среда, 7 декабря 2016 г.

Ребенок как субъект саморазвития

Ребенок как субъект саморазвития

Познакомьтесь с представленной разработкой и оставьте свой комментарий, отметив:
  • «плюсы» (положительное) разработки;        
  • «минусы» (отрицательное) разработки;
  • как усилить «плюсы» и ослабить «минусы» (рекомендации разработчикам).

17 комментариев:

  1. Боровская Елена Викторовна7 декабря 2016 г., 16:47

    Уважаемая Елена Владимировна! Благодарю за интересный текст и аннотацию работ, на которые Вы опираетесь! Начала читать еще до начала официальных сроков веб-форума:) Меня давно волнует вопрос о соотношении понятий развитие и саморазвитие. Если мы говорим о субъекте развития, не будет ли обращение к субъектности по отношению к саморазвитию излишним? И развитие, и саморазвитие по своей сути, как я понимаю, детерминированы чем-то (средой, генетикой и пр.), а "само" лишь подчеркивает активное начало. И согласна с одной из цитат в тексте,что мы также можем начать саморазвивать, как и развивать, хотя развитие уже само по себе активизируется субъектом. Можно ли ограничиться лишь понятием "развитие" по Вашему мнению? Или для Вас принципиально важно говорить не только о развитии, а о саморазвитии? Для меня значимо услышать ответ, даже если он расходится с моими представлениями.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер,Елена Викторовна! Спасибо, что Вы своим отзывом открыли обсуждение материалов вебпрезентации! Сначала замечу не только для Вас, но и для всех участников презентации, что в опубликованных работах не указаны их авторы. Мы сделали так для того, чтобы меньше факторов субъективного характера влияло на тех, кто пожелает оставить свой комментарий. Под всеми материалами указано, что их автором является Володина Елена. Такая подпись ставится автоматически после технического размещения Еленой Владимировной в блоге того или иного материала, автором большинства которых она не является.
    А теперь о заданном Вами вопросе. Вы правы, когда предлагаете рассматривать субъект развития и субъект саморазвития как синонимические. Но несколько иное соотношение между развитием и саморазвитием, если перед ними не стоит слово субъект. Они соотносятся как род и вид. И в этом есть смысл: становится понятным по поводу влияния на изменения человека со стороны внешних или внутренних факторов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Боровская Елена Викторовна7 декабря 2016 г., 20:22

      Благодарю, Евгений Николаевич! Спасибо Вам за ответ! Признаю, что это очень замечательный ход, когда работы можно читать не предвзято!

      Удалить
  3. Очень нужный теоретический материал для педагогов-практиков, стремящихся помочь ученикам в организации процесса саморазвития. Раскрывается, разъясняется смысл понятий, что помогает избежать путаницы и ошибок в работе над ПСВ. Спасибо автору!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо автору за качественный теоретический материал, он стал доступным "путеводителем" в мир понятий "развитие-саморазвитие", "объектность-субъектность", что особенно актуально для нашей творческой группы, которая также работает над темой "Ребенок как субъект саморазвития". Многие положения авторов, указанных в списке использованных источников, были нам знакомы и указывались в том числе и в нашей разработке (хотя она не опубликована?!),а что-то нужно будет еще раз основательно перечитать.

    ОтветитьУдалить
  5. Галина Кочергина. Смоленск9 декабря 2016 г., 0:02

    Чтобы построить персонифицированную систему воспитания, педагогу, прежде всего, нужно понять ведущие цели и сущность результата, проек-тируемой системы. Развитие и саморазвитие ребенка – это и есть ключевая цель и главный результат ПСВ.
    Спасибо автору за глубокое обоснование сущности, структуры и механиз-мов процесса саморазвития; за предостережение в том, что педагог не может решать за ребенка какие качества и свойства ему следует развивать («если мы не сможем встроить свои педагогические замыслы в логику развития субъектности, то ….. создадим нелепицу: будем саморазвивать ребенка») и поэтому «педагогу надо замечать и поддерживать субъектные проявления детей в любых видах деятельности».

    ОтветитьУдалить
  6. Оксана Владимировна Шумагина,г.Заволжье9 декабря 2016 г., 12:57

    Хорошая теоретическая работа,доступно,без ущерба научности затронуты вопросы понятия "саморазвитие".Работа,которая заставляет меня задуматься,есть ли разница между понятиями "развитие" и "саморазвитие".

