В какой форме могут быть отражены перспективные устремления самого ребенка? Из каких элементов (разделов) может состоять «документ», в котором они будут представлены?
Это может быть манифест, как осмысленное проявление своей позиции. Авторы сами и определяют форму и средства донести его другим. Для примера две зарисовки. Данные манифесты появились в живом общении с детьми, в детско-взрослой общности. Первый, при совместном чтении книги и ее обсуждении, второй на сборе, когда нужно было принимать решение. Первая. Манифест Даши Шустовой (8 лет), после прочтения Я.Корчака "Король Матиуш"(статья с манифестом и интервью - Я есть в мире./ Д.М. Шустова, И.Ю. Шустова // Классное руководство и воспитание школьников, 2010. № 16. С. 5 – 8.) «Товарищи взрослые! Я хочу, чтобы у детей было больше прав, чтобы они были более независимы от взрослых, могли быть такими же личностями, как вы». Даша МАНИФЕСТ ДЕТЕЙ Ребенок это ЛИЧНОСТЬ!!! Ребенок может быть самостоятельным. Ребенок, это человек который горд, у него есть чувство собственного достоинства. Дети живут настоящим, а не будущим, им главное, чтобы было все хорошо сейчас. Нельзя лишать детей слова! Нельзя делать над детьми насилия! Нельзя забивать волю ребенка своими указаниями! Нельзя кричать диким голосом на детей! Нельзя делать за детей то, что задали им! Нельзя без разрешения брать их вещи! Ребенок должен ходить в школу и учить уроки. Ребенок умеет дружить, понимать других. Дети всё могут, если захотят и им интересно. У ребенка есть свои тайны и секреты. Детям очень плохо без ласки. Дети любят смеяться, веселиться и есть что-нибудь вкусненькое. Нужно баловать детей, чтобы они чувствовали, что их любят, не были злыми
Вторая. Манифест школьников, который родился на межвозрастном сборе (3-11 кл) в Гимназии № 33 г.Ульяновска МАНИФЕСТ Давайте создавать жизнь в школе Вместе! Каждый имеет право на уважение чести и достоинства. Каждый имеет право на ошибку. В гимназии должно быть интересно всем на уроке и не только. Береги школу и ее жителей. Соблюдай дисциплину! Самосовершенствуйся! Будь активным. Проявляй инициативу и бери на себя ответственность. Делай свой мир разноцветней. Власть школьному совету (ученики 3 – 11 классов, педагоги, родители)! Взрослые, услышьте детей и их предложения! Ученики, не бойтесь высказывать свое мнение!
Можно предположить наличие следующих разделов "Траектория развития" (как вариант названия "Документа"). 1. У меня получается (интересы ребёнка, достижения в учёбе, спорте, творчестве, классных делах....) 2. Хочу научиться ...... 3. Шаги к успехам (возможны варианты мероприятий, дел, событий, которые будут направлять траекторию развития вверх). Конечно, не обойтись без анкетирования ребёнка, участия родителей, педагогов доп. образования, классного руководителя в составлении документа
Формы представления устремлений ребенка могут быть различными. Это может быть текстовый «документ» (план, описание маршрута движения (траектории), дневник и др.) А может быть какая-то образная модель, схема, карта или рисунок. Возможно это будет "Дерево желаний" (устремлений, целей), где есть главные ветви (самые большие желания - мечты) и веточки поменьше - это ближайшие устремления (дополняющие, исходящие из больших желаний. А еще есть ствол – это стратегические, главные ориентиры ребенка, его цели. От них исходят большие и маленькие желания. На дереве могут появляться цветы и плоды - это образы результатов, достижений. Дерево получает питание из почвы. Без почвы и питания дерево погибнет – это условия, необходимые для «взращивания» дерева и его развития. «Дерево желаний» - это образная модель ПСВ.
Формы, которые можно использовать для отражения процесса саморазвития ребенка, уже предложены некоторыми участниками нынешнего форума (матрешка, дневник роста, проект, индивидуальная программа). В свою очередь, мы можем предложить те, что были разработаны нашим творческим коллективом в ходе прошлого исследования «Менеджмент воспитания»: индивидуальный план, хронограф, альбом-эстафета, электронный портфель, бизнес-план, программа саморазвития «Матрешки». По нашему мнению, они могут состоять из крупных блоков, в которых будут выделены разделы. Например, блок «Самопознание» может включать описание способностей, увлечений, черт характера, интересов и т.д. Блок «Самопроектирование» - формулировку цели, мечты, девиза, жизненных принципов, правил взаимоотношений, плана действий и т.д. Блок «Самостроительство» - фиксацию деятельности по достижению цели. Блок «Саморефлексия» - осмысление достигнутых результатов и допущенных ошибок. Блок «Самокоррекция – планирование и осуществление коррекции необходимого.
Остаётся дополнить уже перечисленные формы: возможно, альманах, "Книга моей жизни". Мы бы включили к перечисленным Екатериной Ивановной и Еленой Владимировной блокам еще блок "Моя семья" (с описанием традиций, увлечений, достижений т.п. стремлений членов семьи) и блок "Мои помощники" (референтные для ребенка взрослые на пути к достижению цели).
