В современной науке под моделью понимается искусственно созданный объект как мысленный образ, подобие исследуемого объекта. Такой объект отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, характеристики, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. То есть любая модель имеет системный характер. Академик Л.И. Новикова и ее коллеги определяют понятие «модель» как «умозрительное целостное представление строящейся или преобразуемой системы, внутреннее видение ее». Модель может быть представлена в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, а также в виде концептуального описания исследуемой системы. Модельная конструкция ПСВ, вероятно, может быть представлена в нескольких видах. Например, в виде схемы, в которой показываются составляющие модели, их взаимосвязь и взаимоотношения. Вариантом может быть и проект самосовершенствования ребенка. Такой проект будет представлять процессуальную модель. Хорошим примером такой модельной конструкции ПСВ является разработанный творческой группой псковской школы № 18 проект «Восхождение», представленный на нашем форуме.
Модель ПСВ, должна отражать характер взаимодействия с ребенком, систему связей и отношений, занимаемые участниками позиции. Например как в трансктном анализе у Берна. Характер позиций субъектов взаимодействия может меняться на разных этапах взаимодействия. Можно взять идею с В.И. Слободчикова, что со-бытийная общность это подвижный, гибкий характер связей и отношений. Важно! должны присутствовать и связи (эмоциональное ощущение значимости другого человека и взаимодействия с ним) и отношения (отстранение, осознание своего Я, своей позиции во взаимодействии и понимание значение данного взаимодействия для себя).
Разделяем мнение коллег о том, что конструкция ПСВ может быть представлена и в виде схемы, и в виде проекта самосовершенствования ребенка. Единственное дополнение: схема больше свойственна и понятнее взрослым (педагогам, родителям), как конструкт-видение модели ПСВ, конструкт-предвосхищение ожидаемых результатов по самосовершенствованию ребенка. Детям, особенно начального и среднего уровней образования легче ориентироваться и "работать"с проектом или другой процессуальной моделью.
«Для построения модели развития исследуемого феномена необходимо, во-первых, выявить внешние факторы, существенно влияющие на процесс его становления, и затем из их числа выделить педагогически управляемые условия» (Н.М. Бортыко). Перед началом построения модели ПСВ необходимо изучить и проанализировать окружающую ребенка среду (его окружение, в какой социальной атмосфере воспитывается, кто существенно влияет на его жизненные взгляды (родители, педагоги, друзья), исходя из этого уже выстраивать персонифицированную траекторию развития. Возможно, единой, универсальной модели у нас и не получится, ведь тогда не получится «персонификация», однако традиционно в педагогической модельной конструкции необходимы такие элементы, как цель, задачи, содержание, технология воспитания (методы, формы, средства, приемы и т.д.). Особенностью модели ПСВ может быть «двуликость», т.е. цели ребенка – цели воспитателя, задачи ребенка – задачи воспитателоя, содержание деятельности ребенка (содержание самовоспитания) – содержание деятельности педагога… Схематично может выглядеть как взаимосвязанные и взаимозависимые параллели. Целесообразно, на мой взгляд, выделить и особые педагогические условия персонифицированного воспитания. Необходимо выделить и методологические подходы к построению модели ПСВ, конечно, это будут системный и деятельностный подходы. Возможно, в некоторых случаях педагоги будут исходить из идей аксиологического, антропологического, компетентностного и других подходов.