    ОтветитьУдалить
  7. Несомненно автор поднимает значимые вопросы для персонифицированного воспитания. Спасибо за столь богатый обзор подходов. Однако, на мой взгляд очень не хватает работ О.С. Газмана. Для саморазвития автора, в заключении своих размышлений представлю две его цитаты, относительно свободоспособности ребенка (что по сути и отражает способность к саморазвитию, активно изменять и проявлять себя). Вторая цитата поднимает вопрос выхода педагогической деятельности в плоскость понимания внутреннего мира ребенка, поддержке его образа Я, - речь идет о педагогике самосознания.
    В тексте автора, на мой взгляд не хватает серьезного обобщения, выраженной авторской позиции, хотелось бы авторского понимания понятий саморазвития и субъектности, их взаимозависимости. Второе, что нужно и важно делать педагогу для поддержки данного процесса у ребенка, может быть выверить специфику работы по поддержке процесса саморазвития у разных возрастов.
    Представляется, что речь должна идти о педагогической поддержке, не случайно О.С. Газман рассматривал ее основной педагогической деятельностью для поддержки процесса индивидуализации ребенка. А саморазвитие - это выход в плоскость индивидуализации, когда я сам решаю каким я хочу быть и какими средствами я могу этого достичь, что буду делать.
    Последнее, представляется, что саморазвитие нельзя понимать вообще (он занят саморазвитием), а только в частности ( какие цели он ставит перед собой сейчас и как он их добивается, насколько он настойчив и терпелив для их реализации). И здесь речь идет о его способности проявить свои субъектные качества в деятельности по изменению себя.
    О.С. Газман отмечал, что рассматривая свободу ребенка важно видеть два аспекта «…внутренняя свобода субъекта как свобода воли: «хочу» (потребности, интересы), «могу» (творческая способность деятельности), «надо» (моральный закон в себе). Второй – как внешние условия для самовоплощения свободы развития личности ребенка, для саморазвития» [с.11]...«… Появление педагогической концепции формирования самосознания – серьезный шаг, знаменующий поворот собственно к формированию личности как субъекта своей жизнедеятельности и образования себя… Речь идет о необходимости расширения предмета воспитания, о выделении особого направления в теории и практике образования, которое можно было бы назвать педагогикой самосознания. Она включает помощь школьнику в формировании Я-концепции, в стимулировании его самопознания, самовосприятия, самооценки, построения адекватного «образа Я», способности оценивать собственную мыслительную деятельность, в том числе целеполагание, проектирование, планирование, рефлексию» [с .30 – 33.].1. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы – М.: МИРОС, 2002.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна Юрьевна, особое спасибо за цитаты О.С. Газмана. Их много раз читал, но в контексте саморазвития они во много раз становятся более значимыми. Надо еще раз продумать его представления о внутренней и внешней свободе.
      Очень важная Ваша мысль о том, что не следует рассматривать вопрос саморазвития конкретного ребенка вне целей и содержания его деятельности.

      Удалить
  8. Опора автора на труды психологов, в частности работы М.А. Щукиной, еще раз подтверждает, что педагогика без психологии бессильна. Качественный анализ терминов "саморазвитие", субъект" и "субъектность" является важным для исследования ПСВ. Теоретические положения хотелось бы дополнить и практическими рекомендациями "а что делать в условиях реальной школы, на простом уроке?". Например, ярославские ученые во главе с профессором Г.К. Селевко разработали концепцию самовоспитания школьников, в основе которой теоретические и технологические аспекты деятельности современного школьника по самосовершенствованию. Еще мучает вопрос: каким образом самовоспитание как часть саморазвития впишется в систему персонифицированного воспитания? Или мы будем говорить о саморазвитии, не "сужая" его до самовоспитания?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Владимировна, о соотношении самовоспитания и саморазвития мы будем размышлять на протяжении всего исследования. Сейчас можно рассмотреть это соотношение как влияния(ий) на себя и изменения(ий) в себе. В таком контексте лучше понять, чем они отличаются друг от друга.

      Удалить
  9. Спасибо авторам за доступно изложенный материал. Данная разработка, по моему мнению, будет весьма полезна педагогам-практикам на начальном этапе проектирования ПСВ

    ОтветитьУдалить
  10. Подробное и глубокое исследование важных - в контексте общей проблематики - понятий. Немного не хватило выводов в конце работы. Заинтересовало предложенная интерпретация понятия "субъектность", захотелось узнать мнение автора: а "полисубъектность" - как понятие - имеет ли место при обсуждении вопросов развития и саморазвития? Или данное понятие психологически и педагогически здесь неправомерно?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Александровна, о полисубъектности влияния на развитие ребенка, конечно, следует утверждать, а о полисубъеткности по отношению к саморазвитию, т.е. к изменению самого себя, наверно, следует сказать: нет...

      Удалить
  11. Мне созвучно рассуждение о связи саморазвития и субъектности.

    ОтветитьУдалить
  12. Щукина Мария Алексеевна14 декабря 2016 г., 20:26

    Уважаемые коллеги, благодарю за интерес к моим работам. Отмечаю корректный и качественный анализ очень сложной проблематики саморазвития и ее связи с субъектностью.
    Спасибо за комментарии к теме. Взяла себе некоторые идеи на заметку для перспективной разработки. Очень ценен запрос на разработку сопровождения саморазвития в разные возрастные периоды развития ребенка.
    Из истории напомню еще прекрасные психолого-педагогические работы П.Ф.Каптерева, пронизанные идеями саморазвития, самообразования и самовоспитания.

    ОтветитьУдалить
  13. Мария Алексеевна, с интересом прочитала Вашу статью. В том числе, рассмотренные Вами, различные точки зрения исследователей на саморазвитие ребёнка, полезно знать каждому классному руководителю.

    ОтветитьУдалить