вторник, 8 декабря 2015 г.

Степанов Е.Н. ПСВ ребенка ...


Оставьте комментарий, ответив на следующие вопросы:
  • «плюсы» (положительное) разработки;        
  • «минусы» (отрицательное) разработки;
  • как усилить «плюсы» и ослабить «минусы» (рекомендации разработчикам).


22 комментария:

  1. Галина Кочергина. Смоленск11 декабря 2015 г., 0:27

    Уважаемый Евгений Николаевич!
    Большое спасибо за достаточно четкое представление ключевых идей пер-сонифицированной системы воспитания.
    Несомненными «плюсами» данной публикации является выделение харак-терных черт, сходств и отличий персонифицированной системы воспита-ния от других видов организации воспитательного процесса, а также по-пытка уточнить понятия: персонифицированная система воспитания, ин-дивидуальный подход, индивидуализация воспитания.
    Это позволит исследователям двигаться дальше. Замечу, что именно эти вопросы фиксируются нами как самые «болевые» точки в выступлениях оппонентов, заявляющих о надуманности, искусственности этой темы и несостоятельности ее реализации на практике.
    Полагаю, что усилить «плюсы» может дальнейшая проработка компонен-тов и структурных элементов персонифицированной системы воспитания.
    Г.Д.Кочергина. Смоленск

    ОтветитьУдалить
  2. Боровская Елена11 декабря 2015 г., 11:02

    Уважаемый Евгений Николаевич! Прочитала Вашу статью и задумалась над сутью и смыслом даже не самой персонифицированной системы воспитания, а, пожалуй, в первую очередь, над формой общения в ходе данного форума, позволяющей участникам получить поле возможностей для обсуждения и принятия той информации, которую мы готовы принять. Поняла, что для всех педагогов, которые участвуют в работе - это уникальная возможность приобщиться к живому размышлению, которого сейчас так не хватает.
    Думаю, что еще буду перечитывать статью, чтобы глубже понять то, что здесь представлено. Импонирует гипотетичность текста, а, следовательно, возможность выхода за пределы данного размышления, вариативность построения такой персонифицированной системы воспитания. Радует незавершенность и многообразность ядра персонифицированной системы воспитания в представленной гипотезе.Значимым представляется обращение к теоретическим истокам в гуманистических воспитательных системах и современным исследованиям, в частности Инны Юрьевны Шустовой. Обращение к деятельности, жизнедеятельности, отношениям и среде позволяет нам увидеть и перспективность определенного места образа жизни человека в персонифицированном построении воспитательной системы. В качестве суждения, основанного на нашем видении подхода к организации персонифицированной системы воспитания, думаем о возможности обращения при построении ПВС к этапам выхода на персонификацию, разработанным проф. Ю.С. Мануйловым и изложенным еще в книге акад. Л.И. Новиковой "Школа и среда" (эстетизация, актуализация, персонализация и персонификация). Если эстетизацию можно традиционно отнести к созданию условий, и, соответственно, находить или не находить в этом процессе место ребенку как активному субъекту развития, то для формирования потребностей и направления выбора возможностей может быть значима актуализация этих возможностей, которая сопряжена с формированием определенной общности. И, выбирая те или иные возможности, эта общность персонализирует их как личностно значимые и каждому, и всей общности в целом. Тогда как персонификацию мы соотносим с определенной созидательной активностью и воплощением в деятельности, общении, поведении и проявлении отношений каждого индивидуума, что, на наш взгляд и близко позиции, представленной в тексте статьи. С уважением, Боровская Елена Викторовна, Нижегородский институт развития образования, кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования.

    ОтветитьУдалить
  3. Безусловно, статья Евгения Николаевича является для всех участников данного форума и исследования в целом тем ориентиром, по которому сверяем точность своего понимания и синхронизируем точки зрения, согласуем свое видение проблем. Мне показалось наиболее ценным в этом отношении стремление провести разграничение понятия персонифицированной системы и других видов систем,а также - различение ПВС и "парной педагогики", "индивидуального подхода" и т.д.
    Конкретизируя особенности персонифицированной воспитательной системы, Евгений Николаевич наполняет новым содержанием уже знакомые всем авторские компоненты ВС - и это еще раз помогает глубже проникнуть в сущность того явления, которое в настоящее время созидается совместными усилиями педагогов-практиков и ученых. Конечно хотелось бы, чтобы, как написано в статье, чтобы проектирование ПВС осуществлялось "наличии у педагога ясных, детальных и глубоких представлений об этом явлении", но с другой стороны, не начнешь действовать - не получишь полноценных представлений. Поэтому будем надеяться на мудрость и педагогическую интуицию тех, кто начинает практическую работу в данном направлении. Большое спасибо Евгению Николаевичу и всем участникам этого интересного и не побоюсь этого слова - "прорывного" процесса.