Спасибо всем за интересные формы отражения перспективных устремлений ребенка. Очень понравилась идея с «Деревом желаний (устремлений, целей)». Для младших школьников можно еще предложить «Лесенку успеха (достижений)», где ребенок мог бы отметить ступеньку, на которой находится сейчас, ступеньку, на которой хотел бы быть, обозначить промежуточные результаты, дополнить размышлениями о том, что нужно сделать для того, чтобы достичь желаемого результата. Для старшеклассников, на мой взгляд, предпочтительнее текстовый документ. Понравилась идея с блоками, предложенная Барановой Е.И. и Володиной Е.В. Главное - сделать ребенка активным участником проектирования ПСВ. Исаева Н.М. Иваново
Идея с "Деревом желаний" очень интересна. Особенно понятна будет, на мой взгляд, для детей, особенно младшего возраста. Для детей среднего и старшего возраста можно предложить "Дневник саморазвития", "Альманах достижений" и др. В любом случае, мне кажется, что кроме непосредственно блока, посвященного успехам и достижениям, чтобы оно не превратилось в "Портфолио", в данный "документ" следует включить материал, накопленный в ходе самопознания ("Мои увлечения"; "Мои размышления" - где,возможно, ребенок будет фиксировать свои мысли по поводу самых различных событий, ситуаций, отношений; "Мой мир" - размышления по поводу окружающих людей (члены семьи, взрослые, друзья и др.)). В ходе размышления над формой отражения персонификации воспитания с позиции ребенка вспомнились школьные "дневники", которые были популярны некоторое время назад среди учащихся. В таких "дневниках" сами дети формулировали для своих друзей, одноклассников, сверстников ряд вопросов, касающихся как биографических фактов, так и личностных характеристик, мировосприятия и идентификации себя как личности. Для педагогов, специалистов и родителей, как мне кажется, форма должна быть более конкретной, отражающей все основные направления развития эмоционально-ценностной сферы жизни ребенка.
Хочу продолжить воспоминания из 20 века отечественной педагогики. Помнится была такая форма "Дневник (или что-то вроде, может кто помнит)участника ленинского зачёта" Дело, конечно не в зачёте и тем более не в ленинском, но смысл в том, чтобы иметь индивидуальный план самосовершенствования или развития своей личности (как договоримся), брать на себя обязательства и т.д. Сейчас есть новая форма, т.н. портфолио. Оно тоже может быть усовершенствовано, там могут появиться странички о личных планах и достижениях. Какие книги прочитаю и товарищам расскажу(учителя могли бы давать рекомендации, тем более, что они есть), какие кружки буду посещать, над какими чертами характера хочу поработать и т.д. Если есть план, то предполагается и отчёт. Можно набирать баллы, как пионеры набирали и получать значки той или иной формы отличия по типу ГТО. Взрослым это может быть смешно, а для детей - это нормально. Определить для какого возраста это подходит, мы же не можем к пятиклассникам относиться так же как и к девятиклассникам. Вот ещё была такая форма, которую сами дети придумали - это "анкеты". В этот альбом - анкету дети собирали себе разные пожелания от друзей и взрослых и узнавали о них, кто какую музыку любит, какие книги читает, чем увлекается, о чём мечтает. Самое главное через различные формы создать детям ситуацию "обдумывания житья". Можно предложить в такой альбом простые тесты о чертах личности с рекомендациями. Здорово бы в конце года письменно излагать небольшой самоанализ. Были у нас ещё игры с анонимными пожеланиями. Если будут такие разработки предложены - думаю стоит обсудить. Со своей стороны - берусь подумать и на бумаге изложить.
Считаем, что «документ» не может быть одинаковым у младшего и старшего школьника. Для первого он не должен быть официальным, а скорее напоминающим увлекательную игру. Возможно, это будет сказка (см. наше положение о фестивале взрослых и детей «Моя мечта»), или «Маршруты моего «Я», или «Путешествие моей мечты», где будут обозначены целевые устремления ребенка, маршруты, по которым он пойдет к своей цели (с кем познакомиться, куда поехать и т. д.), проблемы или вопросы, которые могут возникнуть на его пути, в чьей помощи и поддержке он будет нуждаться и в чем она будет заключаться, какие преобразования пройдут в самом ребенке и в окружающем его мире, каким будет результат. Для более старших детей, вероятнее всего, самым оптимальным будет все-таки проект в его классическом варианте. Поскольку речь идет о персонифицированной системе, то и форма перспективных устремлений ребенка может быть персональной. Особенно это приемлемо для малочисленной школы, как наша.
Полностью разделяю мнение, что форма перспективных устремлений ребенка может быть (и скорее должна быть)индивидуальной, по крайней мере разной у младших и старших ребят. Обязательными разделами этих форм (дневников, портфолио, бизнес-планов, программ саморазвития ...) должны быть "Мое "Я"", "Мои жизненные цели: сегодня и завтра", "Варианты решений ("Мои дороги"), "Мои помощники" (странички о семье, педагогах, сверстниках и т.д., с которыми взаимодействует ребенок), "Презентация/ отчет "Мои достижения"("Конкретные шаги"), "Рефлексия". Также можно добавить страничку психолога, на которой бы фиксировались качественные изменения личности ребенка в процессе реализации поставленных целей.