Ответ на данный сложный вопрос требует дополнительного обращения как к теории моделирования систем в целом, так и особенностям моделирования социальных в частности… Вероятно, гипотетически ПСВ можно отнести к типу сложных социальных систем, основным элементом которой является человек, обладающий субъективностью и значительным диапазоном выбора поведения. Известно, что отсюда вытекают два основных следствия: значительная неопределенность функционирования таких систем и наличие границ управления. Основными характеристиками таких социальных систем (по О.Г. Прикоту) являются: уникальность, целенаправленность, слабопредсказуемость, способность к самоорганизации, открытость и адаптивность, обладание иерархической структурой, представленность конечным множеством моделей, каждая из которых может отражать определенную часть ее сущности. Осмысление принципов проектирования социальных систем (социальной и личностной целесообразности, соразмерности проектируемых перемен, « допустимого порога модификации и модернизации», комплексности, реалистичности и др.) позволит упорядочить и уточнить представление о целях и специфике данного процесса, выбрать оптимальную форму его конечного «продукта» (типа модели - см. в 1 комментарии), а также определить содержание и связи структурных элементов, интегративного качества и т.п. Безусловно, что создаваемая модель должна выполнять отражающую, прогностическую и другие функции относительно объекта проектирования (одновременно и субъекта). Несомненно, что в ней, прежде всего, зафиксируются цели - ценности ребенка, возможные формы взаимодействия с социальным, культурным и природным окружением, формы личностной рефлексии и самоконтроля и др. Чрезмерное упрощение или идеализация модельных представлений вряд ли будут способствовать жизнеспособности и эффективности создаваемой и реализуемой модели.
Представить ПСВ в виде модели или схемы представляется возможным, ведь предназначение модели по определению - отражение наиболее существенных характеристик рассматриваемых объектов, взаимосвязей и зависимостей между ними. Безусловно, сконструированная модель должна обладать гибкостью, способностью к трансформации. Процессуальная модель представляется наиболее удобной для отражения процесса персонификации воспитания, однако на начальном этапе проектирования ПСВ в самом общем виде необходимо представить в упрощенном виде.
Образ модельной конструкции ПСВ у меня ассоциируется с китайской шкатулкой. Если главным автором ПСВ будет ребенок , возможно, этот образ его заинтересует . Да и вообще, ПВС-это и есть самая настоящая «китайская шкатулка». ( Читаем о шкатулке-это хранилище драгоценностей, испокон веков считалась прекрасным подарком, поскольку сама по себе являлась драгоценностью. Это достигалось в результате применения дорогих материалов для изготовления коробочки, богатой инкрустации, резьбы и росписи внешних и внутренних поверхностей. Неотъемлемой частью такой шкатулки являлось наличие секретных отделений, искусно замаскированных мастерами своего дела). Все нам подходит, даже «секретные отделения», как тонкая работа педагога, который помогает ребенку выстраивать ПСВ. Содержание модели-это обязательно цели-мечты, результаты, шаги, необходимые для достижения целей.
наша творческая группа представляет модельную конструкцию ПСВ в виде схемы молекулы ДНК. Линия "ребенок" существует параллельно (самостоятельно) с линией "взрослый/со-бытийная общность", между ними есть мостики соприкосновения/содействия, ведь для любой цели, любой деятельности необходимо принятие и одобрение их другими, значимыми для ребенка людьми. Через определенный отрезок времени эти две линии приближаются друг к другу насколько это возможно - происходит оценка и самооценка проделанных действий по достижению поставленных целей, их коррекция, возможно даже кардинальная смена.
Модель будет разноуровневой и многомерной (4D) с подвижными горизонтальными (жизнедеятельность ребёнка «здесь и сейчас») и вертикальными (личностный рост и изменения ребёнка и его окружения) составляющими. Ядром модели будем выступать ценностно-смысловая консолидация всех воспитательных устремлений и созидательной активности воспитуемого («воспитательный кокон»). Внешний уровень модели – организационно-управленческий. Наиболее развернуто должен быть представлен базовый уровень - содержательный, но как вариативный (альтернативные персонифицированные системы воспитания). С.А.Фадеева
Существует необходимость договориться о педагогических принципах, которые будут положены в основу педагогической деятельности по разработке ПСВ. Здесь кроется противоречие: смысл ПСВ, как я пониманию, стимулировать саморазвитие, но мы не можем заставить кого-либо саморазвиваться. Излишняя озабоченность "его" самовоспитанием может привести не к развитию индивидуальности, а к индивидуализму. В центре модели ПСВ - персона, т.е. личность, развивающаяся в направлении индивидуальности, уникальности, самобытности (в контексте культуры), затем возникает проблема цели - короткая и ясная, например, "воспитание к свободе" (Р.Штейнер). Не свободное воспитание, а именно освоение свободы, умение ею пользоваться, как основным инструментом саморазвития и самовоспитания. Затем методы самовоспитания, переходящие в содержание самл-деятельности по самостроительству: самомотивация, самоубеждение, самоотчёт и мн. другие. Не обойтись без определения ценностных ориентаций, как инструментов самоуправления системой и направленности деятельности (обязательно общественной). Т.о., практически использовали классическую педагогическую конструкцию воспитательной системы. Ну это для нас, а для детей, конечно, образы.