    ОтветитьУдалить
  4. Ида Ситникова, Витебск11 декабря 2015 г., 13:59

    Уважаемый Евгений Николаевич! Думаю, что Ваши материалы очень закономерно открывают наш форум. Познакомившись с ними, производишь корректировку собственной позиции по исследуемой проблеме. Это позволяет более уверенно включиться в обсуждение остальных материалов и предложенных вопросов. Думаю, что результаты нашей совместной работы, несомненно, скажутся на качестве материалов, представляемых педагогами-практиками. По моему мнению, воспитание - самый сложный педагогический процесс, и я желаю всем только успехов.

    ОтветитьУдалить
  5. Уважаемый Евгений Николаевич! Выражаю Вам искреннюю благодарность за возможность познакомиться с материалами позволившими более глубоко осознать специфику воспитательной деятельности в ПСВ. Сложным для моего восприятия был материал по содержательному наполнению ценностно-смыслового компонента ПСВ, Мне кажется, что в педагогической практике данный компонент должен включить духовные ценности и воспитывающую среду благодаря которым ребенок осознает себя Человеком.
    С большим уважением и признательностью Колдунов Э.М. г.Витебск

    ОтветитьУдалить
  6. В ответ Е.В.Боровской. Елена Викторовна, спасибо за подсказку о 4 выходах человека на среду. Мне, конечно, известна книга Л.И.Новиковой "Школа и среда". Наверно, 2 или 3 раза её читал, правда, очень давно - около 20 лет назад. Ещё раз убедился в справедливости совета о том, что хорошие книги надо неоднократно перечитывать.
    С огромным уважением отношусь к работам Ю.С. Мануйлова.Надеюсь, что его труды о средовом подходе и Ваши идеи помогут нам в иследовании. Ещё раз спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. Большое спасибо координаторам исследования за предоставленную возможность принять участие в активном обсуждении наработок по теме исследования. Самый большой и очевидный "плюс" - выбор формы блога для дискусии! Во-первых, все материалы постоянно в свободном доступе, можно в любое удобное время ознакомиться, во-вторых, возможно сразу "на месте" оставить свое мнение и комментарий!!! Спасибо большое, такая форма общения очень, на мой взгляд, продуктивна!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Уважаемый Евгений Николаевич! Тема затронута нужная и важная, хорошо показана целостность изучаемого явления - ПСВ. Однако возникает очень много вопросов. Кем и каким образом данная система будет выстраиваться, понятно, что классному руководителю с такой задачей не справится. Насколько наши педагоги готовы выйти в поле персонификации? На практике, работая с педагогами, всегда сталкиваюсь с проблемой их доминирования над ребенком (зачастую ими даже неосознаваемое), склонности думать и действовать за ребенка, опережая его самостоятельные шаги. А Вы в центр помещаете самого ребенка (его мечты, ценности, размышления), рассматривая его субъектом саморазвития, значит он д.б. ведущий, а педагог ведомый, ориентироваться на самостоятельные мысли и шаги ребенка. Это сложно, требует большого терпения и самоограничения от педагога, глубокой рефлексивности. Педагог должен ориентироваться не на ожидаемый результат, а на процесс, работать по процессу в ситуации "здесь и теперь". В связи с чем, считаю важным усилить Ваш тезис, что ПСВ это система самоорганизующаяся и саморазвивающаяся. Через что происходит самоорганизация системы, что ее удерживает, что или кто задает импульс рождения данной системы (педагог или ребенок). У О.С. Газман импульсом для педагогической поддержки считал проблему ребенка, а Вы? Большое спасибо за возможность думать и размышлять в таком ярком педагогическом сообществе. С уважением, Инна Шустова

    ОтветитьУдалить
  9. Шумагина Оксана Владимировна г.Заволжье14 декабря 2015 г., 15:16

    Уважаемый Евгений Николаевич!Отдельное Вам спасибо за таблицу "Отличительные черты основных видов системной организации воспитательного процесса".

