацией обязанность и не заданная должностной инструкцией повинность, а сознательно выбранная деятельность, в которой происходит их профессиональная самореализация. Будем надеяться, что учителя - народ, который стремится всё, за что берётся, сделать хорошо, а значит, есть учебные заведения, которые уже имеют воспитательные системы, а в остальных над их созданием думают, и в скором времени они там появятся........
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, уважаемые коллеги! Согласна с предыдущим комментарием Анушенковой Юлии. Полностью и абсолютно! Движущей силой и источником саморазвития профессиональной компетентности любого педагога является потребность в самосовершенствовании..... Да, конечно, среди существенных объективных причин, порождающих эту потребность, существуют требования, предъявляемые к учителю администрацией школы, коллегами, родителями учащихся. И одним из условий, побуждающих учителя к саморазвитию, является сложившаяся в школе атмосфера высокой требовательности к личности педагога и качеству его работы. НО, это не является определяющим фактором. Создание воспитательной системы класса, школы - является продуктом профессиональной самореализации педагогов. Мы работаем хорошо, даже в условиях отсутствия должной мотивации педагогических работников, потому что по-другому просто не можем. Нас так научили - тот же коллектив, в которой мы попали, который славится своими традициями и обычаями.
ОтветитьУдалитьУчреждение в котором есть команда единомышленников, стоящих на гуманистических позициях, системно работающих плечо к плечу – не просто будет иметь воспитательную систему школы и классов, но и постоянно ее развивать и совершенствовать.
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Согласна с предыдущим комментарием. Полностью и абсолютно! Движущей силой и источником саморазвития профессиональной компетентности любого педагога является потребность в самосовершенствовании..... Да, конечно, среди существенных объективных причин, порождающих эту потребность, существуют требования, предъявляемые к учителю администрацией школы, коллегами, родителями учащихся. И одним из условий, побуждающих учителя к саморазвитию, является сложившаяся в школе атмосфера высокой требовательности к личности педагога и качеству его работы. НО, это не является определяющим фактором. Создание воспитательной системы класса, школы - является продуктом профессиональной самореализации педагогов. Мы работаем хорошо, даже в условиях отсутствия должной мотивации педагогических работников, потому что по-другому просто не можем. Нас так научили - тот же коллектив, в которой мы попали, который славится своими традициями и обычаями.
ОтветитьУдалитьУчреждение в котором есть команда единомышленников, стоящих на гуманистических позициях, системно работающих плечо к плечу – не просто будет иметь воспитательную систему школы и классов, но и постоянно ее развивать и совершенствовать.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьПоспелова Елена Владимировна
ОтветитьУдалитьИсходя из понятия, что воспитание – это целенаправленный процесс развития детей (А.Н.Новикова, В.А.Краковский), следовательно он имеет свою структуру, т.е. совокупность компонентов, обеспечивающих эффективность протекания данного процесса и отражающих последовательность его организации.
В настоящее время в учебных заведениях осуществляется проектирование воспитательного процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания; выбор направлений деятельности обучающихся; организация разнообразной деятельности, позволяющей реализовать намеченные цели, используя методы, формы и средства воспитания; проводится контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач. Наличие данных компонентов в воспитательном процессе позволяет структурировать воспитательный процесс в учебных заведениях как воспитательную систему.
Иногда мы называем системами то, что вовсе таковыми не является. Для системы необходима одна «Генеральная цель», как системообразующий фактор. Присутствие наименьшего элемента, причём дальнейшее деление, которого не имеет смыслы в границах данной системы. В системе не должно быть лишних и бесполезных элементов. Причём каждый элемент системы направлен на достижение генеральной цели путём её декомпозиции. Более того, в любой системе присутствует строгая иерархия для достижения цели и так далее. Предположим, что наименьшим элементом системы «воспитания» школы является класс, но тогда, что является генеральной целью? Я считаю, что сегодня мы имеем совокупность разнообразных мероприятий, а не систему воспитательной работы и на то есть свои причины, а именно потеря идентичности в нашем обществе. Так считает, Филиппова Галина Евгеньевна.
ОтветитьУдалитьБаранова О.В. Красногородская специальная (коррекционная) школа-интернат.