Дорогие коллеги, модель персонифицированной системы воспитания вижу в "средовом" формате воспитания... Да, несомненно, цель-ценность на уровне личности ребенка,причем, в определенной мере сконцентрированной на проявлении индивидуальных качеств (свойств, особенностей, способностей) конкретного ребенка,но не исключающей и общего типичного (что свойственно общности, группе, коллективу)... Личностная персонификация может зависеть от того, какой образ жизни ведут дети, какими способами они стремятся достичь личностной цели. Образ жизни, соответственно, будет во многом зависеть от качества среды, в которой пребывают дети (возможностей, вероятности и достоверности достижения личностной персонификации). Педагогический менеджмент (педагогическое управление) в этом случае будет состоять в управлении возможностями среды, усилении вероятностных механизмов достижения цели и нахождении педагогических ресурсов, способных привести к персонификации и достижению соответствующего педагогического результата. Управление может быть представлено из трех известных модулей: первый - осуществление процесса преобразования среды, второй - проектировочная деятельность, третий - диагностические процедуры. Преобразование среды может быть осуществлено в педагогическом плане через эстетизацию, актуализацию, персонализацию и персонификацию возможностей среды для ребенка. Это очень краткое представление модели.
Рассуждая о модельной конструкции ПСВ, коллеги предлагают схемы, формулы, проекты и т.д.. Все это может быть. Но все же нам , кажется, мы не должны забывать, что ПСВ - это особая система, хотя и является разновидностью системного построения воспитательного процесса. И особенность ее в том, что она единична. Думаем, что такими должны быть и модели. Здесь уже вопрос творчества. Причем, надо иметь в виду, что модель должна быть гибкой и мобильной , так как она будет «расти» вместе с ребенком, ведь его целевые устремления, связи и отношения будут меняться.
Персонифицированная система воспитания – это воспитательное пространство, оказывающее помощь и поддержку личностному развитию всех участников образовательного процесса. Данная категория воспитательного пространства должна стать системой управления и регулирования. Основной регулирующей функцией ПСВ является определение форм, методов и возможно технологий взаимодействия и взаимовлияния системы на личность и личности на систему. Сложность работы в ПСВ становится очевидной: полное отсутствие данных о ее количественном составе не говоря о качественном. Модель воспитательной системы учреждения образования – это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители. Этапы создания модели воспитательной системы: 1. Разработка исходной концепции (концепция – это совокупность тех идей, которые будут лежать в основе построения системы, то есть идеология), 2. Создание образа школы, в рамках которой будет строиться система (прогнозирование условий). 3. Построение описательной модели как модели будущего состояния воспитательной системы (ядро, компоненты, связи между ними, назначение компонентов).
Модель должна отражать характер взаимодействия с ребенком, систему связей и отношений, занимаемые участниками позиции и вид деятельности (может быть учебная, социально-трудовая, творческая, ….) Может быть представлена, например, в форме «проекта совершенствования ребёнка». Перед началом построения модели необходимо изучить окружающую среду ребенка, и провести консилиум всех заинтересованных в ребенке лиц, а затем начать работать над моделью. Данные исследования и мнение членов консилиума лягут в основу «проекта», который должен быть индивидуальным. Указываются промежуточные результаты. Ещё модель может выглядеть так, как, например схема молекулы (например, ДНК) или таблица.
Персонифицированная модель должна, на мой взгляд, обеспечить возможность выбора ребенка индивидуальной образовательной программы /обучение +воспитание/. Это должен быть осознанный заказ родителей ребенка, так как реализация заказа может помочь удовлетворить индивидуальные образовательные потребности, стимулировать развитие и, следовательно, совершенствоваться. Модель по идеи должна состоять из блоков /диагностика; проектирование; деятельность; корректировка/. Персонифицированная модель должна стать универсальной формой для роста ребенка. Алгоритм модели сработает, только тогда, когда над каждым блоком будет работать команда профессионалов совместно с семьей. Как смоделировать, как прописать каждый структурный элемент остается под большим вопросом, но самое главное за процессом моделирования не потерять самого ребенка.