    ОтветитьУдалить
  10. Зенькова Лариса Владимировна, Витебск14 декабря 2015 г., 17:04

    Уважаемый Евгений Николаевич!
    Большое спасибо за статью с обобщёнными материалами по ПСВ. Чётко, ясно, глубоко и разноаспектно.
    По нашим наблюдениям в процессе практических занятий со слушателями повышения квалификации, самым труднореализуемым является персональный компонент ПСВ. Чтобы достигнуть субъектной позиции (а не объектной) у ребёнка в его саморазвитии, необходимо её наличие у его педагогов, родителей и других значимых взрослых. К сожалению ярких и самобытных личностей в современной практической педагогике не так уж и много. В городе возможен выбор учреждения образования, можно пойти «на учителя». В селе такой возможности нет (хотя там морально более здоровая обстановка)
    Поэтому часто возникает вопрос: «Как стать субъектами своего саморазвития? С чего начинать, как продолжать эту работу самому ребёнку? Взрослому? Как удержаться при этом в рамках общепринятых норм поведения? Не стать «звездой» в худшем смысле этого слова? Или «белой вороной»?

    ОтветитьУдалить
  11. Уважаемые коллеги, благодарю всех, кто нашел время прочитать мою разработку, и особенно тех, кто оставил свои комментарии, сформулировав в них вопросы и сомнения. Сейчас я вряд ли смогу обстоятельно ответить на них, так как основные усилия направляю на организацию вебфорума. Ответы я постараюсь подготовить и включить в исправленный и дополненный текст статьи. Это планирую сделать к концу марта. Ещё раз спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Евгений Николаевич, благодарна Вам за систематизацию материала по проблеме организации персонифицированной системы воспитания ребенка. По воле случая вчера анализировала «Манифест гуманистической педагогики – XXI век». В тексте представлены принципы, на которых может базироваться современная гуманистическая педагогика и образовательная политика. Один из его разделов "Переход к экосистеме массового персонального образования". Безусловно, авторы далеки от методологии персонифицированной системы воспитания ребенка. Думаю, что Ваша статья полезна не только участникам форума, но и авторам такого документа. Думаю, что в поддержку педагогу, который хочет понять и разобраться в этой проблеме, необходима схематичная модель системы ПВ. Объем текста и иногда сложность содержания мешают обычному учителю вникнуть в сущность написанного. Свойства мышления таковы, что иногда удобно работать с моделью, отражающей суть системы и ее целостность. Она охватывается полностью, отражая процессы, отдельные компоненты системы, их взаимосвязи. Наверно, нужно порисовать, поконструировать с карандашом в руке. Пусть это будет рисунок-схема, которая поможет любому учителю увидеть систему ПВ, тогда текст будет гораздо более восприимчивым. Возможно, что графа 4 таблицы 1 может быть преобразована в такую схему. Особую ценность в понимании основных компонентов ПС воспитания ребенка имеет таблица 2. В возможной схеме была бы показана некая связь и зависимость компонентов друг от друга. А пока они обладают автономным содержанием. Извините, комментарий очень длинный, но такая форма работы позволяет не только погрузиться в проблему, но и много думать. Отлично, что столько идей обсуждаются в одно время и в одном месте. Спасибо за организацию такого взаимодействия. Успехов и новых идей!!!

    ОтветитьУдалить
  13. Аникина Ирина14 декабря 2015 г., 23:05

    Уважаемый Евгений Николаевич! Большое спасибо за предельно ясное изложение основ ПСВ. Определённая неудовлетворённость существующей системой образования нарастает. Безусловно, нужно искать пути выхода из создавшейся ситуации. Мне кажется, будущее за персонифицированной системой. В отличие от «Гуманистической педагогики XXI века», она лишена нигилизма, базируется на лучших достижениях педагогики и создает новое не на «пустом месте».