ОтветитьУдалитьНа сегодняшний день системное построение учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении относится к требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Наличие воспитательных систем в учебных заведениях и их структурных подразделениях обязательно, следовательно, они есть. Но вопрос в другом: Реализуются ли они в каждом конкретном учреждении, или эта воспитательная система носит формальный характер, существует только на бумаге? Я соглашусь в том случае с этим утверждением, если созданные воспитательные системы успешно функционируют в учебных заведениях и приносят положительные результаты воспитания. Если же этот подход формальный, то ни о какой воспитательной системе и речи идти не может. Учебное заведение может грамотно, правильно разработать воспитательную систему своего образовательного учреждения, но если в ней работают классные руководители, которые сводят свою воспитательную деятельность к выставлению оценок в дневники своих учеников во время классного часа, "взваливают" оформление классных уголков и стенгазет на плечи ответственных родителей, боятся лишний раз встретиться с ребятами, чтобы не потерять своё драгоценное время, а об организации каких-либо мероприятий речь уже не идёт, то, извините, о какой воспитательной системе можно говорить вообще??? Ведь система предполагает качественное функционирование всех её элементов, а если хотя бы даёт сбой один из них, то она начинает постепенно рушиться, появляются пробелы в воспитании личности ребёнка. А для образовательных учреждений, на мой взгляд, воспитательная система класса (группы) играет наиболее важную роль, так как именно в классах (группах) происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия. Но, к сожалению, не все педагоги это понимают. Радует одно, что таких педагогов, единицы.
Андреева Е.А. МБОУ СОШ № 5 г. Великие Луки
ОтветитьУдалитьВ последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Это относится к требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Современная воспитательная система существует во многих структурных подразделения, но не в полной мере в том виде, в котором требует государственная образовательная система. Это связано с тем, что чтобы построить успешную работу, исходя из требований государственного образовательного стандарта, прежде всего, нужно изучить все аспекты данного направления, а это пока доступно не всем. Но даже та малая часть, которую уже применяют педагоги в работе с детьми, приносит свои плоды. Не удивительно, ведь применение системного подхода позволяет сделать педагогиче¬ский процесс более целенаправленным, управляемым и ,самое важное, эффективным. Педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в своей деятельности смогли убедиться в целесообразности использования системного подхода, становятся его сторонниками и стремятся расширить рамки его применения в педагогической практике. Не случайно в тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного заведения в це¬лом, появилось желание создать воспитательные системы в учебных группах и классах.
Роговская О.Н. МБОУ СОШ №23
УдалитьВоспитание - неотъемлемая часть образовательного процесса и, пожалуй, воспитательная система есть в каждом образовательном учреждении. Другое дело, что в одной школе воспитательная система более совершенна, чем в другой. Как было сказано в документах, предложенных в этом блоге - "системный подход - это высший пилотаж в теории и практике воспитания". Качество воспитательной системы зависит от многих факторов, но, в первую очередь должно быть ясное видение и понимание задач и цели воспитательной системы школы, сплоченность и поддержка, соблюдение традиций и преемственности.
Шарикова П.М.
ОтветитьУдалитьВ настоящее время сложились и складываются различные воспитательные системы. Функционируют они в раз¬ных условиях: и в больших городах, и в сельской местности. Любая воспитательная система специфична для каждого учебного заведения с данным составом педагогов и учащихся, окружающей его средой. Моделируя воспитательную систему, закладывая в нее разнообразие элементов, их связей, пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо. Таким главным для воспитательной системы должна стать концепция как совокупность основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которых она создается. Но создав, это еще не значить иметь.
Ширкина В.Е. Непременно на современном этапе развития образования приоритетным направлением является воспитание. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
ОтветитьУдалитьДостижение заявленных целей обеспечивается созданием в образовательных учреждениях воспитательных систем, выступающих главным фактором успешного решения воспитательных задач.
И я полностью согласна с этим, ведь только в системной работе всего педагогического коллектива учреждения возможно добиться высоких и продуктивных результатов в образовании и воспитании ребенка.
Хорева А.А.
ОтветитьУдалитьЯ согласна с мнением о том , что в любом учебном заведении существуют воспитательные системы.
Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).
Понятие "система" - одно из фундаментальных во всех науках и видах деятельности. Система понимается как упорядоченное множество компонентов (элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом и на этой основе образующих целостное единство. Целостное единство системы - это качественная черта, отличающая любую систему от других систем, систему от среды обитания
Главный признак системы - ее упорядоченность. Но упорядоченность может иметь различные основания: не только цели гуманистического развития личности ребенка, но и соблюдение формальных правил, внешнего административного порядка и т.д.
Воспитательная система школы - социально - педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и относительно целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности; и эти цели сориентированы.