Мы согласны с точкой зрения Смекаловой Е. в том, что «данный вопрос требует дополнительного обращения как к теории моделирования систем в целом, так и особенностям моделирования социальных систем в частности… «. По нашему мнению, модельная конструкция ПСВ может иметь как внутреннюю сторону , так и внешнюю. Внешняя форма данной модели ( шкатулка с сюрпризом, молекула ДНК и т.д.) может быть выбрана любым субъектом ПСВ, а внутренняя форма ( все компоненты системы) создаётся всеми субъектами в совокупности. Заваденко С.В., Юпатова Л.Д.,Зарембо Н.И., г.Псков, СЭЛ № 21
Внедрение системы персонифицированного воспитания процесс довольно сложный, но очень необходимый, поскольку учет индивидуальных возрастных и личностных особенностей учащихся, как в процессе воспитания, так и в процессе обучения, помогает формированию полноценной личности, способной на генерацию нестандартных, креативных идей, так необходимых обществу. Поэтому воспитательная работа должна выступать как процесс сотворчества педагогов и учащихся, создающий условия развития творческих способностей детей и взрослых, формирования отношений сотрудничества между ними. Сотворчество детей, родителей, педагогов – благодатная почва для развития ребенка. Только в совместной деятельности ребенок может раскрыть себя, проявить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, выдержку, волю, развить организаторские способности, приобрести так необходимые в жизни коммуникативные навыки. Горбань Ж.Ю., Гиско О.А., Ерашова О.П. гимназия 5 г.Витебск
Вероятно, модель ПСВ может состоять из двух частей (блогов): 1) персоны ребенка как субъекта саморазвития и жизнедеятельности с его мечтой(ами), целью(ями), потребностью(ями), интересами, ценностями, проблемами и 2) совокупности групп и отдельных индивидов, играющих важную (субъектную, референтную) роль в его развитии. Взаимодействия и взаимоотношения ребенка с влияющими на него и его развитие социальных групп и отдельных индивидов способствуют зарождению, становлению и дальнейшему развитию единства целевых ориентиров, ценностей, интересов юной персоны и окружающих ее людей. Таким образом появляются событийные детско-взрослые общности. Если бы была возможность изобразить модель в виде схемы, то в центре ее находился бы ребенок, вокруг него на некотором расстоянии расположились бы социальные сообщества, в которые включен школьник, а между ребенком и сообществами могли быть изображены векторы с двойной направленностью, обозначающие связи и отношения, возникающие в ходе общения и совместной деятельности, а также состоящие из пунктиров овалы как символы создаваемых и действующих детско-взрослых событийных общностей. Не следует исключать и такой вид модельных представлений, как описательная (текстовая) модель. В этом случае необходимо кратко, абстрагируясь от второстепенных деталей (моментов), описать предложенные нами в статье 4 компонента ПСВ. Кстати, данную текстовую модель можно дополнить схемой структуры ПСВ, на которой следует изобразить 4 компонента системы и связи каждого компонента с тремя другими компонентами. В качестве модели, отображающей важнейший фрагмент ПСВ, может выступать индивидуальная образовательная программа ребенка, разумеется, если в ней отражена не только учебная деятельность ребенка, но и его работа по самовоспитанию. Очень часто в индивидуальной образовательной программе содержится лишь информация об ученике как субъекте учебно-познавательной деятельности. Детализация модельных представлений во многом зависит от количества учащихся в классе, группе, кружке, с которыми работает педагог-воспитатель. Понятно, что в сельских малокомплектных школах и коррекционных ОО, где коллектив учащихся в первичных учебных коллективах 5 и менее человек, то там можно ожидать более детальные модельные представления.
В современной науке под моделью понимается искусственно созданный объект как мысленный образ, подобие исследуемого объекта. Такой объект отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, характеристики, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. То есть любая модель имеет системный характер. Академик Л.И. Новикова и ее коллеги определяют понятие «модель» как «умозрительное целостное представление строящейся или преобразуемой системы, внутреннее видение ее». Модель может быть представлена в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, а также в виде концептуального описания исследуемой системы.