    ОтветитьУдалить
  14. Евгений Николаевич, бесспорно, проблема, предложенная Вами, своевременна и продуктивна. Вспоминаю, сколько сомнений, противоречий и трудностей возникало у «исследователей» в начале нашего пути. Но год прошёл, мысли улеглись, перспективы стали более определёнными, механизмы более понятными, разработки интереснее и оригинальнее. Много авторских идей, дельных замечаний, конструктивной критики, без которой невозможно дальнейшее развитие. Спасибо Вам за глубину мысли, неравнодушие к современной практике воспитания, постоянное «самокопание», оптимизм, поддержку наших скромных начинаний. Есть желание как расти самим, так и стимулировать личностный рост наших воспитанников.

    ОтветитьУдалить
  15. Галина Кочергина15 декабря 2015 г., 21:49

    Уважаемый Евгений Николаевич!
    Уже в который раз возвращаюсь к Вашей статье и комментариям коллег и каждый раз открываю для себя какую-то новую грань, новый штрих. Кажется «картина» все более проясняется. Пока это наброски, но они побуждают думать. Представленные на форуме статьи как бы добавляют краски к этой картине. А Ваши комментарии и размышления коллег позволяют «штрихи» превратить в «четкие линии», «прорисовать» отдельные детали, чтобы «картина» получила живительную силу.
    Вот такие ассоциации появились у меня. Спасибо Вам, Евгений Николаевич, за великолепную идею совместного мыслетворчества и за огромную работу по руководству этим процессом. А всем коллегам желаю творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
  16. Петрова Лариса15 декабря 2015 г., 21:58

    Уважаемый Евгений Николаевич! Всегда восхищалась умением сделать сложное простым и понятным.Спасибо Вам за ваш труд,поддержку и умение донести до нас,что мы тоже можем.Очень приятно с Вами работать!

    ОтветитьУдалить
  17. Созонов Валерий, Макарова Ирина, Ижевск16 декабря 2015 г., 14:36

    Уважаемый Евгений Николаевич и Ваши замечательные помощники!
    Нет тех слов, которые бы могли определить важность, злободневность, значение Вашего мероприятия для педагогического сообщества. Это подлинно глобальный мозговой штурм решения сложнейших проблем, которыми нагрузил нас ФГОС. Они касаются всех аспектов педдеятельности: как процесса, так и результатов. И во всех элементах предлагаются свои подходы, технологии, выкладки. Подкупает стремление авторов к объективности (научности), самостоятельности, оригинальности.
    Но вот о чём я (который из 20 века) подумал (я хоть к.п.н., но беспросветный практик). Все предлагаемые процедуры, инструменты, многоэтапность действий настолько громоздки, затратны по времени, что на практике, боюсь, мало кто этим «тяжёлым» механизмом воспользуется (ну, кроме защитников диссертации).
    И потому хочу выразить глубочайшее сожаление, что забыт на практике и не упоминается в теоретических разработках такой простой и испытанный инструмент, как педагогическая характеристика (и класса, и отдельного школьника). Мне как отцу (у меня дочь-четвертоклассница) крайне не хватает такой информации от КР, ведь я не вижу, какова она в школе. КР общается с нами только краткими рабочими извещениями-эсэмэсками. В классе нет общей деятельности (не учебной), нет поручений, нет состязания, и потому нет итогов. На родительском собрании также нет информации о жизни класса, его характеристики, следовательно, детей. Педагогу нечего сказать, а характеристики от неё не требуют. Они, как известно, отменены как текущие, так и итоговые-выпускников школы.
    Но я бы хотел упомянуть ещё один аспект: оценку личностных результатов, чего так боятся авторы ФГОС. Ведь чего стоит вся заваруха, которая называется ФГОС, если педагоги боятся (освобождены) от оценки своего «продукта», т. е. выпускника: это циник, эгоист, мерзавец или честный человек, надёжный друг и достойный гражданин своего Отечества??? В характеристиках, особенно, в динамике, это не было не этичным по отношению к ребёнку, это был «навигатор», показывающий направление, в котором уважаемый педагог рекомендует воспитаннику работать над собой! Кстати, характеристика включала пожелания и одноклассников, и всех других педагогов, т.к. характеристики обсуждались на педагогических консилиумах.
    Уважаемый Евгений Николаевич! Мы восхищаемся вашей энергией, трудоспособностью, желаем здоровья, поздравляем с Новым годом!
    Ваши навсегда: Макарова И.В. и Созонов В.П. 15. 12. 15 г.

