Куришкина Л.А. Решение проблемы персонификации в образовании при использовании «Дневника социальной успешности»
Оставьте комментарий, ответив на следующие вопросы:
• «плюсы» (положительное) разработки;
• «минусы» (отрицательное) разработки;
• как усилить «плюсы» и ослабить «минусы» (рекомендации разработчикам).
Оставьте комментарий, ответив на следующие вопросы:
• «плюсы» (положительное) разработки;
• «минусы» (отрицательное) разработки;
• как усилить «плюсы» и ослабить «минусы» (рекомендации разработчикам).
Автором предлагается интересный инструментарий персонификации процесса воспитания школьников. Предлагаемый Ларисой Анатольевной Дневник социальной успешности может при корректном использовании быть полезным школьнику в планировании, организации и анализе своей работы над собой. Очень важно, что ребенок не только выступает подлинным субъектном в выполнении социально-контекстных проб, но и расширяет диапазон применения своей субъектности, повышая уровень развития этого качества. Ценно и то, что данный инструментарий уже апробирован.
ОтветитьУдалитьОдно лишь появилось сомнение при чтении материала: не слишком ли сложный текст для школьников, например, введение в него понятия «социально-контекстная проба».
Спасибо за комментарии.Сложный текст понятен ученику при объяснении сопровождающего его педагога, который сначала объясняет содержание, беседует с учащимися, а затем предлагает выполнить пробу. Ученик не остается один, его поддерживают взрослые. Специфика понятий объясняется решением педагогической проблемы управления развитием социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы. Что соответствует теме инновационной площадки, организованной на базе нашей ОО. Опыт показывает, что учащиеся 8-11 классов не испытывают затруднений в понимании смысла деятельности и содержания пробы. Оформление результатов зависит от мотивации, личной заинтересованности, творческих способностей, ведь иногда требуется нарисовать, показать схематично, написать, а не только кратко ответить на вопрос. Результаты работы учащихся показывают, что ученики 8 классов более эмоционально и ярко ведут Дневник, чем ученики, например, 11 классов. Мы пришли к выводу, что Портфолио творческих достижений (1-7 кл.) может сменяться таким Дневником, ведь их функции различны. Меняется школьник, меняется форма такой работы, меняется ее содержание (согласно возрастным и психологическим особенностям детей и подростков). Спасибо за обсуждение и вопросы.
Удалить«Дневник социальной успешности» как план персонифицированного пути развития ребёнка может дать ему возможность «увидеть» себя со стороны, оценить собственную уникальность, задать индивидуальные направления дальнейшей жизни в социуме.
ОтветитьУдалитьОднако, хотелось бы увидеть, как конкретный учащийся справляется с заполнением данного дневника, осознаёт ли смысл его заполнения, как он понимает для себя различные социально-контекстные пробы, какие делает выводы, пройдя то или иное анкетирование в аспекте социально-контекстной пробы. Иначе говоря, хотелось бы увидеть «дневник социальной успешности» в действии на примере конкретного ребёнка.
Спасибо, Елена Сергеевна! Такой дневник ведут наши учащиеся с 8 класса. Интересны личностные приращения, которые оцениваются каждым учеником в ходе рефлексивного анализа. Поддерживает в этой работе ученика классный руководитель, психолог, а вот родители пока еще не очень активны, к сожалению. Но многим ученикам требуется только небольшая консультация, они сами справляются в анализом результатов и их фиксированием в Дневнике. Наш опыт - это опыт двух лет работы. Дети перешли от Портфолио творческих достижений к Дневнику социальной успешности. Спасибо за внимание!
УдалитьСпасибо большое за ответ. Разработка очень заинтересовала, поэтому было много вопросов. Хочется попробовать что-то подобное в действии. Просто показалось, что детям сложновато разобраться в некоторых социально-контекстных пробах и сложно осознавать и анализировать результаты. Но, поскольку, с дневником работают учащиеся 8-11 классов, все вопросы такого рода отпали.
УдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
УдалитьСпасибо.Хорошая,интересная работа,очень полезная для практиков.Вопрос такой:кто кроме ученика работает с этим дневником(родители,классный руководитель ...) и каким образом?
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оксана Владимировна за вопрос. Главная роль в сопровождении ученика отводится классному руководителю. Есть пробы, которые требуют вопросов к членам семьи. В некоторых случаях может консультировать психолог.
УдалитьРада общению. Задавайте вопросы и вносите предложения. Буду к ним внимательна.
Материал прочитала с интересом и удовольствием…. и он активизировал рассуждения следующего плана: «Обоснован ли прирост новых производных от уже существующих базовых понятий и не затруднит ли он выбор их педагогами и грамотное оперирование ими на практике? Так, понятие «социальная проба» уже давно укоренилось в контексте теории социального проектирования и тут появляется новое… Чем принципиально отличаются понятия «социально-контекстная проба» и « социальная проба» или это просто уточнение ее направленности? Похожая ситуация с понятиями «успешность» и « социальная успешность». Кроме того, социальная успешность все-таки ближе к результату социализации, который еще далеко не завершен в школе и вряд ли могут быть единые критерии социальной успешности для всех обучающихся. Беспокоит то, что мы почти не говорим о механизмах выхода из ситуаций неуспешности. Понятия « личностная эффективность» и « самоэффективность» (в положительном социальном контексте) более ориентированы на индивидуальность каждого ребенка, его саморазвитие, достижение личностных целей. Спасибо за предоставленную дополнительную возможность поразмышлять по поводу собственных сомнений!...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Михайловна! В ситуации инновационного развития нашего учреждения прирост новых производных от уже существующих базовых понятий обоснован. Мы реализуем программу развития «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы», ОО является региональной инновационной площадкой по проблеме «Управлением развитием социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы». В этой связи складывается глоссарий, уточняющий содержание понятия "социально-контекстная среда". Этим объясняется специфика понятийного аппарата. Социально-контекстная проба трактуется как непродолжительное, законченное действие социальной активности или взаимодействия в конкретной контекстной ситуации, в ходе которой подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях (внешний контекст), которые касаются лично его (внутренний контекст), получает и осознает опыт и качество своего социального взаимодействия. Поэтому в данном случае название "социально-контекстная проба" указывает на ее содержание, а значит уточняет направленность (как Вы правильно заметили). Понятие "успешность" имеет широкий смысл, а социальная успешность отражается в результатах решения социальных вопросов.
УдалитьЛичностная эффективность может оцениваться внешними экспертами в том числе, а САМО - это все же самого человека (если мы говорим о персонификации, то это становится актуальным). Благодарю Вас за диалог.
Авторам спасибо за образец дневника. Это хороший вариант обучения детей самопониманию,самооценке (даже старшие подростки не обладают этими навыками). Вопросы возникают не по содержанию дневника, а по организации работы с ним:когда? с какой периодичностью?как именно взрослые сопровождают ребёнка в работе с дневником?действия самого ребёнка (кроме заполнения)?
ОтветитьУдалитьМатериал интересен тем, что действительно ребенок выступает подлинным субъектном в выполнении социально-контекстных проб. И мы тоже считаем, что для школьников текст сложноват.
ОтветитьУдалитьЗаваденко С.В., Юпатова Л.Д., Зарембо Н.И., г. Псков, СЭЛ № 21
Большое спасибо за идею по формированию персонально ориентированной системы воспитания.
ОтветитьУдалитьОднако возникает определенные сомнения в объективной оценке учащимся понятия "социальная успешность" и не приведет ли социальная направленность развития личности к деградации духовной сферы и искажению нравственных норм поведения.
С большим уважением и признательностью Колдунов Э.М.