ОтветитьУдалитьМодельная конструкция ПСВ, вероятно, может быть представлена в нескольких видах. Например, в виде схемы, в которой показываются составляющие модели, их взаимосвязь и взаимоотношения. Вариантом может быть и проект самосовершенствования ребенка. Такой проект будет представлять процессуальную модель. Хорошим примером такой модельной конструкции ПСВ является разработанный творческой группой псковской школы № 18 проект «Восхождение», представленный на нашем форуме.
Модель ПСВ, должна отражать характер взаимодействия с ребенком, систему связей и отношений, занимаемые участниками позиции. Например как в трансктном анализе у Берна. Характер позиций субъектов взаимодействия может меняться на разных этапах взаимодействия. Можно взять идею с В.И. Слободчикова, что со-бытийная общность это подвижный, гибкий характер связей и отношений. Важно! должны присутствовать и связи (эмоциональное ощущение значимости другого человека и взаимодействия с ним) и отношения (отстранение, осознание своего Я, своей позиции во взаимодействии и понимание значение данного взаимодействия для себя).
ОтветитьУдалитьРазделяем мнение коллег о том, что конструкция ПСВ может быть представлена и в виде схемы, и в виде проекта самосовершенствования ребенка. Единственное дополнение: схема больше свойственна и понятнее взрослым (педагогам, родителям), как конструкт-видение модели ПСВ, конструкт-предвосхищение ожидаемых результатов по самосовершенствованию ребенка. Детям, особенно начального и среднего уровней образования легче ориентироваться и "работать"с проектом или другой процессуальной моделью.
ОтветитьУдалить«Для построения модели развития исследуемого феномена необходимо, во-первых, выявить внешние факторы, существенно влияющие на процесс его становления, и затем из их числа выделить педагогически управляемые условия» (Н.М. Бортыко). Перед началом построения модели ПСВ необходимо изучить и проанализировать окружающую ребенка среду (его окружение, в какой социальной атмосфере воспитывается, кто существенно влияет на его жизненные взгляды (родители, педагоги, друзья), исходя из этого уже выстраивать персонифицированную траекторию развития. Возможно, единой, универсальной модели у нас и не получится, ведь тогда не получится «персонификация», однако традиционно в педагогической модельной конструкции необходимы такие элементы, как цель, задачи, содержание, технология воспитания (методы, формы, средства, приемы и т.д.). Особенностью модели ПСВ может быть «двуликость», т.е. цели ребенка – цели воспитателя, задачи ребенка – задачи воспитателоя, содержание деятельности ребенка (содержание самовоспитания) – содержание деятельности педагога… Схематично может выглядеть как взаимосвязанные и взаимозависимые параллели. Целесообразно, на мой взгляд, выделить и особые педагогические условия персонифицированного воспитания.
ОтветитьУдалитьНеобходимо выделить и методологические подходы к построению модели ПСВ, конечно, это будут системный и деятельностный подходы. Возможно, в некоторых случаях педагоги будут исходить из идей аксиологического, антропологического, компетентностного и других подходов.
Ответ на данный сложный вопрос требует дополнительного обращения как к теории моделирования систем в целом, так и особенностям моделирования социальных в частности… Вероятно, гипотетически ПСВ можно отнести к типу сложных социальных систем, основным элементом которой является человек, обладающий субъективностью и значительным диапазоном выбора поведения. Известно, что отсюда вытекают два основных следствия: значительная неопределенность функционирования таких систем и наличие границ управления. Основными характеристиками таких социальных систем (по О.Г. Прикоту) являются: уникальность, целенаправленность, слабопредсказуемость, способность к самоорганизации, открытость и адаптивность, обладание иерархической структурой, представленность конечным множеством моделей, каждая из которых может отражать определенную часть ее сущности.