Представляется, что это могут быть два различных формата. Перспективные устремления ребенка - как прогнозируемый желаемый результат – в более свободной декларативной форме, но при этом обязательное частичное (младшая школа) и полное (средняя и старшая школа) авторство самого ребёнка и эмоционально привлекательный для него текст. А «документ», в котором данные устремления будут конкретизированы, с одной стороны - должен быть чётким, отражающим ступеньки роста в различных сферах, ограниченным во временных рамках и результатно-ориентированным; а с другой стороны - создающим возможности для человечности, созерцания и осознанности в каждом проживаемом дне. Мы же заинтересованы в воспитании Человека, а не функционера) С.А.Фадеева
По аналогии с моделью ученического соуправления "Созвездие В" (такую модель сейчас реализуем в классе) можно попробовать создать модель, в которой могут быть отражены устремления конкретного ребёнка. Название созвездия будет связано с мечтой ребёнка. Если он хочет стать балериной, то его созвездие может иметь форму образа балерины и соответствующее название ("Полёт", "Грация" и т. п.)Но, чтобы созвездие "Полёт" появилось на небосклоне, важно, чтобы каждая звезда, входящая в созвездие сверкала (работала). Звёзды - устремления ребёнка, которые приведут его к осуществлению мечты. Звёзды в созвездии Балерины могут быть такими: "Первая встреча с искусством" (познание, изучение ..) "Я - балерина" (формирование внутренних качеств и поведенческих характеристик) "Первые балетные шаги" (занятия со специалистами) "Мой успех" (выступления, фестивали, победы..) "Моё вчера и моё сегодня" (самоанализ и самооценка).
Уважаемые коллеги! Многие формы, представленные здесь, очень импонируют! И это действительно творческое воплощение замыслов, о которых писали в модели персонификации. В качестве варианта предложу известный "средовой" вариант определения цели участниками образовательного процесса, как ответ на вопрос: что ребенок хочет иметь и уметь? Что нужно уметь, чтобы обладать (иметь) определенными ценностями? "Иметь для того, чтобы быть. Уметь - чтобы мочь" достичь своей цели... Всем замечательного творческого поиска! С уважением, Боровская Е.В. Нижний Новгород
Представленные «документы» интересны и действенны: и «дерево желаний» и блоки. Однако возрастные разграничения при выборе форм «документа» необходимы, сензитивными периодами развития личности пренебрегать не стоит. Понятно, что старшему школьному возрасту будет проще самовыразиться и попытаться построить план саморазвития в указанных блоках. А как быть с младшими школьниками? Кроме названных ранее, можно попробовать метод неоконченной сказки, который поможет раскрыть внутренний мир ребенка. Напрямую сформулировать план своего развития достаточно сложно и взрослому человеку, что говорить о ребенке. Сказки любят и понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. Можно не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком, затем задать ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»? Сказки могут такими: СКАЗКА «ЗАКОЛДОВАННЫЙ ПРИНЦ (ПРИНЦЕССА)» «В некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали? Что сделать, что расколдовали? и т.д.» СКАЗКА «ВОРОН» «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили они поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу...» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)? А как добиться, обрести какие-либо качества? И т.д.»
Формы представления процесса саморазвития ребенка могут быть различными. И некоторые коллеги их уже предложили. Это документ на бумажном или электронном носителе(индивидуальный маршрут, проект, дневник роста и др.). А может это будет воображаемая, образная модель - многоэтажный дом. И "поднимаясь по этажам" этого дома - ребенок проходит этапы личностного роста. Фундамент - это то, что он имеет в начале своего пути к цели "Это - я", 1 этаж - "Познай себя", 2 - "Мой план действий", 3 - "Мой путь к цели", 4 - "Мои ожидания и реальность" и 5 этаж - "Моё восхождение у успеху".
Очень симпатично, что фактически все участники коллективного обсуждения стремятся предложить творческие варианты «документа» ребенка. Нравится вариант «Дерево желаний», предложенный Г.Д. Кочергиной. Кстати, ранее в виде дерева изображались воспитательные системы школ и классов. Положительные эмоции вызвали и другие творческие варианты «документа». Но я допускаю, что может создаваться ребенком, например, старшеклассником, документ без кавычек – проект или программа саморазвития (самовоспитания). Вид, содержание и структура документа в кавычках или без них зависит от возрастных особенностей детей. Важно и то, чтобы при составлении такого документа у ребенка оставалось право на тайну, ибо не все должно быть публичным. Следует избежать громоздкости данного документа и формализма при его заполнении. Было бы хорошо, если бы в каждой экспериментальной площадке сумели разработать к концу марта одну педагогическую модель ПСВ или один документ ребенка как субъекта саморазвития.