    ОтветитьУдалить
  18. Уважаемый Евгений Николаевич!
    Спасибо за содержательное и аргументированное представление материалов по теме межрегионального исследования и за высокий – со-бытийный - уровень организации интернет - мероприятия.
    Несколько суждений:
    Главным субъектом персонифицированной образовательной ситуации является сам обучающийся. Не случайно, к ряду основных направлений персонификации воспитания уважаемый Е.Н.Степанов относит развитие субъектной позиции ребенка, формирование благоприятной среды для самовыражения и самореализации его личности и индивидуальности, а также способность ученика к самоанализу и рефлексии
    (http://anvospitanie.blogspot.nl). Согласимся с тем, что именно самопонимание, самопрогнозирование и самопроектирование ученика выступают основными методами персонифицкации учебно-воспитательного процесса. Но хотелось бы сделать больший акцент на учителе! Если он сам не имел опыта нахождения в персонифицированной образовательной ситуации, вряд ли сможет мотивировать ученика к осуществлению такой деятельности. Ещё П.П.Блонский писал, что учителей «…надо сначала учить, как развивать самих себя… Только ищущий и всё время работающий над своим образованием человек может быть хорошим учителем». Персонификация образовательной ситуации для ребёнка рождается из опыта персонифицированной ситуации педагога - обе ситуации обладают свойствами самоподобия.
    Педагог, который приобрёл опыт погружения в персонифицированную образовательную ситуацию, деятельность своего ученика (обучение-учение-самообразование) будет строить по иным критериям. Он будет готов формировать позитивную мотивацию к обучению у школьников в различных образовательных и социальных контекстах, в формальной и неформальной образовательной среде. Он будет готов не только к прогнозированию предметных, метапредметных и личностных результатов, но и к ситуации самораскрытия и самоосуществления ученика. Наконец, он будет готов быть фасилитатором – тем, кто способствует становлению и росту другого посредством искусства понимания, искусства поддержки и искусства быть собой.
    На наш взгляд, проблематика, связанная с персонификацией воспитания ребёнка, позволяет выходить на проектирование системы персонификации образования и воспитания взрослых – педагогов, воспитателей, родителей (почему бы и нет?), определяя перспективы дальнейших исследований уже на уровне высшего и постдипломного образования.
    С.А.Фадеева

    ОтветитьУдалить
  19. Анна Костянова17 декабря 2015 г., 17:50

    Большое спасибо, Евгений Николаевич, за содержательную и познавательную статью. Теперь в большей степени сложилось понимание о ПСВ, ее особенностях и отличиях от других подходов к воспитанию. Лично для себя поняла, что еще есть над чем работать и к чему стремиться. Ведь вокруг нас так много талантливых и интересных детей, которым просто нужна помощь в раскрытии себя. Будем стараться. Успехов и удачи всем нам!

    ОтветитьУдалить
  20. Уварова Валентина18 декабря 2015 г., 11:30

    Уварова Валентина 18 декабря 2015г. Уважаемый Евгений Николаевич!Большое спасибо за Вашу статью.Приходит более полное понимание ПСВ, ее особенностей. Однако еще нет четкого понимания механизма ее создания для конкретного ребенка.Хотелось бы получить совет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Валентина Ивановна, рад, что у Вас стали более ясными представления о ПСВ. Однако, у меня, как и у Вас, ещё нет четкого понимания механизма ее создания для конкретного ребенка. Если бы я знал это, то не стал бы организовывать межрегиональное исследование по данной проблеме.Не спешите! Давайте в этом году разберемся с проектированием ПСВ. В следующем году мы попытаемся понять, что и как следует делать по обеспечению процесса становления ПСВ. И так мы будем шаг за шагом продвигаться к тому, что Вы хотите уже сегодня знать. Поэтому пожелаем друг другу успехов в достижении поставленных целей исследования!

      Удалить
  21. Потебня Тамара Васильевна3 февраля 2016 г., 15:40

    Познакомились с комментариями к статье Е.Н.Степанова.
    Чтобы принять участие в обсуждении, необходимо познакомиться с содержанием статьи.
    Работа на странице "Интернет-сессия" - это новое во взаимодействии с педагогами. заслуживает внимательного изучения и погружения в тему.

    ОтветитьУдалить