ОтветитьУдалитьОсмысление принципов проектирования социальных систем (социальной и личностной целесообразности, соразмерности проектируемых перемен, « допустимого порога модификации и модернизации», комплексности, реалистичности и др.) позволит упорядочить и уточнить представление о целях и специфике данного процесса, выбрать оптимальную форму его конечного «продукта» (типа модели - см. в 1 комментарии), а также определить содержание и связи структурных элементов, интегративного качества и т.п. Безусловно, что создаваемая модель должна выполнять отражающую, прогностическую и другие функции относительно объекта проектирования (одновременно и субъекта). Несомненно, что в ней, прежде всего, зафиксируются цели - ценности ребенка, возможные формы взаимодействия с социальным, культурным и природным окружением, формы личностной рефлексии и самоконтроля и др. Чрезмерное упрощение или идеализация модельных представлений вряд ли будут способствовать жизнеспособности и эффективности создаваемой и реализуемой модели.
Представить ПСВ в виде модели или схемы представляется возможным, ведь предназначение модели по определению - отражение наиболее существенных характеристик рассматриваемых объектов, взаимосвязей и зависимостей между ними. Безусловно, сконструированная модель должна обладать гибкостью, способностью к трансформации. Процессуальная модель представляется наиболее удобной для отражения процесса персонификации воспитания, однако на начальном этапе проектирования ПСВ в самом общем виде необходимо представить в упрощенном виде.
ОтветитьУдалитьОбраз модельной конструкции ПСВ у меня ассоциируется с китайской шкатулкой. Если главным автором ПСВ будет ребенок , возможно, этот образ его заинтересует . Да и вообще, ПВС-это и есть самая настоящая «китайская шкатулка». ( Читаем о шкатулке-это хранилище драгоценностей, испокон веков считалась прекрасным подарком, поскольку сама по себе являлась драгоценностью. Это достигалось в результате применения дорогих материалов для изготовления коробочки, богатой инкрустации, резьбы и росписи внешних и внутренних поверхностей. Неотъемлемой частью такой шкатулки являлось наличие секретных отделений, искусно замаскированных мастерами своего дела). Все нам подходит, даже «секретные отделения», как тонкая работа педагога, который помогает ребенку выстраивать ПСВ.
ОтветитьУдалитьСодержание модели-это обязательно цели-мечты, результаты, шаги, необходимые для достижения целей.
наша творческая группа представляет модельную конструкцию ПСВ в виде схемы молекулы ДНК. Линия "ребенок" существует параллельно (самостоятельно) с линией "взрослый/со-бытийная общность", между ними есть мостики соприкосновения/содействия, ведь для любой цели, любой деятельности необходимо принятие и одобрение их другими, значимыми для ребенка людьми. Через определенный отрезок времени эти две линии приближаются друг к другу насколько это возможно - происходит оценка и самооценка проделанных действий по достижению поставленных целей, их коррекция, возможно даже кардинальная смена.
ОтветитьУдалитьМодель будет разноуровневой и многомерной (4D) с подвижными горизонтальными (жизнедеятельность ребёнка «здесь и сейчас») и вертикальными (личностный рост и изменения ребёнка и его окружения) составляющими. Ядром модели будем выступать ценностно-смысловая консолидация всех воспитательных устремлений и созидательной активности воспитуемого («воспитательный кокон»). Внешний уровень модели – организационно-управленческий. Наиболее развернуто должен быть представлен базовый уровень - содержательный, но как вариативный (альтернативные персонифицированные системы воспитания). С.А.Фадеева
ОтветитьУдалитьСуществует необходимость договориться о педагогических принципах, которые будут положены в основу педагогической деятельности по разработке ПСВ. Здесь кроется противоречие: смысл ПСВ, как я пониманию, стимулировать саморазвитие, но мы не можем заставить кого-либо саморазвиваться. Излишняя озабоченность "его" самовоспитанием может привести не к развитию индивидуальности, а к индивидуализму. В центре модели ПСВ - персона, т.е. личность, развивающаяся в направлении индивидуальности, уникальности, самобытности (в контексте культуры), затем возникает проблема цели - короткая и ясная, например, "воспитание к свободе" (Р.Штейнер). Не свободное воспитание, а именно освоение свободы, умение ею пользоваться, как основным инструментом саморазвития и самовоспитания. Затем методы самовоспитания, переходящие в содержание самл-деятельности по самостроительству: самомотивация, самоубеждение, самоотчёт и мн. другие. Не обойтись без определения ценностных ориентаций, как инструментов самоуправления системой и направленности деятельности (обязательно общественной). Т.о., практически использовали классическую педагогическую конструкцию воспитательной системы. Ну это для нас, а для детей, конечно, образы.