Здравствуйте, коллеги! К обсуждению присоединяется Переслегинская гимназия (Псковская область). У нас традиционной является такая форма работы, как творческий портрет. Почему-то при обсуждении поставленного вопроса захотелось «танцевать» именно отсюда. И идей возникло три, правда очень похожих. 1. ПСВ «Додекаэдр» (для тех, кто любит математику). Главная пропорция додекаэдра – Золотое Сечение (это уже поле деятельности). Главные числовые характеристики додекаэдра – 5,12,60. Может быть 5 Вершин, например: Мечта, Успех, Власть, Азарт, Любовь. Талант быть Человеком играет 12-ю гранями (они формулируются как угодно, например, «Двигаться к познанию Мира и Самого себя», «Быть подвижником», «Думать не как все» и т.п.) Дальше пока не думали))) 2. «Жизнь – это бриллиант» (для более поэтических натур). Не ограненный бриллиант не блести, он тусклый. Чтобы заблестел, надо шлифовать. А шлифовка – это труд, это выход из комфортной зоны, это все то, что тревожит, раздражает… А вот после шлифовки он сияет ярко. Чем больше граней, тем больше света преломляется. Но и тем больше света остается, сохраняется в нем. Грани – это здоровая красота и красивое здоровье, это личностый рост и самореализация, это….. По важности они неразделимы, и если чего-то не хватает, то бриллиант (=жизнь) не становится ценностью. 3.ПСВ – это, в первую очередь самостроительство, поэтому рабочее название «По ступеням пирамиды». Пирамиды строились большим количеством людей, но точно все шли к поставленной цели и достигали ее. Сравнивать ребенка с пирамидой, конечно, не очень красиво, но возможно, что он, ребенок, некий «стержень», если хотите «Заказчик – участник» строительства.
Одним из важнейших принципов моделирования социальных систем является принцип реалистичности, который предполагает, прежде всего, максимальное использование уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных и тождественных проблем, модификацию существующих культурных образцов и разработку новых. В педагогической практике накоплен достаточный опыт по разработке и «отражению» форм индивидуального целеполагания, механизмов «самостроительства», приемов рефлексии личности и др., о чем убедительно и свидетельствуют предшествующие комментарии.
Уважаемые коллеги, спасибо за интересные формы. Мне кажется,что к графическим и формам описательного характера, можно добавить творческое представление персоны о своих мечтах, устремлениях, целях. Можно предложить ребятам создать "артбук" (это рукотворные книги, дневники, оформленные эскизные блокноты, а еще коллажи и рисунки, собранные в одну тетрадь) в виде книги желаний,мечтаний, устремлений, в которой можно изображать (рисовать или вклеивать) свои мечты.
Мы предлагаем коллегам, принимавшим участие в веб-форуме, уже знакомые им наши материалы с применением коучинговых технологий: Стрелы перспектив ребёнка, Колеса баланса, шкалы от 1 до 10, открытых вопросов. Заваденко С.В., Юпатова Л.Д., Зарембо Н.И., г. Псков, СЭЛ № 21
Уважаемые коллеги, я хотела бы предложить вариант из своего "советского" детства. У нас были анкеты, на вопросы которой отвечали одноклассники, а иногда и учителя. Почему бы не использовать этот вариант для начальной школы? Например: "Я расту". Имеется в виду качественный рост ученика, его саморазвитие. Анкету можно разделить на 3 больших раздела: "Я и мои друзья" (проанализируем межличностную коммуникацию ребенка), "Я и взрослые" (отношения с семьёй, учителями, ПДО), "Я и ЗЕРКАЛО" (вариант своих желаний, устремлений, достижений и неудач,...)А главное, что глядя на самого себя в "зеркало", ученик должен подмечать свой качественный рост или регресс. Опять же: "Свет мой, зеркальце, кажи..." И "зеркало" (возможно взрослые или друзья ) должно помочь либо с чем-то справиться , либо чего-то достичь. У нас, в началке, дети очень нуждаются в поддержке со стороны взрослых.
Я полагаю, что перспективные устремления ребенка должны быть изложены как текстовый документ.Даже с ребенком начальных классов нужно вести серьезный разговор на тему" Каким ты хочешь стать?"Ответ на этот вопрос и должен стать отправной точкой в составлении персонифицированного плана для конкретного ребенка."A что для этого нужно делать?"-ответ на этот вопрос поможет конкретизировать действия и со-действия ребенка и взрослых. Именно на этом этапе взрослые должны предложить варианты достижения цели, помочь ребенку попробовать свои силы в выбранных видах деятельности, а также скорректировать персонифицированный план. На следующем этапе нужно помогать ребенку оценивать достигнутое. Взрослые обязательно должны помочь отразить в планах изменения,необходимые конкретному воспитаннику.
Перспективные устремления ребенка могут быть изложены в виде ежедневника под названием "Лестница успеха" или "По дороге к успеху", где ребёнок будет записывать свои успехи и неудачи и пути их решения для достижения определённой цели. Одной из задач персонифицированной системы является научить учащихся поставить пред собой цель, которую непременно нужно достичь для того, чтобы сформировать разносторонне развитую личность.
Это может быть манифест, как осмысленное проявление своей позиции. Авторы сами и определяют форму и средства донести его другим. Для примера две зарисовки. Данные манифесты появились в живом общении с детьми, в детско-взрослой общности. Первый, при совместном чтении книги и ее обсуждении, второй на сборе, когда нужно было принимать решение.