В самом общем виде в процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач.
Во-первых, это формирование у детей целостное картины мира - целостной и научно обоснованной. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, в детском саду, и школе, на улице, из теле - и радиопередач, кинофильмов, В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы - дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На реализацию этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.
Вторая, не менее важная задача формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины.
Третья задача приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Четвертая - формирование у подрастающего человека креативности, "творческости" как черты личности.
И пятая - формирование самосознания, осознания собственного "Я", помощь ребенку в самореализации.
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Зачем нужна воспитательная система? На мой взгляд она создает условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе более благоприятные возможности для развития личности как ребенка, так и педагога
Ефимова Т.Н. Красногородская специальная (коррекционная) школа-интернат.
ОтветитьУдалитьВ любом образовательном учреждении по требованию федеральных государственных образовательных стандартов должны быть и есть воспитательные системы. Воспитательная система позволяет эффективно развивать личность в целостном педагогическом процессе, сэкономив время и силы педагогического коллектива.
Но , возможно, не всегда воспитательная система раскрывает индивидуальные возможности каждого ребёнка, в силу недостаточности системного подхода в воспитательном и образовательном процессе.
Белова Г.И.Я считаю, что во всех образовательных учреждениях существует воспитательная система.
ОтветитьУдалитьС позиций ученых воспитательная система школы включает комплекс воспитательных целей; общность людей, их осуществляющих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности, а также ту часть окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей.
Но всякая система, какой бы эффективной она ни была, имеет свое начало и свой конец (умирает), если ее постоянно не совершенствовать, закономерностью ее развития являются инновации. Вместе с тем на инновационные процессы можно смотреть по-разному — отсюда и вариантность воспитательных систем, их моделей.
Обновление и совершенствование системы включает в себя: усложнение целей, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.
Ядром современного воспитания может и должна стать такая воспитательная система, которая основана на педагогической поддержке и стимулировании личностного саморазвития обучающихся.
Здравствуйте! Я считаю, что на данный момент во всех образовательных учреждениях существуют воспитательные системы. Это неотъемлемая составляющая учебно-воспитательного процесса. Тем более в современном мире воспитание должно быть в приоритете. В каждом классном коллективе идет работа по достижению воспитательных целей, другой вопрос, как эта работа проводиться.
ОтветитьУдалитьНе всегда каждый отдельный ученик погружается в этот процесс, не всегда отдельная воспитательная задача достигает своей цели. Ведущее место среди компонентов воспитательной системы занимает классный руководитель. Именно от его шагов обеспечивается успешность воспитательной системы.
Кривенкова Мрина Сергеевна. "Воспитательная система образовательного учреждения это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию учащихся. К числу основных компонентов воспитательной системы образовательного учреждения можно отнести индивидно-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, диагностико-результативный, отношенческо-коммуникативный". Такое определение применимо к любой образовательной организации, а следовательно вывод: всегда есть система. Однако, а разве это система?
ОтветитьУдалитьИванова А.В.
ОтветитьУдалитьВоспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых они создаются; совместной деятельности людей, её реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.
Исходя из данного определения воспитательной системы, можно сделать вывод о том, что в настоящее время воспитательные системы существуют во всех учебных заведениях и их структурных подразделениях, другой вопрос – насколько полно и эффективно они реализуются в каждом из них. У меня не достаточно большой опыт педагогической деятельности, но на сегодняшний день хочу согласиться с мнением А.С. Макаренко о том, что «четкое знание педагогом целей воспитания – самое непременное условие успешной деятельности педагога».
Коротышева Д.В.
ОтветитьУдалитьСистематическое обучение, и воспитание по системе- отличное решение, если мы хотим воспитать достойное поколение. Главное не забывать выходить из этой системы вне урока, ведь мы должны воспитать личность, а не робота. На уроке важна дисциплина, для качественной передачи инормации и ее усвоения, но за пределами рамок класса учитель просто обязан помогать детям раскрывать свой потенциал, творческие наклонности и интересы. Легче всего накричать и выставить ученика вон из класса, но ведь это не решит проблему. Мы становимся большой частью жизни ребенка и просто обязаны подсказать ему верную дорогу в шумной и бурной школьной жизни. Мы должны стать стимулирующим и поддерживающим звеном в жизни и развитии личности, только так можно будет надеяться на поколение нового типа, на поколение с нравственными идеалами, и моральными принципами, и главное с пониманием что человеку нужно в жизни.