ОтветитьУдалитьДорогие коллеги, модель персонифицированной системы воспитания вижу в "средовом" формате воспитания... Да, несомненно, цель-ценность на уровне личности ребенка,причем, в определенной мере сконцентрированной на проявлении индивидуальных качеств (свойств, особенностей, способностей) конкретного ребенка,но не исключающей и общего типичного (что свойственно общности, группе, коллективу)... Личностная персонификация может зависеть от того, какой образ жизни ведут дети, какими способами они стремятся достичь личностной цели. Образ жизни, соответственно, будет во многом зависеть от качества среды, в которой пребывают дети (возможностей, вероятности и достоверности достижения личностной персонификации). Педагогический менеджмент (педагогическое управление) в этом случае будет состоять в управлении возможностями среды, усилении вероятностных механизмов достижения цели и нахождении педагогических ресурсов, способных привести к персонификации и достижению соответствующего педагогического результата. Управление может быть представлено из трех известных модулей: первый - осуществление процесса преобразования среды, второй - проектировочная деятельность, третий - диагностические процедуры. Преобразование среды может быть осуществлено в педагогическом плане через эстетизацию, актуализацию, персонализацию и персонификацию возможностей среды для ребенка. Это очень краткое представление модели.
ОтветитьУдалитьРассуждая о модельной конструкции ПСВ, коллеги предлагают схемы, формулы, проекты и т.д.. Все это может быть. Но все же нам , кажется, мы не должны забывать, что ПСВ - это особая система, хотя и является разновидностью системного построения воспитательного процесса. И особенность ее в том, что она единична. Думаем, что такими должны быть и модели. Здесь уже вопрос творчества. Причем, надо иметь в виду, что модель должна быть гибкой и мобильной , так как она будет «расти» вместе с ребенком, ведь его целевые устремления, связи и отношения будут меняться.
ОтветитьУдалитьПерсонифицированная система воспитания – это воспитательное пространство, оказывающее помощь и поддержку личностному развитию всех участников образовательного процесса. Данная категория воспитательного пространства должна стать системой управления и регулирования. Основной регулирующей функцией ПСВ является определение форм, методов и возможно технологий взаимодействия и взаимовлияния системы на личность и личности на систему. Сложность работы в ПСВ становится очевидной: полное отсутствие данных о ее количественном составе не говоря о качественном.
ОтветитьУдалитьМодель воспитательной системы учреждения образования – это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители. Этапы создания модели воспитательной системы:
1. Разработка исходной концепции (концепция – это совокупность тех идей, которые будут лежать в основе построения системы, то есть идеология),
2. Создание образа школы, в рамках которой будет строиться система (прогнозирование условий).
3. Построение описательной модели как модели будущего состояния воспитательной системы (ядро, компоненты, связи между ними, назначение компонентов).
Модель должна отражать характер взаимодействия с ребенком, систему связей и отношений, занимаемые участниками позиции и вид деятельности (может быть учебная, социально-трудовая, творческая, ….) Может быть представлена, например, в форме «проекта совершенствования ребёнка». Перед началом построения модели необходимо изучить окружающую среду ребенка, и провести консилиум всех заинтересованных в ребенке лиц, а затем начать работать над моделью. Данные исследования и мнение членов консилиума лягут в основу «проекта», который должен быть индивидуальным. Указываются промежуточные результаты.
ОтветитьУдалитьЕщё модель может выглядеть так, как, например схема молекулы (например, ДНК) или таблица.