ОтветитьУдалитьПервая. Манифест Даши Шустовой (8 лет), после прочтения Я.Корчака "Король Матиуш"(статья с манифестом и интервью - Я есть в мире./ Д.М. Шустова, И.Ю. Шустова // Классное руководство и воспитание школьников, 2010. № 16. С. 5 – 8.)
«Товарищи взрослые! Я хочу, чтобы у детей было больше прав, чтобы они были более независимы от взрослых, могли быть такими же личностями, как вы». Даша
МАНИФЕСТ ДЕТЕЙ
Ребенок это ЛИЧНОСТЬ!!!
Ребенок может быть самостоятельным.
Ребенок, это человек который горд, у него есть чувство собственного достоинства.
Дети живут настоящим, а не будущим, им главное, чтобы было все хорошо сейчас.
Нельзя лишать детей слова!
Нельзя делать над детьми насилия!
Нельзя забивать волю ребенка своими указаниями!
Нельзя кричать диким голосом на детей!
Нельзя делать за детей то, что задали им!
Нельзя без разрешения брать их вещи!
Ребенок должен ходить в школу и учить уроки.
Ребенок умеет дружить, понимать других.
Дети всё могут, если захотят и им интересно.
У ребенка есть свои тайны и секреты.
Детям очень плохо без ласки.
Дети любят смеяться, веселиться и есть что-нибудь вкусненькое.
Нужно баловать детей, чтобы они чувствовали, что их любят, не были злыми
Вторая. Манифест школьников, который родился на межвозрастном сборе (3-11 кл) в Гимназии № 33 г.Ульяновска
МАНИФЕСТ
Давайте создавать жизнь в школе Вместе!
Каждый имеет право на уважение чести и достоинства. Каждый имеет право на ошибку.
В гимназии должно быть интересно всем на уроке и не только.
Береги школу и ее жителей. Соблюдай дисциплину!
Самосовершенствуйся! Будь активным. Проявляй инициативу и бери на себя ответственность.
Делай свой мир разноцветней.
Власть школьному совету (ученики 3 – 11 классов, педагоги, родители)! Взрослые, услышьте детей и их предложения! Ученики, не бойтесь высказывать свое мнение!
Можно предположить наличие следующих разделов "Траектория развития" (как вариант названия "Документа"). 1. У меня получается (интересы ребёнка, достижения в учёбе, спорте, творчестве, классных делах....) 2. Хочу научиться ...... 3. Шаги к успехам (возможны варианты мероприятий, дел, событий, которые будут направлять траекторию развития вверх). Конечно, не обойтись без анкетирования ребёнка, участия родителей, педагогов доп. образования, классного руководителя в составлении документа
ОтветитьУдалитьФормы представления устремлений ребенка могут быть различными. Это может быть текстовый «документ» (план, описание маршрута движения (траектории), дневник и др.) А может быть какая-то образная модель, схема, карта или рисунок.
ОтветитьУдалитьВозможно это будет "Дерево желаний" (устремлений, целей), где есть главные ветви (самые большие желания - мечты) и веточки поменьше - это ближайшие устремления (дополняющие, исходящие из больших желаний. А еще есть ствол – это стратегические, главные ориентиры ребенка, его цели. От них исходят большие и маленькие желания. На дереве могут появляться цветы и плоды - это образы результатов, достижений. Дерево получает питание из почвы. Без почвы и питания дерево погибнет – это условия, необходимые для «взращивания» дерева и его развития. «Дерево желаний» - это образная модель ПСВ.
Формы, которые можно использовать для отражения процесса саморазвития ребенка, уже предложены некоторыми участниками нынешнего форума (матрешка, дневник роста, проект, индивидуальная программа). В свою очередь, мы можем предложить те, что были разработаны нашим творческим коллективом в ходе прошлого исследования «Менеджмент воспитания»: индивидуальный план, хронограф, альбом-эстафета, электронный портфель, бизнес-план, программа саморазвития «Матрешки». По нашему мнению, они могут состоять из крупных блоков, в которых будут выделены разделы. Например, блок «Самопознание» может включать описание способностей, увлечений, черт характера, интересов и т.д. Блок «Самопроектирование» - формулировку цели, мечты, девиза, жизненных принципов, правил взаимоотношений, плана действий и т.д. Блок «Самостроительство» - фиксацию деятельности по достижению цели. Блок «Саморефлексия» - осмысление достигнутых результатов и допущенных ошибок. Блок «Самокоррекция – планирование и осуществление коррекции необходимого.
ОтветитьУдалитьОстаётся дополнить уже перечисленные формы: возможно, альманах, "Книга моей жизни". Мы бы включили к перечисленным Екатериной Ивановной и Еленой Владимировной блокам еще блок "Моя семья" (с описанием традиций, увлечений, достижений т.п. стремлений членов семьи) и блок "Мои помощники" (референтные для ребенка взрослые на пути к достижению цели).
ОтветитьУдалитьСпасибо всем за интересные формы отражения перспективных устремлений ребенка. Очень понравилась идея с «Деревом желаний (устремлений, целей)». Для младших школьников можно еще предложить «Лесенку успеха (достижений)», где ребенок мог бы отметить ступеньку, на которой находится сейчас, ступеньку, на которой хотел бы быть, обозначить промежуточные результаты, дополнить размышлениями о том, что нужно сделать для того, чтобы достичь желаемого результата. Для старшеклассников, на мой взгляд, предпочтительнее текстовый документ. Понравилась идея с блоками, предложенная Барановой Е.И. и Володиной Е.В. Главное - сделать ребенка активным участником проектирования ПСВ. Исаева Н.М. Иваново
ОтветитьУдалитьИдея с "Деревом желаний" очень интересна. Особенно понятна будет, на мой взгляд, для детей, особенно младшего возраста. Для детей среднего и старшего возраста можно предложить "Дневник саморазвития", "Альманах достижений" и др. В любом случае, мне кажется, что кроме непосредственно блока, посвященного успехам и достижениям, чтобы оно не превратилось в "Портфолио", в данный "документ" следует включить материал, накопленный в ходе самопознания ("Мои увлечения"; "Мои размышления" - где,возможно, ребенок будет фиксировать свои мысли по поводу самых различных событий, ситуаций, отношений; "Мой мир" - размышления по поводу окружающих людей (члены семьи, взрослые, друзья и др.)). В ходе размышления над формой отражения персонификации воспитания с позиции ребенка вспомнились школьные "дневники", которые были популярны некоторое время назад среди учащихся. В таких "дневниках" сами дети формулировали для своих друзей, одноклассников, сверстников ряд вопросов, касающихся как биографических фактов, так и личностных характеристик, мировосприятия и идентификации себя как личности.
ОтветитьУдалитьДля педагогов, специалистов и родителей, как мне кажется, форма должна быть более конкретной, отражающей все основные направления развития эмоционально-ценностной сферы жизни ребенка.
Хочу продолжить воспоминания из 20 века отечественной педагогики. Помнится была такая форма "Дневник (или что-то вроде, может кто помнит)участника ленинского зачёта" Дело, конечно не в зачёте и тем более не в ленинском, но смысл в том, чтобы иметь индивидуальный план самосовершенствования или развития своей личности (как договоримся), брать на себя обязательства и т.д. Сейчас есть новая форма, т.н. портфолио. Оно тоже может быть усовершенствовано, там могут появиться странички о личных планах и достижениях. Какие книги прочитаю и товарищам расскажу(учителя могли бы давать рекомендации, тем более, что они есть), какие кружки буду посещать, над какими чертами характера хочу поработать и т.д. Если есть план, то предполагается и отчёт. Можно набирать баллы, как пионеры набирали и получать значки той или иной формы отличия по типу ГТО. Взрослым это может быть смешно, а для детей - это нормально. Определить для какого возраста это подходит, мы же не можем к пятиклассникам относиться так же как и к девятиклассникам.
ОтветитьУдалитьВот ещё была такая форма, которую сами дети придумали - это "анкеты". В этот альбом - анкету дети собирали себе разные пожелания от друзей и взрослых и узнавали о них, кто какую музыку любит, какие книги читает, чем увлекается, о чём мечтает. Самое главное через различные формы создать детям ситуацию "обдумывания житья". Можно предложить в такой альбом простые тесты о чертах личности с рекомендациями. Здорово бы в конце года письменно излагать небольшой самоанализ. Были у нас ещё игры с анонимными пожеланиями. Если будут такие разработки предложены - думаю стоит обсудить. Со своей стороны - берусь подумать и на бумаге изложить.
Считаем, что «документ» не может быть одинаковым у младшего и старшего школьника. Для первого он не должен быть официальным, а скорее напоминающим увлекательную игру. Возможно, это будет сказка (см. наше положение о фестивале взрослых и детей «Моя мечта»), или «Маршруты моего «Я», или «Путешествие моей мечты», где будут обозначены целевые устремления ребенка, маршруты, по которым он пойдет к своей цели (с кем познакомиться, куда поехать и т. д.), проблемы или вопросы, которые могут возникнуть на его пути, в чьей помощи и поддержке он будет нуждаться и в чем она будет заключаться, какие преобразования пройдут в самом ребенке и в окружающем его мире, каким будет результат.
ОтветитьУдалитьДля более старших детей, вероятнее всего, самым оптимальным будет все-таки проект в его классическом варианте.
Поскольку речь идет о персонифицированной системе, то и форма перспективных устремлений ребенка может быть персональной. Особенно это приемлемо для малочисленной школы, как наша.
Полностью разделяю мнение, что форма перспективных устремлений ребенка может быть (и скорее должна быть)индивидуальной, по крайней мере разной у младших и старших ребят. Обязательными разделами этих форм (дневников, портфолио, бизнес-планов, программ саморазвития ...) должны быть "Мое "Я"", "Мои жизненные цели: сегодня и завтра", "Варианты решений ("Мои дороги"), "Мои помощники" (странички о семье, педагогах, сверстниках и т.д., с которыми взаимодействует ребенок), "Презентация/ отчет "Мои достижения"("Конкретные шаги"), "Рефлексия". Также можно добавить страничку психолога, на которой бы фиксировались качественные изменения личности ребенка в процессе реализации поставленных целей.