Персонифицированная модель должна, на мой взгляд, обеспечить возможность выбора ребенка индивидуальной образовательной программы /обучение +воспитание/. Это должен быть осознанный заказ родителей ребенка, так как реализация заказа может помочь удовлетворить индивидуальные образовательные потребности, стимулировать развитие и, следовательно, совершенствоваться. Модель по идеи должна состоять из блоков /диагностика; проектирование; деятельность; корректировка/. Персонифицированная модель должна стать универсальной формой для роста ребенка. Алгоритм модели сработает, только тогда, когда над каждым блоком будет работать команда профессионалов совместно с семьей. Как смоделировать, как прописать каждый структурный элемент остается под большим вопросом, но самое главное за процессом моделирования не потерять самого ребенка.
ОтветитьУдалитьМы согласны с точкой зрения Смекаловой Е. в том, что «данный вопрос требует дополнительного обращения как к теории моделирования систем в целом, так и особенностям моделирования социальных систем в частности… «. По нашему мнению, модельная конструкция ПСВ может иметь как внутреннюю сторону , так и внешнюю. Внешняя форма данной модели ( шкатулка с сюрпризом, молекула ДНК и т.д.) может быть выбрана любым субъектом ПСВ, а внутренняя форма ( все компоненты системы) создаётся всеми субъектами в совокупности.
ОтветитьУдалитьЗаваденко С.В., Юпатова Л.Д.,Зарембо Н.И., г.Псков, СЭЛ № 21
Внедрение системы персонифицированного воспитания процесс довольно сложный, но очень необходимый, поскольку учет индивидуальных возрастных и личностных особенностей учащихся, как в процессе воспитания, так и в процессе обучения, помогает формированию полноценной личности, способной на генерацию нестандартных, креативных идей, так необходимых обществу. Поэтому воспитательная работа должна выступать как процесс сотворчества педагогов и учащихся, создающий условия развития творческих способностей детей и взрослых, формирования отношений сотрудничества между ними. Сотворчество детей, родителей, педагогов – благодатная почва для развития ребенка. Только в совместной деятельности ребенок может раскрыть себя, проявить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, выдержку, волю, развить организаторские способности, приобрести так необходимые в жизни коммуникативные навыки. Горбань Ж.Ю., Гиско О.А., Ерашова О.П. гимназия 5 г.Витебск
ОтветитьУдалитьВероятно, модель ПСВ может состоять из двух частей (блогов): 1) персоны ребенка как субъекта саморазвития и жизнедеятельности с его мечтой(ами), целью(ями), потребностью(ями), интересами, ценностями, проблемами и 2) совокупности групп и отдельных индивидов, играющих важную (субъектную, референтную) роль в его развитии. Взаимодействия и взаимоотношения ребенка с влияющими на него и его развитие социальных групп и отдельных индивидов способствуют зарождению, становлению и дальнейшему развитию единства целевых ориентиров, ценностей, интересов юной персоны и окружающих ее людей. Таким образом появляются событийные детско-взрослые общности.
ОтветитьУдалитьЕсли бы была возможность изобразить модель в виде схемы, то в центре ее находился бы ребенок, вокруг него на некотором расстоянии расположились бы социальные сообщества, в которые включен школьник, а между ребенком и сообществами могли быть изображены векторы с двойной направленностью, обозначающие связи и отношения, возникающие в ходе общения и совместной деятельности, а также состоящие из пунктиров овалы как символы создаваемых и действующих детско-взрослых событийных общностей.
Не следует исключать и такой вид модельных представлений, как описательная (текстовая) модель. В этом случае необходимо кратко, абстрагируясь от второстепенных деталей (моментов), описать предложенные нами в статье 4 компонента ПСВ. Кстати, данную текстовую модель можно дополнить схемой структуры ПСВ, на которой следует изобразить 4 компонента системы и связи каждого компонента с тремя другими компонентами.
В качестве модели, отображающей важнейший фрагмент ПСВ, может выступать индивидуальная образовательная программа ребенка, разумеется, если в ней отражена не только учебная деятельность ребенка, но и его работа по самовоспитанию. Очень часто в индивидуальной образовательной программе содержится лишь информация об ученике как субъекте учебно-познавательной деятельности.
Детализация модельных представлений во многом зависит от количества учащихся в классе, группе, кружке, с которыми работает педагог-воспитатель. Понятно, что в сельских малокомплектных школах и коррекционных ОО, где коллектив учащихся в первичных учебных коллективах 5 и менее человек, то там можно ожидать более детальные модельные представления.