ОтветитьУдалитьПредставляется, что это могут быть два различных формата. Перспективные устремления ребенка - как прогнозируемый желаемый результат – в более свободной декларативной форме, но при этом обязательное частичное (младшая школа) и полное (средняя и старшая школа) авторство самого ребёнка и эмоционально привлекательный для него текст. А «документ», в котором данные устремления будут конкретизированы, с одной стороны - должен быть чётким, отражающим ступеньки роста в различных сферах, ограниченным во временных рамках и результатно-ориентированным; а с другой стороны - создающим возможности для человечности, созерцания и осознанности в каждом проживаемом дне. Мы же заинтересованы в воспитании Человека, а не функционера)
ОтветитьУдалитьС.А.Фадеева
По аналогии с моделью ученического соуправления "Созвездие В" (такую модель сейчас реализуем в классе) можно попробовать создать модель, в которой могут быть отражены устремления конкретного ребёнка. Название созвездия будет связано с мечтой ребёнка. Если он хочет стать балериной, то его созвездие может иметь форму образа балерины и соответствующее название ("Полёт", "Грация" и т. п.)Но, чтобы созвездие "Полёт" появилось на небосклоне, важно, чтобы каждая звезда, входящая в созвездие сверкала (работала). Звёзды - устремления ребёнка, которые приведут его к осуществлению мечты. Звёзды в созвездии Балерины могут быть такими:
Удалить"Первая встреча с искусством" (познание, изучение ..)
"Я - балерина" (формирование внутренних качеств и поведенческих характеристик)
"Первые балетные шаги" (занятия со специалистами)
"Мой успех" (выступления, фестивали, победы..)
"Моё вчера и моё сегодня" (самоанализ и самооценка).
Уважаемые коллеги! Многие формы, представленные здесь, очень импонируют! И это действительно творческое воплощение замыслов, о которых писали в модели персонификации. В качестве варианта предложу известный "средовой" вариант определения цели участниками образовательного процесса, как ответ на вопрос: что ребенок хочет иметь и уметь? Что нужно уметь, чтобы обладать (иметь) определенными ценностями? "Иметь для того, чтобы быть. Уметь - чтобы мочь" достичь своей цели... Всем замечательного творческого поиска! С уважением, Боровская Е.В. Нижний Новгород
ОтветитьУдалитьПредставленные «документы» интересны и действенны: и «дерево желаний» и блоки. Однако возрастные разграничения при выборе форм «документа» необходимы, сензитивными периодами развития личности пренебрегать не стоит. Понятно, что старшему школьному возрасту будет проще самовыразиться и попытаться построить план саморазвития в указанных блоках. А как быть с младшими школьниками? Кроме названных ранее, можно попробовать метод неоконченной сказки, который поможет раскрыть внутренний мир ребенка. Напрямую сформулировать план своего развития достаточно сложно и взрослому человеку, что говорить о ребенке. Сказки любят и понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. Можно не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком, затем задать ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»? Сказки могут такими:
ОтветитьУдалитьСКАЗКА «ЗАКОЛДОВАННЫЙ ПРИНЦ (ПРИНЦЕССА)»
«В некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали? Что сделать, что расколдовали? и т.д.»
СКАЗКА «ВОРОН»
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили они поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу...» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)? А как добиться, обрести какие-либо качества? И т.д.»
Формы представления процесса саморазвития ребенка могут быть различными. И некоторые коллеги их уже предложили. Это документ на бумажном или электронном носителе(индивидуальный маршрут, проект, дневник роста и др.). А может это будет воображаемая, образная модель - многоэтажный дом. И "поднимаясь по этажам" этого дома - ребенок проходит этапы личностного роста. Фундамент - это то, что он имеет в начале своего пути к цели "Это - я", 1 этаж - "Познай себя", 2 - "Мой план действий", 3 - "Мой путь к цели", 4 - "Мои ожидания и реальность" и 5 этаж - "Моё восхождение у успеху".
ОтветитьУдалитьОчень симпатично, что фактически все участники коллективного обсуждения стремятся предложить творческие варианты «документа» ребенка. Нравится вариант «Дерево желаний», предложенный Г.Д. Кочергиной. Кстати, ранее в виде дерева изображались воспитательные системы школ и классов. Положительные эмоции вызвали и другие творческие варианты «документа». Но я допускаю, что может создаваться ребенком, например, старшеклассником, документ без кавычек – проект или программа саморазвития (самовоспитания).
ОтветитьУдалитьВид, содержание и структура документа в кавычках или без них зависит от возрастных особенностей детей.
Важно и то, чтобы при составлении такого документа у ребенка оставалось право на тайну, ибо не все должно быть публичным. Следует избежать громоздкости данного документа и формализма при его заполнении.
Было бы хорошо, если бы в каждой экспериментальной площадке сумели разработать к концу марта одну педагогическую модель ПСВ или один документ ребенка как субъекта саморазвития.
Здравствуйте, коллеги! К обсуждению присоединяется Переслегинская гимназия (Псковская область).
УдалитьУ нас традиционной является такая форма работы, как творческий портрет. Почему-то при обсуждении поставленного вопроса захотелось «танцевать» именно отсюда. И идей возникло три, правда очень похожих.
1. ПСВ «Додекаэдр» (для тех, кто любит математику). Главная пропорция додекаэдра – Золотое Сечение (это уже поле деятельности). Главные числовые характеристики додекаэдра – 5,12,60. Может быть 5 Вершин, например: Мечта, Успех, Власть, Азарт, Любовь. Талант быть Человеком играет 12-ю гранями (они формулируются как угодно, например, «Двигаться к познанию Мира и Самого себя», «Быть подвижником», «Думать не как все» и т.п.)
Дальше пока не думали)))
2. «Жизнь – это бриллиант» (для более поэтических натур). Не ограненный бриллиант не блести, он тусклый. Чтобы заблестел, надо шлифовать. А шлифовка – это труд, это выход из комфортной зоны, это все то, что тревожит, раздражает… А вот после шлифовки он сияет ярко. Чем больше граней, тем больше света преломляется. Но и тем больше света остается, сохраняется в нем. Грани – это здоровая красота и красивое здоровье, это личностый рост и самореализация, это….. По важности они неразделимы, и если чего-то не хватает, то бриллиант (=жизнь) не становится ценностью.
3.ПСВ – это, в первую очередь самостроительство, поэтому рабочее название «По ступеням пирамиды». Пирамиды строились большим количеством людей, но точно все шли к поставленной цели и достигали ее. Сравнивать ребенка с пирамидой, конечно, не очень красиво, но возможно, что он, ребенок, некий «стержень», если хотите «Заказчик – участник» строительства.
Одним из важнейших принципов моделирования социальных систем является принцип реалистичности, который предполагает, прежде всего, максимальное использование уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных и тождественных проблем, модификацию существующих культурных образцов и разработку новых. В педагогической практике накоплен достаточный опыт по разработке и «отражению» форм индивидуального целеполагания, механизмов «самостроительства», приемов рефлексии личности и др., о чем убедительно и свидетельствуют предшествующие комментарии.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьУважаемые коллеги, спасибо за интересные формы. Мне кажется,что к графическим и формам описательного характера, можно добавить творческое представление персоны о своих мечтах, устремлениях, целях. Можно предложить ребятам создать "артбук" (это рукотворные книги, дневники, оформленные эскизные блокноты, а еще коллажи и рисунки, собранные в одну тетрадь) в виде книги желаний,мечтаний, устремлений, в которой можно изображать (рисовать или вклеивать) свои мечты.
ОтветитьУдалитьМы предлагаем коллегам, принимавшим участие в веб-форуме, уже знакомые им наши материалы с применением коучинговых технологий: Стрелы перспектив ребёнка, Колеса баланса, шкалы от 1 до 10, открытых вопросов.
ОтветитьУдалитьЗаваденко С.В., Юпатова Л.Д., Зарембо Н.И., г. Псков, СЭЛ № 21
Уважаемые коллеги, я хотела бы предложить вариант из своего "советского" детства. У нас были анкеты, на вопросы которой отвечали одноклассники, а иногда и учителя. Почему бы не использовать этот вариант для начальной школы? Например: "Я расту". Имеется в виду качественный рост ученика, его саморазвитие. Анкету можно разделить на 3 больших раздела: "Я и мои друзья" (проанализируем межличностную коммуникацию ребенка), "Я и взрослые" (отношения с семьёй, учителями, ПДО), "Я и ЗЕРКАЛО" (вариант своих желаний, устремлений, достижений и неудач,...)А главное, что глядя на самого себя в "зеркало", ученик должен подмечать свой качественный рост или регресс. Опять же: "Свет мой, зеркальце, кажи..." И "зеркало" (возможно взрослые или друзья ) должно помочь либо с чем-то справиться , либо чего-то достичь. У нас, в началке, дети очень нуждаются в поддержке со стороны взрослых.
ОтветитьУдалитьЯ полагаю, что перспективные устремления ребенка должны быть изложены как текстовый документ.Даже с ребенком начальных классов нужно вести серьезный разговор на тему" Каким ты хочешь стать?"Ответ на этот вопрос и должен стать отправной точкой в составлении персонифицированного плана для конкретного ребенка."A что для этого нужно делать?"-ответ на этот вопрос поможет конкретизировать действия и со-действия ребенка и взрослых. Именно на этом этапе взрослые должны предложить варианты достижения цели, помочь ребенку попробовать свои силы в выбранных видах деятельности, а также скорректировать персонифицированный план. На следующем этапе нужно помогать ребенку оценивать достигнутое. Взрослые обязательно должны помочь отразить в планах изменения,необходимые конкретному воспитаннику.
ОтветитьУдалитьПерспективные устремления ребенка могут быть изложены в виде ежедневника под названием "Лестница успеха" или "По дороге к успеху", где ребёнок будет записывать свои успехи и неудачи и пути их решения для достижения определённой цели. Одной из задач персонифицированной системы является научить учащихся поставить пред собой цель, которую непременно нужно достичь для того, чтобы сформировать разносторонне развитую личность.
ОтветитьУдалить